продолжение
предыдущие части
КРИЗИС 2020 - ? Общие вопросы
КРИЗИС 2020 - ? Общие вопросы
Стремление Лондона к Лидерству на фоне «банкротства идей»
Впрочем, для завоевания либо получения глобального Лидерства в результате Переформатирования необходимо обладать определенными свойствами – надо кое-что предложить кроме собственных «хотелок». И именно в этом аспекте нынешнему поколению британских политиков отказывает автор статьи «Britain today and the Bankruptcy of Ideas, Vision and Values-less Education» - «Британия сегодня – банкротство идей, перспектив и ценностного образования». Он развенчивает уверенность в том, что британская политическая элита способна претендовать на мировое лидерство. И это – ответ на приводимые выше материалы британского официоза.
Сначала – цитата из цитируемой статьи Эндрю Роунсли (Andrew Rawnsley) в «The Observer»: «Правительство возглавляет группа людей, которые не уважают своих коллег, не сочувствуют среднему избирателю. Их менталитет – «Рожден, чтобы править!» – означает, что они сильно преувеличивают представление о собственных способностях, что притупляет их слух к советам и предостережениям других людей, которые на самом деле могут знать больше и лучше. Они не так хороши в управлении, как они думают».
И далее: «То, с чем мы сталкиваемся – это банкротство идей правящего класса, полного напыщенности, высокомерия, моральной и духовной слепоты вызванной, прежде всего, их глупой «шикарностью». Они не могут задавать правильные вопросы и, следовательно, не в состоянии дать правильные ответы… Наш народ сталкивается с небытием, пустотой. Пустота и поверхностность идей, видения и проницательности. Боле того, прошлое переработано, чтобы представлять будущее».
Это очень важное замечание для понимания того, как на Туманном Альбионе видят своё лидерское Будущее, перенося туда свой же опыт имперско-колониального прошлого: «Прошлое переработано, чтобы представлять будущее».
Вердикт автора статьи суров: «Наша система образования подвела нас всех, что привело к крайне трагическим последствиям. Образование дают не для достижения мудрости, добродетели и красоты. Студентов называют “клиентами”. Образование становится “товаром”. Университеты становятся “поставщиками услуг” и “центрами бизнеса”. Обучение – это не призвание и таинство, а вопрос рейтингов…» И тогда, пишет автор, «мы все становимся носителями сумок для клоунов, наших так называемых лидеров». Жестко.
Сомнения по поводу «демократичности» новых правил в англосаксонской среде выражает также и британский историк, германист, профессор Ричард Эванс (Richard J. Evans) в опубликованной недавно статье с многозначительным названием «Britain’s Reichstag Fire moment» («Поджог британского Рейхстага»). Он пишет: «Основные правила демократической политики во многих странах, включая Великобританию и США, находятся в большей опасности, чем когда-либо с начала 1930-х годов…»
Так что, для обладания мировым Лидерством у британцев кроме намерений должны быть и возможности, а вот с этим в их элите, судя по всему, не так гладко.
Регионы мира просят новых Лидеров
С другой стороны вопрос о новом Лидере поднимают и в континентальной Европе. Издание «Project Syndicate» в статье «Конец “лидировавшей Германии” и возвращение Франции» отмечает новые тенденции в Старом Свете: «Сегодня несколько факторов угрожают статусу Германии, как лидеру ЕС, и Франция является основным бенефициаром этого процесса. До сих пор доминирование Германии основывалось на основных столпах: на гарантиях американской защиты, а также на глобальном положении ведущих германских производственных компаний и на позиции Германии, как «чистого кредитора» Европы. Теперь, когда эти основы начинают разрушаться, эра «пика Германии» может пройти…
Кроме того, баланс политической власти в ЕС снова меняется. Самое главное, что Brexit помог Франции вновь подтвердить свою роль в качестве «основного блока» европейской конструкции. Главной заботой Германии было защитить свои финансовые интересы и интересы других стран-кредиторов из Северной Европы. Brexit, однако, восстановит «старый порядок» с Францией в центре европейских дел…
В наши дни член ЕС, имеющий мощный военный потенциал, обладает и «премией на власть». Что особенно верно в отношении Франции, которая владеет эффективными конвенциональными и ядерными силами.
В контексте ЕС каждый из этих факторов представляет собой важный сдвиг, а в сочетании они могут быть преобразующими. Теперь Франция станет точкой опоры, от которой будет зависеть интеграция в ЕС – и, следовательно, любое будущее геополитическое или экономическое развитие блока…
Наконец, Франция имеет долгую историю государственной политики и не тяготится от наличия огромного торгового профицита с остальным миром. Таким образом, Париж лучше, чем Берлин, может защитить свои интересы и интересы ЕС в мире торговых войн и инвестиционных барьеров, где рыночные силы подчинены власти правительств».
