Неделя в ашраме "Х" Часть 3.
Медитация. Самадхи. Сабикальпа и Нирбакальпа самадхи.
Что же такое на самом деле медитация, о которой сказано так много слов, но в итоге так мало понятно. Начну с того, что европейское понимание слова медитация отличается от восточного понимания. Вообще, слово медитация (meditation) появилось при переводе Ветхого Завета на греческий. При переводе с древнего иврита слова "хага" הגה. Оно было заменено на слово "мелете" (μελετε) а потом, при переводе на латинский, слово "мелете" было переведено как глагол "медитатио" (meditatio) то есть созерцание и размышление...
В индуизме для обозначения медитации применяется слово Дьяна (ध्यान). Оно созвучно со словом Гьяна (ज्ञान) знание. Сначала Гьяна потом Дьяна - гласит одна из древних поговорок. То есть одно переходит в другое.
В современном европейском представлении медитация это некая техника пришедшая с востока, как-то связанная с дыханием и определенными позами. Да, отчасти так оно и есть. Но это внешнее. То есть для медитации часто используют определенные позы, но не обязательно. Главное в медитации привести тело в состояние, когда оно мможет слиться с астральным телом и достигнет, таким образом состояния самадхи. А вот слово "самадхи" на санскрите обозначает "единение", "целостность", "собирание воедино".
Пробуждение некой мистической силы кундалини дремлющей в основании позвоночника, начинает ее подъем по каналам Ида, Пингала и Сушумна вдоль позвоночника, последовательно через каждую из чакр. Но мы помним, что чакры, на самом деле, не принадлежат нашему телу. А что происходит на самом деле? На самом деле происходит склеивание, соединение астрального (пранического тела) и физического. Этот процесс склейки происходит снизу вверх от более низких к более высоким вибрациям. Именно поэтому чакры на рисунках изображают начиная с красной внизу до фиолетовой наверху. С увеличением частоты колебания, наш глаз видит изменение цвета в видимом спектре от красного к фиолетовому.
Но здесь есть очень серьезные "засады" в виде наших человеческих пороков, привязанностей и страстей. Например, сексуальная неудовлетворенность, распущенность, склонность к прелюбодеянию будет преградой к развитию. Есть такая древняя мудрость, которая гласит, что Вселенная обладает колоссальной силой, которая совершенно безразлична к нашим желаниям и престрастиям, которая существует и действует согласно законам природы и ей совершенно пофигу что мы на этот счет думаем. Так вот, когда астральное тело начинает соединяться на уровне красной чакры, в том числе отвечающей за наши сексуальные желания, сдержанность или наоборот похоть и разврат, оно "вливает" в наше тело, которое представис в виде двигателя, как бы, иное "топливо". Если в дизельный двигатель, работающий на керосине залить кислородно-водородное топливо от ракеты, его разорвет как Тузик грелку. Поэтому, дизельный двигатель надо к моменту залива топлива преобразовать в ракетный двигатель. Для этого человеку надо укротить свои желания и научиться их контролировать.
Если этого не произойдет, то вливая в наше тело дополнительные силы, астральное тело лишь усилит наши пороки. Человек станет еще более не сдержанным в сексуальном плане, еще более ненасытным. Это постепенно подорвет его здоровье. Чем далее происходит склейка, тем на более тонкие наши аспекты идет воздействие. И если они не достаточно контролируемы и недостаточно готовы к принятию этой силы, вообразить которую простому человеку очень сложно, то эта сила и энергия начнет "разгонять" и следующие уровни - оранжевый, желтый, зеленый и так далее. То есть люди станут более завистливыми, жадными, ревнивыми, эгоцентричными, не сдержанными в еде, власти... все это помимо эмоциональных проявлений начнет воздействовать на органы пищеварения, сердца, и в конце концов ума... люди становятся безумными. Какой то из органов в итоге, не выдерживает первым и в итоге, человек заболевает и умирает от болезни или сходит с ума, если его не спасти. А спасти такого человека может только тот, кто видит причину и может ее устранить. И то, не всегда. Иногда бывает слишком поздно. Процесс этот после определенного момента необратим.
Теперь становится гораздо более понятно, почему заповеди требуют от человека именно того, чего они требуют. По сути, они указывают человеку в самых общих чертах, очень грубыми пока мазками, что наеобходимо дял того чтобы подготовить себя для перехода в астральный мир. Иначе, после смерти человек снова окажется в этом мире. То есть переродится. Если человек хочет оказаться в астральном мире еще при жизни, то он должен подготовить себя к этому переходу. То есть создать правильную дверь, которая впустит его туда не уничтожив его и после этого еще и выпустит обратно. Это тоже отдельная тема.
