Вопрос кризиса актуален для каждого человека и для каждой страны. Вопрос только в том, начиная с какого момента этот вопрос становится актуальным. Банально, для богатых позже, для бедных раньше. Еще, очень важным моментом является то, насколько страна, регион, область, город или отдельное предприятие или даже отдельное домохозяйство, быстро могут выйти из кризиса при изменении внешних условий.
Недавно, мне на глаза попался очень интересный опрос одной девушки социолога в телеграмм-канале. Имея несколько тысяч подписчиков, она задала провокационный вопрос "Будете ли вы воровать (отщипывать, пилить, присваивать, уводить в сторону, использовать не по назначению) средства, если будете обладать властью на достаточно высоком уровне?" Понятно, что не все честно ответят на подобный вопрос. Однако, результаты меня очень удивили. Не смотря ни на что, более 50% людей ответили, что да, они бы в той или иной степени присваивали бы себе средства. Кто -то говорил, что да, буду, потому что все на этих постах воруют, кто-то говорил, что в разумных пределах, кто-то говорил что чуть-чуть не увлекаясь. Точная цифра, особого значения не имеет, тут важно более или менее 50%. Так или иначе, количество ответивших утвердительно колеблется около 50% то есть около половины. Лёгкий шок.
Я полезла искать другие данные и нашла опросы проводимые анонимно порталами HH.ru и Joblist.ru Это порталы вакансий и специалистов. Сайты, где люди ищут и предлагают работу.
Там проводили опросы-исследования что и в каких пропорциях по факту воруют на данный момент люди на местах. То есть не обременённые властью, а рядовые работники. Общие цифры оказались, как ни странно довольно близки :
Так или иначе, что-то ворует 58% работников.
Более 50% всякие расходники, канцелярские принадлежности, бумагу, еду (где она положена в офисе по штатному расписанию)
Более 30% оргтехнику, производственное сырьё, инструменты, то есть, средства производства.
Около 20% деньги в наличной и безналичной форме всевозможными способами.
Более 15% информацию разного рода, базы данных, списки агентов и контрагентов, бухгалтерскую и другую конфиденциальную информацию.
Таким образом, опять опуская за кадр процентные деления по категориям, имеем цифру более 50% тех, кто что-либо ворует. Не важно, скрепки это или деньги.
Одновременно, эти же люди высказывают высокую степень озабоченности в опросах другого рода, по поводу мнения обычных рядовых граждан относительно степени воровства во власти.
Получается парадоксальная ситуация, при которой более половины рядовых граждан так или иначе воруют на местах. Им не нравится, что власть ворует. Возможно, что во власти этот процент даже выше. И эти же граждане, всё в том же соотношении более 50% говорят, что будут воровать в той или иной степени если попадут во власть.
Вывод наверное напрашивается сам собой. Нет никакого смысла жаловаться на поведение власти, если та прародительская масса, то есть сырьё, из которого потом получаются будущие политики, руководители и власть имущие, как минимум наполовину готова воровать. Обладая властью это делать легче и проще. Это ясно всем. Получается, что плодородная почва жалуется на сочность всходов. Господа, а чего вы ожидали? Все воруют сообразно своему положению. И что самое ужасное, готовы это делать и далее.
Это одна из загадок России, которая возникла не сейчас. а еще в глубокой древности, даже. еще задолго до Петра-I впервые, пожалуй остро поставившего этот вопрос. И начавший борьбу с ним. Можно одобрять или критиковать методы по борьбе с воровством Петровских времён и всех последующих, включая методы Сталинской эпохи или времён социализма... Проблема, как мы видим, не была решена ни одним из существовавших методов.
На вопрос в духе Чернышевского "Что делать?" никакого чёткого ответа нет. Если кому-то интересно моё мнение, то я считаю, что начинать надо с истоков. С образования, с попытки вырастить поколение, которое сможет постепенно преодолеть определённый менталитет. Создать сорт пшеницы, который бы не боялся сорняков и более того. подавлял бы их. Задача, на мой взгляд, очень сложная, поскольку требует определённого типа преподавателей и воспитателей, на фоне неизменных семейных ценностей. Как это сделать я тоже не знаю.
Одно мне кажется очевидным, что современная динамика типично Российского входа и выхода из разного рода кризисов в огромной степени определяется именно фактором воровства, мешающего нормальному движению не только финансовых потоков, необходимых для экономики, но и движению идей, что не менее важно. Это подобно тромбозу в сосудах тела, мешающих крови поступать в органы и особенно в конечности, удалённые от сердца (финансового центра) страны.
Вот, такие мысли сегодня....