Гуны
Что такое Гуны, что они обозначают, о чем могут поведать?
Гуны это понятие имеющее очень широкий спектр трактовок. Прежде всего, это совокупность некоторых качеств. Качеств, которыми мы характеризуем прежде всего состояние человеческой души, личности, характера. Но на самом деле это более обширные для понимания понятия.
Происходят они из тройственной природы человека. Индуизм делит человека на Физическое, Умственное (Ментальное) и Духовное. Отчасти, с этим связана и христианская троица Отец-Дух-Сын. Правда несколько иначе трактуемое. Не буду сейчас пытаться проводить параллели, но тройственность природы человека так или иначе идет от идеи тройственного строения всего мира, Вселенной.
И так, существует три Гуны. Это Тамас, Раджас и Саттва.
Тамас. Происходит от слова Тама - тьма. Эта Гуна соотносится с физическим телом, грубой материей, грубой силой, невежеством, тупостью, ленью, заблуждением, неведением, грубостью, водой.
14:8. Тамас же, рождённый от неведения, вводит в заблуждение обитающих в телах, связывая небрежностью, беспечностью и ленью, о безгрешный. (Бхагавад Гита)
Раджас. Происходит от корня Ра (Рад) - излучение, источение, движение. Вообще, тут стоит отметить, что корень Ра встречается в большинстве слов, так или иначе по смыслу связанных с наличием и движением какой-либо энергии, с излучением чего-то. Эта гуна соотносится с умом, активностью, созиданием, творением, развитием, деятельностью, возбуждением, огнем, изменением, трансформацией, суетой, страстью, жадностью, стяжательством, обманом.
14:7. Знай, что и раджас — страстное начало — есть источник привязанности к земной жизни и жажды её, что сковывает, о Каунтея, обитающего в теле влечением к действию. (Бхагавад Гита)
Саттва. Эта гуна соотносится с духовным началом, искусством, знанием, обучением, блаженством, добротой, состраданием, преданностью, верой, способностью на жертву, с альтруизмом. Соотносится с воздухом.
14:6. Из этих гун, саттва, благодаря своей незапятнанной чистоте — здоровой и светлой, — привязывает влечением к радости и узами общения (с себе подобными людьми), а также познания (не главного в жизни), о безгрешный. (Бхагавад Гита)
Тут следует заметить, что не нужно путать соотношения в гунах с соотношением принятым для Дош. Доши тоже качества, подобные гунам, их тоже три, но используются для описания компонентов физического тела.
Как мы видим, все три гуны являются тем, что привязывает человека к материальному миру. Именно поэтому гуны еще переводят как покровы, занавеси. В санскрите есть фраза, которая на русский переводится как "Выйти из-под покрова трех гун", то есть гуны это некие покрывала, не дающие человеку узреть истинную природу мира.
Гуны появляются вместе с материей. Там где появляется материя, там появляется форма. Форма в Индуизме считается уже ограничением. Поэтому и гуны. появляющиеся вместе с материей и формой, являются ограничениями человека. При этом, даже Бог с точки зрения Индуизма не может избежать влияния гун если он проявляет себя в материи.
Например, наиболее известная троица богов Индуизма - Брама, Вишну и Шива, подвержены влиянию одной из гун каждый. Брама, который есть творец Вселенной ограничен гуной Саттва. Вишну, который есть хранитель Вселенной, ограничен гуной Раджас. Шива, который разрушитель Вселенной ограничен гуной Тамас. Это говорит о том, что проявляя себя в материи ни одно из божеств не является Абсолютом. Абсолют же, Ишвара - единый и неделимый находится вне материи, вне понимания и вне ощущения для людей. Он не ограничен ничем. но и недосягаем.
Человек, согласно индуистской традиции, ограничен тремя гунами. То есть люди находятся под влиянием всех трех гун и они в разных пропорциях содержатся в каждом из нас, в разной степени влияют на каждого из нас. Фактически, по тому, насколько каждая гуна проявлена внутри человека, и определяется в итоге характер человека, его устремления, поведение, взгляды и взаимоотношение с окружающими.
Тут надо отметить, что ни одна гуна не является хорошей или плохой, потому что каждое свойство может иметь как положительное качество, так и отрицательное. Об этом говорят и цитаты из Бхагавад-Гиты. Неведение и заблуждение (Тамас) это конечно плохо. но иногда требуется и грубая сила. Одна лишь тяга к знаниям (Саттва) без созидания и воплощения знаний в материи (Раджас) по сути бесполезна, поскольку мы живем именно в мире материи. Одновременно, жадность, которая есть проявление Раджаса также привязывает людей к материальному.
Просветленная личность - это личность вышедшая как минимум из-под покрова двух из трех гун. То есть это личность, ставшая подобной божеству. В традиции Индуизма существует лишь одна личность, которая находясь в материальном теле вышла из-под покрова всех трех гун. Это Даттатрейя. О нем расскажу отдельно, чтобы не перегружать текст.
Таким образом, гармонично развивающаяся личность вовсе не должна стремиться к преобладанию гуны Саттва, как иногда призывают псевдо-учителя и самозваные "гуру". Гармоничная личность должна уметь использовать в нужный момент времени и обстоятельств разные качества всех трех гун и стараться избегать их отрицательных проявлений. И в который уже раз, тут работает золотая фраза "Все хорошо в меру". Стремясь к познанию и к рассуждениям на разные темы. не стоит забывать, что все рассуждения пусты и вредны без результата, который должен быть выражен через действие. Стремясь к действию, не нужно забывать о том. что человеку просто необходимо иногда отдыхать, но отдыхая, не надо допускать, чтобы отдых становился самоцелью и основным родом деятельности.
На сегодняшний день, в большинстве людей в большей степени проявлена гуна Раджас. Сегодня время Вишну и соответственно, время гуны Раджас. Сегодня человечество и сам человек активно развиваются, цивилизация крайне активна и активность эта все возрастает. Ум людей становится все более подвижным. все более активным, жизнь все ускоряется. Это признаки нашего времени. Гуна Раджас есть одновременно среднее звено между Тамасом и Саттвой. Не зря она отождествляется с трансформацией и огнем. Это плавильная печь, в которой создается некий продукт и от каждого из нас зависит, что будет на выходе. От нас зависит, приготовим ли мы пышный каравай, тяжелое не пропеченное тесто или получим угольки, рассыпающиеся в пыль от прикосновения.
14:18. Пребывающие в саттве — духовно прогрессируют. Раджастичные — остаются на среднем уровне. Тамастичные — деградируют, пропитанные наихудшими качествами. (Бхагавад Гита)
14:20. Когда обитающий в теле освобождается от трёх гун, связанных с миром материи, — тогда он освобождается от рождений, смерти, старости, страданий и вкушает бессмертие. (Бхагавад Гита)