Лила
Вы поговорите с кришнаитами. У них всегда был спор с имперсоналистами, что первичней личностный аспект или безличностный. В этом споре не одно копье сломано.
Насчет шиваизма не согласен. И гуру тантрики есть. Другой вопрос, что тантра в отличии от бхакти, является чисто экзотерическим направлением и знания передаются от учителя к ученику и в открытом доступе их нет. Я например занимаюсь буддийской танторй, но основой ее является индийская и основателем буддийской тантры был будда Падмасамбхава, индийский тантрик, пришедший из Индии в Тибет.
Я сам вообще являюсь сторонником учения двух великих индийских святых Шри Рамакришны и Свами Вивеканды. Сам Рамакришна реализовался сразу тремя путями: как бхакта Вселенской Матери, тантрик и адвайтист. У него был учитель адвайты Тота Пури, который не верил в личностный аспект Бога, а только в безличностный. Он помог Рамакришне постичь Абсолют, после чего Рамакришна помог Тота Пури постичь личностный аспект бога в виде Вселенской Матери, после чего у Тота Пури был сильный психологический шок и он даже хотел идти и утопиться.
Бог не только личен и имеет форму, Он может принимать форму Кришны, Христа или воплощаться в любое другое тело. И совершенно верно, что для исполнения желаний преданных Ему людей он проявляется в бесконечном количестве форм. И в то же время верно, что Он представляет собой не имеющее формы, неделимое, абсолютное Бытие, Сознание и Блаженство. Веды говорят о Нём одновременно, как о личном, имеющем форму и атрибуты, и, как о безличном, стоящем выше всех форм и всех атрибутов. Понимаете ли вы, как это может быть? Он подобен бесконечному океану абсолютного Бытия, Сознания и Блаженства.
[i]Отношение между Богом личным и безличным.
И как в океане сильные холода могут заморозить известную часть воды, которая будет плавать по его поверхности, принимая различные формы, точно так же горячее благоговение (бхакти) может как бы сконденсировать известную часть Божества и заставить её являться в разных формах. Личный Бог, имеющий форму, существует ради своих бхакт (дуалистических поклонников). Но, когда встаёт солнце мудрости, глыбы льда тают и становятся опять водой; сверху, снизу и со всех сторон, всё проникает Бесконечная Сущность. Поэтому в писаниях есть молитва: «О, Господь, Ты личен и имеешь форму. Ты также безличен и не имеешь формы. Ты проявлял себя в человеческой форме и жил среди нас, но Веды говорят, что Ты выше слов и выше ума - невыразимый, неощутимый и немыслимый». Но в то же время можно сказать, что для некоторого класса бхакт Бог вечно личен и всегда имеет форму. Есть места на земном шаре, где лёд никогда не тает и кристаллизуется в постоянные формы.
То, что есть Абсолют (Ниргуна), безличный и выше всех атрибутов, есть то же самое, что личный Бог обладающий всеми атрибутами и Божественными качествами. И вместе с тем абсолютный Брахман неразделён от Божественной энергии (Шакти).
Термин «Брахман» относится к тому аспекту Божества, который безличен и стоит выше всякой деятельности. Но когда мы начинаем думать о Нём, как о создающем, сохраняющем и разрушающем все явления, тогда мы называем его личным Богом, Божественной Матерью или Кали.
Брахман и Шакти - одно и то же.
В действительности нет различия между «Брахманом», или неличным Абсолютом, и «Шакти» или Божественной Матерью. Брахман и Шакти представляют собой одно и то же, как огонь и его сжигающая сила. Как под словом огонь мы подразумеваем его способность сжигать, так, говоря о горении, мы знаем, что говорим об огне. Постигая одно, мы постигаем и другое.
Они составляют одно точно так же, как составляют одно - молоко и белый цвет молока. Мы не можем представить себе молока без его белого цвета.
Они - одно и то же, как одно и то же бриллиант и его сверкание. Мы не можем представить себе бриллианта без сверкания.
Они - одно и то же, как змея и её извилистые движения. Мы не можем представить себе змею без змеиных движений.
Тот кто знает, что такое свет, знает также, что такое темнота. У кого есть идея феноменального мира, должен также иметь идею абсолютного Ноумена. Кто знает Шакти или личный аспект абсолютной Сущности, знает также неличного Брахмана. И, наоборот, кто постиг абсолютный Ноумен, постиг также и феномен. Кто познал Брахмана, познал также и личного Бога или Божественную Мать (Шакти).
Шри Рамакришна[/i]
Отредактировано Созерцатель (16.08.2016 15:58:13)