Стэнли Кубрик. Предсмертное интервью
Во время производства научно-фантастического фильма «Космическая Одиссея 2001 года» в 1968 году, Стэнли Кубрик испробовал множество технических и монтажных приёмов, намного опережающих своё время. Именно благодаря этому опыту и появилась техническая возможность имитировать съёмки высадки экипажа Нила Армстронга на Луну в 1969 году.
О моральной стороне никто не задумывался. Со временем отношение к фальсификации столь важного для всего человечества события стало меняться. У самого Армстронга развивалась депрессия, он постоянно был на грани срыва. Мысли об обмане мучили его всю жизнь – ведь он клялся на Библии.
У Стэнли Кубрика тоже начались эмоциональные проблемы, что повлекло за собой большие перерывы в творчестве. Кубрик годами не находил в себе вдохновения для новых режиссёрских работ.
И режиссера, и астронавтов просто использовали. Армстронг был высокоморальным человеком. Его заставили поверить в то, что через три года продолжится финансирование, появятся новые технологии, полёт состоится по-настоящему и чудо с высадкой на Луну случится.
NASA не чувствовало вины. Зная в глубине души, что полёт невозможен, они хотели верить в невозможное просто потому, что были слишком самонадеянны.
День настоящего полёта так и не настал. Это разрушило, просто уничтожило Армстронга. Он занимался самобичеванием и очень повлиял на Кубрика, «заразив» его сожалениями и муками совести.
Армстронг просит, умоляет, убеждает Кубрика опубликовать правду, хотя бы после смерти. Несмотря на то, что Кубрику фактически нечего было терять, он завещал опубликовать своё признание только через 15 лет после его ухода из жизни.
Все годы после «высадки на Луну» Кубрик был, с одной стороны, уверен в том, что всё сделал правильно, показав с помощью своего искусства историческое событие. С другой стороны, он был согласен с Армстронгом, который убедил его в том, что их ложь слишком повлияла на человечество. Кубрик чувствовал себя и гордым, и виноватым одновременно – внутренний конфликт длился годами.
- Подпись автора
[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)