История колоколов
Сорок веков истории… А может быть и больше: полагают, что колокольчики - гремки из дерева и высушенных плодов существовали уже в эпоху неолита! Что же касается бронзовых колоколов, то их история началась с маленького колокольчика. Именно он является в колокольном семействе "старшим братом".
Ассирийский колокольчик. VI в. до н.э.
До сих пор нет единого мнения относительно его родины и возраста. Колокольчик и бубенец были обнаружены в быту многих народов: китайцев, евреев, скифов, египтян, этрусков, греков. А бронзовое литье существовало c 4-го тысячелетия до н.э. на территории южного Ирана, Турции, Месопотамии и Египта. Однако самый древний литой колокольчик, сохранившийся до наших дней, родом из Китая. По одной из версий именно в Китае появились первые колокольчики, откуда по Великому шелковому пути они попали в другие страны Азии и Ближнего Востока, а затем и в Европу. По другой версии колокольчики появились в нескольких культурах одновременно.
В пользу "китайской" версии говорит обилие археологических находок и высокая культура бронзового литья, технология которого была создана в Китае в XXIII - XVII веках до н.э. Самые ранние колокольчики других культур датируются XII - VII веками до н.э. Они происходят с территории современных Северного Ирана (XII век до н.э.), Кавказа (XI-X век до н.э.), из Древнего Египта (IX век до н.э.), Месопотамии (IX - VIII век до н.э.), Греции (VII век до н.э). Особенно искусной отделкой отличаются бронзовые колокольчики из Ассирии, Междуречье, и терракотовые колокольчики из Греции.
Терракотовый колокольчик VII в. до н.э. Тебен, Греция
Основными функциями древних колокольчиков являлись: сигнальная, культовая (ко времени возникновения христианской религии колокольчики и бубенцы нашли свое применение почти во всех существовавших ранее религиях), магическая (в основном, как оберег для скота, но, кроме того, известно, что древнегреческие солдаты отделывали колокольчиками щиты, древнеегипетские жрецы привязывали их к щиколоткам, иудейские первосвященники украшали колокольчиками подолы одежд, древние римляне клали их в гробы к покойникам).
Ранние христиане считали колокольчики и бубенцы предметами языческого культа и отвергали их. Следствием такого отношения стало то, что технологию бронзового литья колоколов европейцам пришлось изобретать самостоятельно. Первые христианские колокола Европы были клепаными из листов железа. Первое применение их для христианского богослужения легенда приписывает Святому Павлину, епископу Ноланскому (353 - 431), в церковный обряд колокольный звон ввел папа Сабиниан (время его понтификата 604-606 гг.).
Клепаный колокол Св.Патрика V век. Ирландия
А в это время на Востоке, где традиция бронзового литья насчитывала уже много веков, отливают колокола немалых размеров: в 698 году в Японии - отлили колокол высотой 129 см (он до сих пор звонит в одном из храмов Киото, пожалуй, это самый старый колокол, который используется по сей день.), в 732 году - колокол уже весом 24 т и более 4 м высотой (этот колокол тоже сохранился и до сих пор звонит в городе Нара, который в 710-784 гг. был первой столицей Японии). Чуть позже (в 771 году) в Корее был отлит колокол весом около 20 т и высотой больше 3 м, который славился особо красивым голосом. Колокол носит имя короля Сондока, известен еще как колокол Эмилле (он так же сохранился, но в настоящее время не звонит из-за трещины, образовавшейся после 1000 лет работы). Надо отметить, что способ звона в восточные колокола очень отличался от европейского: на Востоке звонили (и звонят сейчас) в неподвижные колокола, ударяя в них снаружи деревянными ударниками. Звук получается глубокий и протяжный. И формой восточные колокола не похожи на другие: они удлиненные с почти цилиндрическими стенками одинаковой толщины по всему телу колокола.
Колокол Эмилле 771 г. Корея
В XI веке, а именно в 1066 году, колокол впервые упоминается в русской летописи. Удивительно то, что он пришел на Русь не из Византии, откуда она приняла православие (в Византии колокола появились в IX веке, но большого распространения не получили), а из Западной Европы. Первые колокола на Руси были качающимися (их здесь называли "очепными"), а мастера - иностранными. В 1194 году летопись сообщает уже о появлении русских мастеров, однако, начавшееся колокололитейное дело во время татаро-монгольского нашествия на Древней Руси практически угасло.
Приблизительно в 1125 году появилось первое руководство по литью колоколов - труд монаха кёльнского монастыря Святого Пантелеймона Теофилуса "Записки о разных искусствах" ("Schedula diversarum artium"), в котором он описал подготовку формы для колокола, технологию литья и состав сплава (этот состав практически не изменился с тех пор). И хотя не известно, был ли сам Теофилус литейщиком и автором описанной им технологии, но колокола формы "улей", которые он описал в своем труде, до сих пор называют его именем. Почти цилиндрические с толстыми стенками колокола Теофилуса не обладали красивым звучанием.