И так, самадхи есть цель и результат дьяны и переводится как "соединение во едино". Не созерцание и не размышление, а именно соединение во едино физического и астрального тела, по сути, человек и становится той самой дверью или порталом между двумя или тремя разными мирами. О мироустройстве тоже чуть позже. Дьяна это процесс. Самадхи это результат процесса дьяна. Одно без другого не имеет смысла.
Европейское понимание медитации есть понимание через отдельные действия, входящие в комплекс всего процесса дьяна. Этот процесс может быть весьма разным по своему внешнему проявлению. Например, йог может сидеть и выполнять дыхательные упражнения концентрируясь на определенных частях своего тела, заставляя постепенно, усилием воли,двигаться энергию по телу определенным образом. Йог может сидеть у дхуни, читать мантры и кидать самагри в огонь. делая хаван или нечто подобное, йог может собирать траву в горах, читая мантры и концентрируясь на образе Гуру или божества, йог может использовать "ускорители" движения энергии в виде курения ганджи или чараса. В последнем случае он должен быть уверен в своих силах, что справится с этим ускорением, не придастся наслаждению от получаемых эмоций, сможет контролировать более раскрепощенный поток мыслей, эмоций и чувств. Йог может использовать и другие ускорители, о которых я поговорю позже чтобы не шокировать пока ранее времени
Все выше перечисленное будет медитацией, имеющей лишь одну цель - самадхи. Если цель в какой то момент меняется, и йог начинает увлекаться развитием сидхов, то есть возможностей выше привычных людям (сверхчеловеческих) или даже их демонстрацией за деньги, то он превращается в факира и останавливается в своем развитии. Настоящие йоги не уделяют своим сидхам особого внимания, но могут их демонстрироватьпри необходимости. Например, чтобы вылечить кого-то, спасти, защитить или научить.
Надо отметить, что у меня есть очень большая уверенность в том, что и Христианство ранее использовало какие-то подобные практики. Не смотря на то, что оно в итоге начало отходить от дыхательных практик ранее восточных религий, в Евангелиях и Ветхом Завете сохранились некотррые слова в том числе, например, апостола Павла (но не только Павла), в которых он говорит о вещах настолько близких к эффекту самадхи, что принять их за что-то иное мне кажется невозможно. Но и понять их возможно лишь в случае, если вы уже это видели, переживали и ощущали. И пережив и ощутив это состояние я совершенно иначе теперь смотрю на многие слова в Ветхом и Новом Заветах. Но об этом чуть позже, не буду забегать вперед.
Разобравшись в общих чертах, что такое медитация и какова ее цель, я хочу пояснить два основных типа непосредственно самадхи.
Первый тип - Сабикальпа или иногда пишут савикальпа мамадхи. Различие в переводе звука среднего между п и б, который некоторые люди слышат как в. Такие различия есть практически во всех языках. Например русские люди учившие английский в школе часто произносят определенный артикль "the" или вообще, сочетание "th" как "вэ" или "зе",хотя это межзубный "с" Для многих проблема правильно произнести слово three - 3 (три) С произношением разобрались
Сабикальпа самадхи это состояние, когда человек может находять в неподвижном состоянии сосредоточения переходить в астральный мир, где всё состоит из Праны. В этом мире он может находиться более или менее длиятельное время. На Земле это же время исчисляется минутами или часами, но человек обязательно возвращается обратно. Это состояние характеризуется замедлением всех жизненных процессов, вплоть до их практической остановки. Сердце может совершать 1-2 удара в несколько минут, тело становится холодным, кровотока почти нет, дыхание отсутствует. Однако в астральном мире тонкой материи человек еще не может находитья постоянно и не может проходить еще далее в мир причинный. Слово "сабикальпа" переводится как "с различием" са = с и бикальпа = различие. То есть человек еще отличен от Бога. Он сохраняет свое осознание Я, он мыслит как отдельное независимое существо, имеет свою индивидуальную память, свои индивидуальнве желания и устремления, эмоции.
