Хаван
Индуизм как религия, не имеет четкой систематизации и границ между различными своими ветвями и направлениями. На данный момент, не смотря на то, что внутри индуизма существует 6 основных школ основанных на Ведах - веданта, йога, ньяя, санкхья, вайшешика, миманса, каждая из них, по сути своей, использует один и то же набор практик. Есть разнообразные школы, которых тоже не менее десятка, опирающиеся на Тантры, как на основные тексты, но и они имеют в своем арсенале ежиные ритуалы и практики. Несомненно, что каждая школа или направление, имеют свои уникальные ритуалы, практики, но глубинная суть их, всегда будет единой. Методы могут различаться сильнее. но все равно будут сводиться к ограниченному набору методик. Основные различия происходят если так можно сказать, во внешнем проявлении, антураже, декорациях которые чаще всего, уже являются чисто человеческим творчеством, отображающим уникальное понимание сути учения конкретной школой или иним ответвлением.
Один из важнейших типов ритуалов, основан на поклонении огню. В данном случае слово "поклонение" не означает, что сам по себе огонь является объектом поклонения или отождествляется с Богом или иным божеством. Огонь в индуизме является инструментом. Огонь является трансформатором, превращающим материю, трансвормирующим материю. Более того, основной смысл здесь именно в трансформации и превращении. изменении. Потому что в аюрведе, например, огнем считается вовсе не огонь в привычном смысле слова. Не пламя. В аюрведе роль огня исполняет желудочной сок в виде щелочной или кислотной среды. разлагающей, трансформирующей пищу. Тем не менее, при нарушении деятельности пищеварительной системы, люди часто жалуются на жжение, изжогу в животе или в пищеводе. Происходит это когда кислотная или щелочная среда воздействует на стенки желудка, где повреждена слизистая оболочка или при выплескивании желудочного сока в пищевод при неполностью закрытом клапане входного отверстия желудка. Но ощущения именно такие же, как от ожога. Именно желудочный сок разлагает и трансформирует пищу, производя те же, по сути своей, действия, что и огонь.
Итак, огонь, является одним из основополагающих инструментов в ритуальных и не только ритуальных системах.
Основними ритуалами, в которых применяется огонь, в индуизме являются Ягья, Хаван(Хома), Агнихотра, Пуджда. Пуджа, как ритуал огня стоит несколько особняком, поскольку имеет несколько иной смысл и технику, а Ягья, Хаван и Агнихотра по смыслу и технике исполнения являются разновидностями одного ритуала. Однако основа их, это именно Хаван.
Если не вдаваться в тонуости, то Ягья это хаван для большого числа людей, а Агнихотра это облегченая версия Хавана. В ритуале Ягья принимает участие много людей. Хаван и Агнихотра это индивидуальная практика, при которой, конечно могут присутствовать люди в любом количестве, но лишь в качестве наблюдателей.
Слово Хаван происходит от санскритского слова Хава - жертва. В качестве жертвы используются разнообразные составляющие, среди которых разнообразные семена и травы, разнообразные фрукты, овощи, молоко, мёд, йогурт, ароматические вещества, например такие как гуггул, разнообразные масла. Все ингредиенты называются словом самагри. Самагри можно перевести как "материал".
Суть Хавана в том, что набор ингредиентов, в определенном порядке, с определенными мантрами, жертвуются через огонь - трансформатор, существам другого мира, а именно мира Сва или мира Правь, как его называли в дохристианском Православии. Таким образом, осуществляется контакт с миром в котором обитают Боги (Божества) и с ними происходит определенное взаимодействие, одним из основних частей которого, является кормление.
Гуру, когда говорил о том что такое Хаван, рассказывал, что Хаван - это творение. Дословно: "Когда Бог создавал эту Вселенную, он делал Хаван". Одновременно, Хаван это акт жертвования, акт любви, акт кормления. Кормления в прямом смысле слова. Отдавая огню положенные ингредиенты, мы жертвуем их. Огонь трансформирует их в те составляющме, которыми способны питаться существа мира Сва или существа более тонкого уровня материи. Все те существа, которые в индуизме отодествлябются с Богами (Дэвами) и Демонами (Асурами) разновидностей которых несметное число, являются как раз обитателями мира Сва (Правь). Делая Хаван, мы кормим их. Кормим всех. Деление на плохих и хороших, на темных и светлых, довольно условно. Да, есть коренные различия между божественными и демоническими существами, принципиальные различия, но и те и другие способны совершать как хорошие так и плохие поступки. Поэтому для нас (людей) это деление весьма условно. То есть и Божество может снести нам голову и демон может помочь или спасти от опасности.