Колокол Теофилуса нач. XII в. Германия
В поисках "голоса" в XII веке форма европейского колокола меняется и принимает вид "сахарной головы". Следующий, XIII век, стал мостом между средневековым и современным типом колоколов в Европе: изменились не только их форма и пропорции, но и профиль, существенно вырос вес. Ярким примером этого поиска может служить колокол "Осанна" из Фрайбурга (Германия) весом более 3 тонн, отлитый в 1258 году и сохранившийся до сих пор.
Колокол "Сахарная голова" XIII в. Германия
Надо сказать, что, начиная с XII века, в Европе светские функции колокола едва ли не превышали церковные. Колокола придавали жизни городов и деревень четкий звучный ритм: будили, звали на работу и к молитве, обозначали время отдыха и отход ко сну. Около 1370 года появились башенные часы с боем (в Утрехте, Маастрихте, Мехелене, Герцогенсбурге). В некоторых европейских городах существовали "специализированные" колокола, которым острые на язык горожане давали прозвища. В Турине (Италия) имелся "Хлебный колокол" для домохозяек, с его звоном они начинали месить тесто. В Бове (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался - "Торговка рыбой". "Колокол чистоты" в Бонне звал горожан на уборку улиц, а "Трудовой колокол" в Бадене - на работу. По звону "Пивного колокола" в Гданьске открывались питейные заведения, а "Колокол пьяниц" в Париже их закрывал. После звона "Преследователя гуляк" в Этампе (Франция) тушили городские огни. Для особых случаев имелись свои "именные" колокола. "Биржевой колокол" Антверпена отмечал биржевой день: вход в помещение биржи воспрещался ранее его звона к открытию, а сделки, совершенные позже звона к закрытию биржи, считались недействительными. "Процентный колокол" Фрайбурга извещал срок уплаты долгов, "Колокол позора" ганзейских городов сообщал о банкротствах, "Кровавый колокол" в Кёльне звал на суд, а "Колокол бедного грешника" в Англии оповещал о казни преступника.
Наступил XV век. В Китае около 1423 года был отлит гигантский по тем временам колокол весом 46,5 т и высотой около 7 м. Вся его поверхность снаружи и внутри покрыта иероглифами. (Колокол сохранился и находится в храме Дажчунсы недалеко от Пекина.) А в Европе поиски оптимальных формы и профиля колокола увенчались отливкой в 1497 году "Марии Глориозы" (11,5 т) в Эрфурте. За красивый голос колокол долгое время называли "Королевой всех колоколов". (В 1985 году на одном боку "Глориозы" была обнаружена трещина, которая была успешно заварена по оригинальной технологии, сейчас колокол звонит только по большим праздникам.)
Мария Глориоза 1497 г., Эрфурт, Германия
Еще этот век в Европе отмечен появлением нового музыкального инструмента - карильона - набора хроматически настроенных колоколов. Карильон был очень дорогим инструментом, однако бурное развитие региона Северного моря и больших торговых городов дало финансовую основу для развития карильонного дела. Карильоны были построены в Антверпене, Аденанде, Лёвене, Тертонде, Генте, Мехлене, Амстердаме, Делфте.
В XV веке после татаро-монгольского нашествия началось возрождение литейного дела на Руси, сначала в северо-восточной части государства, затем, к концу века, первенство в этой области перешло к Москве, где был открыт "Пушечный двор", на котором лили и пушки, и колокола. Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. Надо сказать, что русские оказались хорошими учениками и скоро превзошли учителей. На Руси сложился способ звона, отличный от западноевропейского - "языковый", когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню. В 1532 году был отлит 8-тонный колокол, а в 1533 - колокол весом уже более 16 тонн.
Царь-Колокол 1735 г., Москва, Россия
XVII век стал временем расцвета колокололитейного дела в Русском государстве. Стремительно растет вес отливаемых колоколов. Вот только один пример: в Москве трижды был перелит Царь-колокол, вес которого раз от разу увеличивался. В 1599 или 1600 году отлили колокол весом около 40 тонн (он разбился при пожаре до 1652 г.); в 1652 году - весом уже более 130 т (разбился через год); а в 1655 году - весом более 160 т! (Этот "Царь" погиб при пожаре в 1701г.) Колокола же в 3-5 тонн в XVII веке были обычным явлением. История сохранила около 500 имен русских литейщиков XV-XVII веков. Конечно, не все из них лили колокола, но многие. Самые известные из них: Андрей Чохов, Емельян Данилов, Александр Григорьев, династия Моториных. Именно продолжатель моторинской династии Михаил в 1735 году в Москве отлил 200-тонный Царь-колокол, так никем до сих пор и не превзойденный по весу. К сожалению, в 1737 году "Царь", находившийся тогда еще в литейной яме, жестоко пострадал во время большого пожара: от него откололся большой кусок, поэтому колокол никогда не звонил. (Сейчас Царь-колокол находится в Московском Кремле и служит памятником высокому искусству русских литейщиков.)
Почти в это же время на Востоке были отлиты два самых больших, доныне действующих, колокола: в 1633 году для храма Чион-ин (Chion-in) в тогдашней столице Японии Киото отлили колокол весом 74 т, а в 1790 году в Бирме (сейчас Мьянма) - "Мингун" весом около 90 т.