Следующая ступень - Нирбакальпа (нирвакальпа) самадхи переводится как "без различия" и позволяет человеку одновременно находиться в любом из трех возможных состояний Духа - в плотном теле, в астральном теле или в причинном... хотя слово тело тут уже не приемлемо. В состоянии нирбакальма самадхи человек способен находиться в полном сознании, перемещаться, общаться с другими людьми и одновременно на любое время переходить в иное состояние сознания и духа. То есть человек находится в постоянном контакте с Богом и не имеет никакого различия с Богом. Когда ему необходимо, он среди людей ведет себя как конкретная личность, когда ему необходимо что-то узнать, он переходит в мир астральный и может посмотреть например, тот или иной сход той или мной ситуации в нашем мире. Если ему необходимо, он переходит в мир причинный и меняет саму ситуацию по своему усмотрению. То есть становится Творцом. Такие люди-Боги или сыны Бога в Христианской терминологии совершенно эдентичны Иисусу. В Индуизме таких людей называют Гуру или МахаГуру. В нашем мире Бог может проявить себя в виде любой формы облаченной в плотную материю. Он может стать деревом, черепахой, лошадью, комаром или человеком. И если он приходит сюда ради людей, то и облекает себя в человеческое тело, что как минимум логично и практично для общения.
Оба просветленных йога, вместе представляющие собой эманацию Нара-Нараяна, достигли состояния нирвакальпа самадхи и предоставили нам незабываемую возможность экскурсии во всевозможные миры астрального мира, где тонкая материя в виде Праны создает все возможные формы. Более "высокий" причинный мир мы не в состоянии пока не только увидеть или понять, но и ощутить, и несмотря на потенциальную возможность ненадолго сделать каждого из нас Богом, мы не сможем ни осознать, ни ощутить, ни запомнить то, что с нами будет происходить потому что мы пока не умеем избавляться от своего Я. Именно поэтому, такая идея не имела бы никакого смысла. Но уже сам факт достаточно длительного существования в астральном мире, произвел на меня неизгладимое впечатление.
Каждого по очереди в определенный день, нас вводили в состояние сабикальпа самадхи. Для каждого было 2 путешествия в день. В этом состоянии мы проводили по 4 часа утром и вечером. В итоге около 8 часов. За это же время в астральном мире, если перевести время на земное ощущение, прошло между 2 и 3 неделями. Лично мне сказали 18 дней в пересчете на земные сутки. Но там и дни другие... поэтому я не могу ничего сказать точнее. По ощущениям, когда возвращаешься, после каждого раза, состояние такое, словно я отсутствовала неделю или больше.
Утром, когда настала моя очередь, я пришла к дхуни в котрой горел небольшой огонь, как раз достаточный чтобы обогревать но не обжигать если сидишь рядом. С 4 утра до 5 я читала мантры и "медитировала" в силу своих скудных возможностей. Главная моя задача была успокоиться, прийти в спокойное состояние. И поверьте, это было не совсем просто, учитывая мои ожидания и предвкушения о том, о чем я практически знала крайне мало. Мысли мои так и бегали, как разыгравшиеся в конец мыши... Я волновалась.
Да, у меня был определенный опыт нахождения в астральном мире, когда меня во снах обучал мой Гуру. Но каждый из этих разов, я находилась не просто в астральном мире, но в в совершенно определенном месте, специально сконструированном моим Гуру для той или иной ситуации. Более того, этот мир в моих снах, как правило, выглядел или как того желал Гуру, или в точности как наш реальный мир, за некоторыми незначительными отличиями, особенно, если это были конкретные места на Земле. Но я никогда не видела астрального мира таким, какой он на самом деле, каким его видят и ощущают существа постояно проживающие в нем.
После часа чтения мантр, Абхинара (со мной занимался он) сел напротив, приложил руку сначала к области моего сердца, пояснив, что анахата-чакра (цвет зеленый) или сердечная чакра является моим базовым уровнем на сегодняшний день, а потом легонько шлепнул меня ладонью по лбу. И в этот момент в миг, мир преобразился. Я потеряла ощущение веса тела, хотя продолжала осознавать себя, как человека с определенным именем и всей историей меня, но вокруг было совсем нечто иное. Я видела все тоже самое, но как бы полупрозрачное в голубом свечении, я видела сквозь строения и даже сквозь окружающие нас горы. Исчезло ощущение времени суток, поскольку не было ни темноты, ни яркого солнечного света. Но все светилось вокруг, именно тем странным голубовато-белым свечением. Везде, вокруг, наверху и внизу. Наверху даже небо и звезды, внизу где то далеко под поверхностью, очевидно Земли постепенно уплотняющийся голубоватый туман с непрозрачным огромным шаром светящегося ядра планеты, как я предполагаю... и огонь в дхуни, но нет ощущения тепла именно от огня, хотя вокруг тепло. Вокруг тепло ровно настолько, чтобы было комфортно.
Потом Абхинара, такой же светящийся как и я, взял меня за руку и сказал "пошли". Хотя на самом деле он ничего не сказал, ибо мы общались как-то иначе. Сначала я даже не задумывалась как. И мы "пошли..."