В Христианстве, считается, что если Демон (Дьявол) помогает, значит ему обязательно нужна ваша душа в качестве платы (обмена) за помощь. Индуизм придерживается иного мнения и считает, что даже демонические существа способны к альтруизму, равно как и божества могут проявлять эгоизм. На этот счет существует огромное число легенд и приданий, зафиксированных в разных эпосах. типа Махабхараты, Рамаяны, разнообразных героических гит...(Гита в переводе песня) (Например Бхагавад-Гита переводится как песнь сложенная Богом, где Бхага это Бог)... и так далее. Поэтому во время Хавана кормят почти всех.
Однако, действительно, не все существа могут прийти на этот пир. Некоторые из них, не допускаются или не приглашаются. Для этого перед хаваном пространство очищается от нежелательных вибраций. В Индуизме для этого используется звук раковины и колокола. Собственно говоря, поскольку глубинная суть ритуалов везде едина, то очищение пространства используется практически везде. В православных церквях тоже перед службой и часто во время службы звонят колокола. В тибете звучат трубы и барабаны, как и в Африке... как и во всём мире.
Хаван ритуал довольно универсальный и он может использоваться с разными целями. При помощи Хавана можно вызвать дождь способствующий урожаю и наводнение. Можно вызвать землетрясение или наоборот прикратить его, можно создать благоденствие и взаимопонимание на огромной территории или наоборот, вызвать раздоры, войны или подчинить волю людей.
На сегодняшний день, есть всего несколько человек в мире, способных проводить разрушительные хаваны, но все они просветлённые личности и никогда не будут использовать это умение в корыстных целях. Я обучалась только Хавану который проводят для благополучия, мира, достатка, процветания и благоденствия.
Сам ритуал проводится в уединенном месте, где нет посторонних, ничто не отвлекает и сам ритуал не создает никому неудобств, поскольку связан с разжиганием огня. Место где разжигается огонь, называется Хаван-кунд. Это обычно, углубление, квадратной формы, имеющее форму перевернутого заккурата (форму заккурата имеют прирамиды в Мексике и Месопотамии или ступенчатые пирамиды). Проводящий ритуал. очищает пространство, готовит все необходимые ингредиенты, разжигает огонь. Затем, читая определенные мантры в определенной последовательности, бросает в огонь соответствующие ингредиенты. Мантры во время Хавана никогда не произносятся вслух, в отличие от Ягьи и агнихотры. Хотя во время Ягьи тоже есть определенные мантры, которые не произносят вслух. Эти мантры никогда не передаются лицам, которые не имеют разрешения от Гуру на проведение Хавана. А разрешение может дать только Гуру. То есть только просветленная личность.
К сожалению, сегодня в сети можно найти мантры для проведения, как пишут авторы статей, Хавана. Все эти статьи по сути, являются неправильными. Они, в лучшем случае, дают мантры для того или иного вида Агнихотры, в худшем, просто дают набор мантр. не имеющих отношения к огненным ритуалам вообще. Это в целом, известная проблема, связанная с индуизмом. "учителей" и "гуру" миллионы, но все они ничему в итоге не учат, лишь создают видимость. Может оно и к лучшему, поскольку Хаван приводит в движение очень мощные энергии, которые при неправильном их пробуждении и направлении, могут нанести очень серьезный вред. Прежде всего, тому, кто проводит Хаван и тем, кто присутствует при его проведении. Это действительно не шуточные слова, потому, что я лично знаю как минимум 3-4 случая из нашей традиции, когда люди имевшие разрешение нарушали основополагающи правила ритуала или люди не имевшие разрешения пытались самостоятельно проводить Хаван, заканчивали очень плохо. Они умирали. Как правило, это остановка сердца во время проведения или вскорости после окончания ритуала. Конечно, это происходит не при любой ошибке... надо очень сильно нарушить правила чтобы такое случилось. Но нарушение правил, действительно ведет к негативным последствиям. Я лично сталкивалась с такими ситуациями. Когда присутствовала на хаване, который был проведен с ошибками.
Теперь о положительном и правильном проведении. Как я уже говорила, посредством огня, происходит взаимодействие двух разных миров. пространств или как это правильно назвать... я не знаю. Точные механизмы на уровне законов физики, мне неведомы, но как говорил Гуру, все происходит в соответствии с законами физики и химии. Просто не все из них понятны современной науке.
Для того чтобы достичь хорошего положительного результата Хавана, ведущий должен конечно же отработать все действия, движения, последовательность до такого уровня, чтобы ему не приходилось вспоминать какую мантру следует читать следующей, какой ингредиент кидать в огонь далее. Только тогда он сможет освободить свое сознание и правильно сконцентрироваться. В идеале, ведущий, как бы абстрагируется от ситуации и действия, предоставляя Богу войти в себя и делать Хаван Его руками, будучи лишь проводником, телом, которое выполняет указания свыше.
