В продолжении разговора захотелось "на пальцах" нарисовать современные представления о человеке. (Как всегда наиболее значимые работы были написаны в начале прошлого века) Но дело это оказалось нелегким.
К счастью нашел статью вменяемого (для меня вменяемость определяется способностью говорить на русском (не абракадабрском) языке) философа Александра Дугина "Постантропология" и надергал из нее цЫтат.
Работы Карла Густава Юнга развили теорию Зигмунда Фрейда и создали новую топику человеческой психологии. Уже Фрейд показал, что помимо «я» («эго») в человеке активно действует невидимое и вытесненное «оно» («это», немецкое es, латинское id). Юнг же продемонстрировал, что нижний этаж «оно» уходит корнями в особую реальность, общую для всех людей. Коллективное бессознательное - одно на всех.
Человеком считается рациональный индивидуум, называющий сам себя «я». В психоанализе эта функция обозначается латинским термином «эго». Свойства «эго» - рассудок, способность к ментальным операциям, владение логическими структурами (или «пралогическими» - как у так называемых примитивных племен, дикарей), способность к саморефлексии и четкому отделению себя («эго») от внешнего мира, от «других» и «другого».
Обобщенный социальный логос есть коллективная проекция «эго», Фрейд называл это «супер-эго», «сверх-я». «Эго» всегда соотносится с «супер-эго», и это порождает систему социальных нормативов и определяет большую часть бытия «я».
В отношении других социальных «я» и в отношении совокупного социального логоса (сверх-я) «эго» выступает как персона, личность, маска.
Страна коллективного бессознательного и Selbst
Внутри «эго» начинается пространство психики. В ней есть разные пласты - близкие к «эго» (память, субъективная оценка действий, вторжения снизу - инвазии) и более далекие от него - собственно бессознательное.
Бессознательное Фрейд назвал es, id, «оно». Сам Фрейд ограничивал бессознательное индивидуальными переживаниями и влечениями, как правило, сформировавшимися в младенчестве и даже в пренатальный период. Юнг же в знаменитом сне 1909 года, путешествуя на корабле вместе со своим учителем Фрейдом через Атлантику, увидел, что в бессознательном есть еще более глубокий уровень, где оно перестает быть индивидуальным и становится коллективным. Область коллективного бессознательного для Юнга стала центром его концепции (топики).
Коллективное бессознательное, по Юнгу, у всех одно и то же и населено вечными мифами и архетипами. Этим коллективным бессознательным объясняются устойчивые сюжеты некоторых сновидений (великие сны), сюжеты мифов, сказок, религиозных видений, художественных произведений. Верно воспринятое и направленное к светлому выходу на поверхность, интегрированное, охваченное, принятое и сакрально превознесенное коллективное бессознательное Юнг называет термином Selbst, self, то есть «я сам».
Анимус / анима и их темный двойник
Между «эго» и коллективным бессознательным находятся две главные промежуточные инстанции – анимус / анима (душа, которую Юнг делит по половой принадлежности) и тень (umbra, die Schatten).
Анимус / анима (как Серафитус и Серафита Бальзака) - это образ коллективного бессознательного, каким оно предстает в чистом виде мужскому или женскому «эго». Юнг заметил в ходе своих исследований (в том числе клинических), что мужчины устойчиво представляют «бессознательное» (es, id) как женщину (отсюда «анима», душа женского рода), а женщины - как мужчину (отсюда «анимус», душа мужского рода). В русском языке соблазнительно было бы использовать однокоренные слова «душа» и «дух», но они имеют иной устойчивый смысл (хотя имеют ли они сегодня вообще какой-нибудь смысл, хочется спросить себя?).
Еще есть тень, представляющая собой темного двойника «эго», который состоит из негативных продуктов диалога «эго» и коллективного бессознательного. Все то, что дневное сознание подавляет, исключает, репрессирует, выталкивает, цензурирует, не замечает в поползновениях, поднимающихся из бессознательных глубин, становится тенью, образует ее структуру и своего рода антиперсону (симметрично противоположную персоне). Обобщение образа тени - это дьявол.
- Подпись автора
[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)