Так во Франции не прочь примерить на себя тогу Лидера Европы.
Фото RFI
Президент Макрон в последнее время стал предельно – в определенных рамках – откровенен, чтобы продемонстрировать претензии на Лидерство. Он говорит: «Почему мы оказались в подобной ситуации? Потому что существует фактическая экстерриториальность доллара. Потому что наши предприятия, даже когда мы принимаем решение об их защите, зависят от доллара. Я не говорю, что нужно бороться с долларом, но нужно выстраивать подлинный экономический и финансовый суверенитет евро. Так за что же нам нужно бороться? Разумеется, за укрепление и большую интеграцию Еврозоны, за большую интеграцию финансовых рынков еврозоны, за способность выстроить надежный финансовый и валютный суверенитет. А это – необходимо».
Чем не заявка на – хотя бы моральное – Лидерство в Европе?
И в Азии размышляют о своем Лидерстве. И на это там существуют собственные резоны. О чем пишет в издании «Counterpunch» Исмаэль Хоссейн-заде, почетный профессор экономики Drake University (США). Статья «Однополярное управление многополярным миром»: «Появление в последние годы экономических и военных сил в таких странах, как Китай, Россия и Индия, породило теории и надежды на многополярный мир, который мог бы умерить жесткую одностороннюю/однополярную политику Соединенных Штатов на глобальном уровне… Существование расширяющегося многополярного мира бок о бок с устойчивым однополярным миром только поверхностно парадоксально. В действительности, это полностью соответствует логике социально-экономического развития мировой капиталистической системы нашего времени».
Азия видит свои перспективы. И также примеривает лидерские доспехи, опираясь на давнюю мудрость: «Кризис – это Возможность».
Мнение экономистов: «В этом мире возникло что-то новое»
Обсуждают перспективы и ведущие мировые экономисты. Журнал «Foreign Policy» дал им возможность высказаться в обзоре «How the Economy Will Look After the Coronavirus Pandemic» - «Как экономика будет выглядеть после пандемии коронавируса».
С учетом того, что перед нами оценки очень известных и серьезных специалистов, можно рассмотреть некоторые мировые тенденции в их размышлениях. Тем более что затрагиваются с их стороны и те вопросы, которые мы сегодня освещаем. Прежде всего – что будет после Переформатирования.
Профессор международных финансов Гарвардского университета Кармен Райнхарт: «В первую очередь пандемия поставит под вопрос выгоды и издержки Глобализации, усугубит сомнения касательно глобальных цепочек снабжения и сделает их более локальными. У людей возникнет страх перед поездками за границу, а также беспокойство по поводу товаров первой необходимости и способности к восстановлению внутри страны».
Главный экономист Международного валютного фонда Гита Гопинат: «Главная опасность заключается в том, что этот органичный и корыстный отход людей и фирм от Глобализации усугубят политики, которые воспользуются страхом перед открытыми границами. Они могут навязать торговле протекционистские ограничения и ограничить передвижения людей под предлогом охраны здоровья».
Профессор экономики Колумбийского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц: «После окончания пандемии государствам будет необходимо создать более дальновидную и жизнестойкую глобальную финансовую систему. Странам придется искать более прочный баланс между преимуществами Глобализации и необходимой опорой на собственные силы»
Адам Позен, президент Института мировой экономики имени Петерсона: «Пандемия усугубит долгосрочную стагнацию и разрыв между богатыми странами и остальным миром. Сфера финансов и торговли будет чрезмерно полагаться на американский доллар, что "усилит недовольство". Кроме того, в будущем "экономический национализм" приведет к тому, что государства станут все чаще и больше отгораживать свои экономики от внешнего мира».
Профессор истории, директор Европейского института при Колумбийском университете Адам Туз: «Беспрецедентные и катастрофические последствия начавшегося экономического спада не поддаются подсчетам. В этом мире возникло что-то новое. И ужасное… После пандемии рабочие места будут потеряны безвозвратно».
Профессор Школы бизнеса Калифорнийского университета в Беркли Лаура д'Андреа Тайсон: «Пандемия повлечет за собой масштабные экономические изменения. Так, ускорятся процессы цифровизации и автоматизации на работе, исчезнет немало рабочих мест средней квалификации, изменится состав ВВП, ускорится рост нестандартной и непрочной занятости. Когда начнется подъем экономики, увеличится спрос на полицейских, пожарных, медиков, сотрудников сферы логистики и других работников, оказывающих жизненно важные услуги».