В этом случае, ритуал оказывает неизменно положительное влияние на достаточно большое пространство (до нескольких километров в диаметре) окружающее центр в котором находится хаван-кунд. Мне очень сложно описать те ощущения, которые лично я испытываю во время ритуала. Возможно, что подойдет слово блаженство, но оно совершенно не передает тот комплекс душевных и физических ощущений, которые я на самом деле ощущаю. Конечно, это радость, это легкость, как душевная, так и физическая. Иногда даже, кажется, что я не сижу, а вишу в воздухе на уровне 1-2 см от земли, настолько приподнятое душевное состояние во время ритуала.
Традиционно, Хаван проводится дважды в день на рассвете и сразу после заката. То есть во время утренних и вечерних сумерек. В это время считается, что энергии Солнца и Луны, света и тьмы, добра и зла уравновешены в природе максимально. То есть оказывают на процесс менее всего влияния, которое могло бы отклонить его в тут или иную сторону.
Сегодня подобные ритуалы проводят кроме адептов индуизма, еще в Тибете и на территориях распространения тантрического Буддизма. Это Тибет, Монголия, Бурятия, Тува, Калмыкия. Подобные ритуалы, так же, используются в Шаманизме. Даже в традиции Ветхого завета, персонаж Мелхиседек исполнял какой-то очень похожий ритуал. Согласно псалмопевцу Асафу, чьи произведения вошли в Псалтырь, (цитирую близко к тексту, но не уверена что слово в слово) "
И ранним утром, и в тихий вечерний час столб дыма поднимался от жертвенника.
"
Примерно такие же слова, о регулярном возжигании огня "царем Салима" (Нынешний Иерусалим) есть и в египетских папирусах времен Фараона Тутмоса IV ( 1397—1388гг) и в выводах Иосифа Флавия в его книгах "О древности иудейского народа", и "Против Апиона":
"....он свидетельствовал о том, что здесь был Мелхиседек - человек, преданный Богу, постоянно находившийся в общении с Ним и молившийся за окружающий его народ..."
А вот еще строки из псалма Асафа:
"И было в Салиме жилище Его, пребывание Его на Сионе"
(Пс. 75:3)
Это всё были слова про Мелхиседека. Но скорее всего, эта практика исчезла вместе с Мелхиседеком, и очевидно, что он (Мелхиседек) ее не распространял в массы.
Хаван, сегодня является наиболее закытым ритуалом, поскольку при поиске в интернете почти нет фотографий или видео проведения именно Хавана. Все они относятся или к проведению Агнихоры или Ягьи. Но у меня есть фотография хаван-кунда, сделанная после проведения Хавана в Хайракане. Эту Дхуни (Хаван-кунд это разновидность Дхуни - места проведения Ягьи) сделал своими руками Гуру моего Гуру, то есть непосредственно Хайраканди Бабаджи и сказал, что она называется Шакти Дхуни, то есть место Божественной Матери. Она уникальна и поэтому имеет не квадратную, а форму 8 лучевой звезды. Хотя внутреннее пространство, где горит огонь, все равно имеет почти квадратную форму.
И есть маленькая фотография Бабаджи, во время проведения им Хавана в Хайракане. Это именно хаван. Одно из ранних его фото.
Я совершенно не склонна нагонять тумана или мистифицировать сей факт, но действительно, фото и видео ритуала Хаван в сети практически отсутствуют.
По поводу мощности самого ритуала могу сказать, что я видела сама: Проведение Хаванов в Гималаях снизило активность повторных толчков Японского землетрясения 2011 года ниже 6 баллов. То есть с начала проведения первого дня хаванов более ни разу не было толчков 6 и более баллов. Часто после проведения Хавана идет дождь или собирается гроза (если лето). Часто облака рассеиваются над местом проведения если пасмурно. Регулярно вижу, как в процессе проведения, над местом где горит огонь, часто начинают кружить орлы (если они водятся в этих местах). Во всяком случае в Подмосковье, наблюдаю это почти каждый раз летом. Одна, две или три пары орлов кружат над местом проведения и улетают после окончания. Исторические данные гласят, что Гуру моего Гуру провел на территории Индии в разных местах 150 Ягий и Хаванов в период с 1970 по 1983 год. Что привело к повышению урожайности зерновых настолько, что Индияк 1985 году полностью отказалась от импорта зерна и решила проблему голода, время от времени, возникавшего в отдельных провинциях. Мой Гуру в 2011 же году летом провел 10 Ягий в Подмосковье. Всего в России я думаю, есть более сотни человек, имеющих разрешение от Гуру на провеение Хавана. Точное количество мне не известно.