Святитель Иоанн Шанхайский. По Парижу босиком
2 июля празднуется память одного из самых известных святых ХХ века
Несколько лет назад Русская Православная Церковь прославила в лике святых Иоанна Шанхайского. Святитель Иоанн — уникальная фигура в истории XX века. Русский святой, чья жизнь и служение прошли за пределами России, среди эмиграции — на Дальнем Востоке, на островах в Тихом океане, потом в США и в Европе.
Харьков. Здесь прошли детство и юность святителя Иоанна.
Белград. В 1920-е годы вместе с первой волной послереволюционной эмиграции будущий епископ Иоанн приехал в столицу Югославии. Здесь же он окончил богословский факультет и начал свое церковное служение.
Шанхай. В 1930-е годы, уже став епископом, святитель окормлял русскую диаспору Шанхая, в тяжелые для Китая годы он стремился помогать всем — и русским, и китайцам. Владыка не только служил и проповедовал, но также вел большую благотворительную работу.
Тубабао. В конце 1940-х на этом острове в Тихом океане собрались несколько тысяч русских эмигрантов, бежавших из Китая. Несмотря на постоянные разрушительные ураганы, характерные для этих мест, во все время пребывания там владыки Иоанна ни одна буря не обрушилась на лагерь беженцев, за спокойствие которого святитель возносил ежедневные молитвы. Через несколько дней после погрузки последней партии беженцев на корабль тайфун полностью разрушил остатки русского лагеря на Тубабао.
Париж. В 1950-е владыка Иоанн служил епископом в Западной Европе.
Сан-Франциско. В 1960-х владыка возглавил епархию, в честь которой его иногда называют также Иоанном Сан-Францисским. Здесь его трудами был построен собор, началась активная проповедь Православия.
«А жил владыка здесь, под колокольней…»
Об этой странице жизни Иоанна Шанхайского почти не пишут, а жаль. Дело в том, что в Европе он ходил в сандалиях на босу ногу и ездил в трамвае не только по парижским улицам. В Брюсселе, нынешней столице Евросоюза, очень тепло вспоминают о владыке, который жил… под церковной колокольней. В маленькой квартирке на территории при храме святого Иова Многострадального он останавливался всякий раз, когда приезжал в город. А приезжал он часто. Дмитрий Геринг, председатель Строительного комитета храма, вспоминает, как мальчиком вместе со своим братом прислуживал ему в алтаре:
— Когда владыка приезжал к нам, то служил каждый день. Это был совершенно выдающийся человек: косой, косноязычный — абсолютно в духе юродивых Русской Церкви. Мы немного побаивались его, слишком уж он не вписывался в наше представление об архиерее — благообразном, с красивой бородой. Владыка часто служил в простой фелони. Говорят, он мог читать в душах у людей…
Здесь рассказывают, что, если владыке Иоанну звонили среди ночи и просили приехать, например, в больницу, он бросал все дела и немедленно ехал.
— Он был настоящим подвижником, — продолжает Дмитрий Геринг, — ел раз в день, не спал на кровати, а спал на стуле: на два-три часа погружался в сон, потом снова бодрствовал. В храме при нем служили не только Литургию — совершали полный круг богослужений. Как говорит один из брюссельских священников отец Прохор, при владыке Иоанне здесь был монастырек.
Храм Иова Многострадального, сооруженный в память Николая II и его семьи и «всем русским, в смуте убиенным» — это памятник всем пострадавшим в советской России в годы репрессий и гонений. Именно так: всем — и умершим за веру, и репрессированным по политическим мотивам. Инициатором строительства был Николай Котляревский, секретарь генерала Петра Врангеля. К началу Второй мировой войны основное строительство завершилось. А по окончании войны в храме установили то, ради чего и был задуман весь проект, — мемориальные плиты.Здесь более 2000 имен жертв русской смуты: офицеры Добровольческой армии, дворяне, священнослужители — представлена фактически вся русская история начала ХХ века. Но особое место отведено царской семье. Вообще, этот храм не случайно посвятили Иову Многострадальному. Император Николай II родился в день памяти этого святого, очень его любил и в каком-то смысле прошел по его пути.
В церкви есть несколько реликвий, связанных с царской семьей. Это вещи, найденные в Ипатьевском подвале: Библия, надписанная Александрой Федоровной в Тобольске в 1917 году, подаренная сыну; несколько крестиков, принадлежавших царевнам. Есть и удивительная икона, написанная в 1960—70-е годы. На ней собраны все русские святые — целый сонм, и среди них можно заметить несколько фигур без нимбов. Это царская семья и еще несколько святых, которых прославили позднее — в 1980-е и 2000-е годы. На иконе их место уже было определено.
…При владыке Иоанне Шанхайском в храме Иова Многострадального собралась прекрасная община, он молился здесь за своих духовных детей и за всех, кто пострадал в России в годы репрессий и гонений. «Имена же их Ты, Господи, веси», — так завершается каждый список на мемориальных плитах. Это значит: даже если люди что-то пропустили, Господь помнит всех и обо всех заботится. Может, потому Он и поставил служить в это место Своего великого святого, тоже прошедшего через смуту?..
Источник