Профессор экономики Йельского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Шиллер: «Пандемия может стать стимулом для создания новых международных институтов, которые позволят лучше распределять риски между государствами».
И в завершении этих академических размышлений – мнение экс-главы Банка Англии Мервина Кинга, высказанное незадолго до начала кризиса на осенней сессии МВФ. Он предрёк миру экономический и финансовый кризис. По его словам, мировая финансовая система неумолимо движется к финансовому Армагеддону, который похоронит демократическую рыночную экономику. То есть, впереди гибель капитализма, причем, в варианте, гораздо более разрушительном по сравнению с крахом советского геополитического проекта. Потому что в 1991 году рухнула треть мировой экономики, и остальная мировая экономика смогла демпфировать негативный эффект краха. А теперь должна аналогично рухнуть вся мировая экономика, а демпфировать крах будет некому.
Мервин Кинг оказался прав: сильнее всего от «финансового Армагеддона» пострадают США, которые усугубляют своё положение торговой войной с Китаем и политическим конфликтом с ведущими странами ЕС. И на этом фоне закачавшегося Гегемона мало кто обратил внимание на информацию из Китая…
Так вот, пока другие страны мира обсуждают вопрос о введении в обращение новых денег в форме криптовалют, китайские товарищи уже приняли стратегическое решение. Пока все сопротивляются коронавирусу, китайцы сделали сильнейший ход, который может сильно повлиять на состояние мировых финансов. Тем более что пандемия завершится, и на новом пути мировой финансовой системы впереди окажутся те, кто раньше всех стартует в сторону – хорошего ли плохого, но – неизведанного Будущего.
Из Поднебесной сообщили о том, как Китай в условиях всеобщей неразберихи и остановки многих мировых процессов играет на опережение. Пишут следующее. В 2017 году Народный банк Китая начал работу по созданию своей криптовалюты. Ходили слухи, что к этому поначалу приложила руку семья Ротшильдов, что неудивительно с учетом её тесных связей в Поднебесной. Возможно, на первоначальном этапе такое сотрудничество имело место, но затем китайские власти взяли в свои руки весь процесс. Они сами создали «новые деньги». В апреле 2020 года Сельскохозяйственный банк Китая приступил к тестированию китайской криптовалюты.
Если американцы стремительно не среагируют на эту инициативу – а они в этом акте Переформатирования могут проиграть не только темп, но и перспективу – то, есть серьезные предположения, что ряд стран станут на сторону Китая в его стремлении заменить в торговле американский доллар криптоюанем. Для начала – в торговле региональной, азиатской.
Но это будет Удар по глобальному долларовому миру.
«Международная валютная элита ожидала глобального кризиса, с которым мы сталкиваемся сейчас… Результатом станет конец доллара, как ведущей мировой резервной валюты», - пишет Джеймс Рикардс (James G. Rickards), редактор издания «Стратегическая разведка» («Strategic Intelligence»).
Фото с саммита НАТО, как Символ.
Фото АР
В конце концов это будет подтверждением того самого Обнуления, после которого начнется Переформатирование мировой финансовой системы.
Стартует Регионализация.
Уйдет Глобализация.
Закончится «Pax Americana».
Но, закончится ли миром этот «Мир по-американски»? Скорее «да», чем «нет». Тем более, что пандемия – это и есть нынешний ответ выдавливаемых из мировой власти сил. Они напористо формируют вариант Нового Лидерства для самих себя. ФРС де-факто национализирует половину американской экономики, выращивая баланс до уровня ½ ВВП США. И эта гигантская собственность в одних руках – новая реальность. И новая сила.
Поэтому при такой перспективе на Большую Войну вряд ли согласятся – себе дороже. Видимо, и повтора пандемии в ближайшие годы ожидать не стоит – им прилетело «обратка», а на такое у планировщиков никто не подписывался…
«Я долгое время об этом твердил. Мы усвоили хороший урок. Эта пандемия подчеркнула важность наших производственно-сбытовых цепочек, возвращения их в Соединенные Штаты, где им самое место. Что произойдет, если начнется война, а половину ваших припасов предоставляют другие страны? Кому такое пришло в голову?! Глобалистам. Такое не работает. Безусловно, не работает в тяжелые времена, опасные времена».
Дональд Трамп, 20 апреля 2020 года
Интенсивность обсуждений вариантов Будущего начала нарастать. И это – показательно.
Значит – Переформатирование после Обнуления.
Значит – Деглобализация.
Значит – новые Лидеры.
- Подпись автора
[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)