Мингун 1790 г., Бирма (Мьянма)
Большой колокол Киото 1633 г., Япония
XIX век ознаменовался в России отливкой в 1817 году Большого Успенского колокола в честь победы над Наполеоном. В его бронзу был добавлен металл трофейных французских пушек. Этот колокол и сегодня является самым большим действующим колоколом Московского Кремля (более 65 т, точный вес не известен). Представление о размахе колокололитейного дела в России в конце XIX века могут дать статистические данные: общее производство колоколов приближалось тогда к 2 000 тонн в год (!) и велось более чем на двадцати предприятиях.
В Германии в 1874 году тоже отлили колокол с добавлением бронзы трофейных французских пушек: это был Кайзерглоке (27 т) для собора в Кёльне. Отливка Кайзерглоке была неудачной, звонил он редко и в 1917 году был расплавлен для военных нужд (на замену ему в 1923г. отлили колокол "Святой Петр" весом 24 т, до сегодняшнего дня это то главный колокол кёльнского собора и самый тяжелый колокол Западной Европы).
Начался полный потрясений XX век. Первая мировая война, например, уничтожила почти 70 тысяч только немецких колоколов, бронза которых пошла на нужды военной промышленности. Так что не только Иван Грозный и Петр I переливали колокола на пушки.
В 1917 году в России грянула революция, после которой начались гонения на церковь. Особенно от воинствующих атеистов пострадали колокола: в течение 20-30-х годов XX века было уничтожено почти все, что Православная Русь отливала несколько веков… Например, из 39 колоколов весом от 16 тонн осталось всего 5… Знаменитый набор колоколов Сретенского монастыря был продан в Англию (эти колокола до сих пор звонят в Оксфорде, лишь один колокол набора каким-то образом остался в России и находится сейчас на колокольне Троице-Сергиевой Лавры). Набор Даниловского монастыря был продан в Гарвардский университет, США (в настоящее время ведутся переговоры о его возвращении в Россию). Справедливости ради стоит заметить, что наши атеисты не были первыми в области уничтожения колоколов: во время Великой французской революции (1788-1804 гг.) были также уничтожены почти все колокола. Часть их была перелита на монеты, а часть - на пушки. Чудом уцелели колокола собора Парижской Богоматери, впрочем, как и сам собор. И в Испании старинных колоколов почти не осталось: в 1837-1851 гг. во время секуляризации (обращения церковной собственности в светскую) огромное количество колоколов было продано в Англию.
Кладбище колоколов 1944 г. Гамбург, Германия
Вторая мировая война добавила в печальный список утраченных новые колокольные жертвы. В 1941 году при приближении фашистских войск к Звенигороду был взорван на звоннице самый благозвучный колокол России - 35-тонный благовестник Саввино-Сторожевского монастыря, отлитый в 1667 году. А сколько колоколов из тех немногочисленных, оставшихся после разгула атеизма, погибло в разрушенных русских городах и селах, не знает никто…
В 1942 году был расплавлен для военных нужд самый большой колокол Японии весом 164 т, отлитый в 1903 году. В Германии в порту Гамбурга было оборудовано печально знаменитое "кладбище колоколов", куда свозили колокола со всей страны, невзирая на их возраст и историческую ценность. Большинство из них ушло на переплавку.
Отгремели мировые войны. Колокололитейные заводы мира вновь стали отливать колокола. В 1977 году в Японии был отлит "Летающий дракон" весом 37,5 т (сейчас колокол находится в одном из храмов острова Кюсю).
В 1999 году во Франции для города Ньюпорт, США отлили "The World Peace Bell" ("Мировой колокол мира") весом 30 т, предназначенный для самого большого карильона, который решено там построить.
The World Peace Bell 1999 г., Ньюпорт, США
Однако самым впечатляющим стало, пожалуй, возрождение колоколо- литейного дела в России в 90-х годах XX века. Несмотря на прерванную на несколько десятков лет традицию и почти утраченные технологии, современные русские литейщики за короткое время добились поразительных успехов. В 1996-1997 гг. были отлиты первые новые колокола весом более 1000 пудов (т.е. 16 т): "Большой торжественный" или "Царский" (около 30 т) и "Праздничный" или "Святительский" (более 16 т) для возрожденного Храма Христа Спасителя в Москве. В 2002 г. для Троице-Сергиевой Лавры отлили "Благовестник" и "Первенец" весом 35,5 т и 27 т, а в 2003 г. - 35-тонный колокол "Рождества Пресвятой Богородицы" для Саввино-Сторожевского монастыря. И, наконец, в том же 2003 году был отлит новый "Царь" для Троице-Сергиевой Лавры весом 72 тонны!
Первенец и Благовестник 2002 г. Троице-Сергиева Лавра, Россия
Такова, очень кратко, богатая событиями "колокольная летопись". Новое время, несомненно, впишет в нее свои незабываемые страницы. И удивительный феномен - колокол - не исчезнет с них, пока существует человеческая цивилизация.
Источник