Красиво и интересно у тебя во Дворике, дорогая Harita.
Храни тебя Господь.
- Подпись автора
[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)
Форум |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Форум » Православный дворик » Поговорим о Православии
Красиво и интересно у тебя во Дворике, дорогая Harita.
Храни тебя Господь.
[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)
https://zen.yandex.ru/media/litinteres/ … 0ae9ef8d1- запрещённое Евангелие от Матфея (отрывок)
Отредактировано Мила (25.11.2019 13:37:20)
Даже если тебя съели, у тебя есть два выхода.
запрещённое Евангелие от Матфея
Ссылка не открывается, но я примерно знаю, о чем идет речь. Вот это "ключевое"слово запрещенное, оно действует магически, ах, запретили, значит там что-то такое есть...
Да ничего там по сути и нет. Четыре евангелия были включены в Новый Завет, остальные - исключены и называются апокрифами. В первые века появилось много рукописей под названием евангелие, они основаны на различных рассказах, легендах, иногда вымысле. Представьте себе ситуацию, что мы все попробуем описать какое-нибудь событие, у нас у всех будет всего лищь собственный взгляд на него, в самом событии каждый из нас сделает акценты на что-то ему близкое, понятное и затронувшее его.
А если вернуться в первые века, то Христианство (Христианская церковь) только только устанавливалось, ученые мужи того времени могли по-разному понимать и трактовать евангельские события...Стали появляться различные писания вроде «евангелия» от Петра, Фомы, Филиппа, Никодима, Иуды, Варнавы, Марии (Магдалины), наверняка были и еще какие-то. Это «альтернативные истории» Иисуса из Назарета, авторство которых приписывается различным персонажам Нового Завета. Но едва ли кто-то сегодня воспринимает такие претензии на авторство всерьез. В этих «евангелиях», как правило, четко можно проследить идеологическую или богословскую схему, чуждую христианству. Так, «Евангелие от Иуды» излагает гностический взгляд на события Нового Завета, а «Евангелие от Варнавы» — мусульманский. Очевидно, что тексты писали не апостолы, которым они приписывались, а приверженцы той или иной религиозной школы, а для придания веса своим трудам объявили их авторами других людей.
Эта писательская деятельность продолжается и поныне, напр., в 1830 году появилась на свет «Книга мормона», которую последователи этого учения включают в свое Священное Писание.
ПС. И о запрещении, никто не запрещает, читайте на здоровье, сравнивайте, хоть, если хватит знаний проводите анализ...
Четвероевангелие стали считать каноническими книгами, т.е. неизменяемыми, остальные апокрифами.
Могу даже ссылку дать на библиотеку "Гумер": https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/index.php Их там более ста...
, но я примерно знаю, о чем идет речь.
Не трепи ... знает она .
Не знаешь , что было .. А твой ответ , как заученный урок.
Что было ?
Описание рождения Христа. .
Когда , если ты думаешь , ты знаешь о чём , то и говори ... то о чём , кажется догадалась .
Расхожий текст , что выдала , не о чём , не догадка , а обычный трёп наслово "запрещённый "
============
Жаль , что не открывается . Интересно .
=============================
Не стоит утверждать то , что не знаешь .
И натюкивать множество букв.
Резко , соглашусь , но не хамски , как ты сказала.
Не желаешь общаться - твой выбор.
Спокойно я отвечаю , когда сказано - спокойно .
Без фанатизма , как здесь.
Я не призывала верить или нет . В ссылке был нарратив .
Ты это знала ?? И о чём он ?
Чтобы что-то писать .
Отредактировано Мила (28.11.2019 19:04:42)
Даже если тебя съели, у тебя есть два выхода.
https://gorbutovich.livejournal.com/74524.html - Рождество и повитуха Саломея как первая жертва своего неверия
Вот о чём там было .
(а это ... на тот случай , если ссылка не откроется , как нарратив. )
Рождество и повитуха Саломея как первая жертва своего неверия
Миниатюра Рождества в прекраснейшем Часослове Спитц открывает "Часы Богородицы" /Hours of the Virgin; Little Office of Our Lady. Часами в Часословах назывались краткие богослужения, посвященные определенному священному событию, связанному, исходя из церковного предания, с определенным часом суток.
Рождество. Около 1420. Часослов Спитц. Миниатюрист: Мастер часослова семьи Спитц (известно, что работал во Франции около 1415-1425 годов) / The Nativity. Spitz Master, illuminator (French, active about 1415-1425). The Nativity, about 1420, Tempera colors, gold, and ink on parchment. Leaf: 20.2 x 14.9 cm. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 57, fol. 84. Source
Текст Часов Богоматери начинается здесь с Псалма 69: "Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне. / Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! [...]"
Безымянный средневековый художник-миниатюрист, известный как Мастер часослова семьи Спитц /Spitz Master, показывает Деву Марию и Иосифа коленопреклоненными перед младенцем Христом. Два пастуха смиренно расположились за сараем и тоже преклонили колени перед ребенком. В небесах Бог Отец, в окружении серафимов и херувимов, а возможно и других ангельских чинов, в благословении поднимает руку. От руки Бога исходит божественный свет в виде золотых лучей, падающих на его сына.
2.
Прелестный младенец Иисус окружен ангелами.
3.
О, а какое безобразие происходит на дальнем плане! Люди в восточных одеждах поклоняются языческому идолу.
Можно было бы подумать, что художник полагал будто иудеи – идолопоклонники. Особенно если вспомнить, например, слова неизвестного сказителя 12 века, автора "Песни о Роланде", который был уверен, как и многие его современники, что мусульмане – язычники и поклоняются идолам.
Цитата:
«Вот Аполлена стал эмир молить
И Тервагана, Магомета с ним
"Я вам служил, кумиры ваши чтил.
Из золота я их велю отлить
[Лишь помогите Карла победить]".»
[Песнь о Роланде. CCLII // Библиотека Всемирной Литературы, т.10. Перевод со старофранцузского Ю. Корнеева. Издательство "Художественная литература", 1976 г.]
В случае Мастера Спитц о подобном невежестве вряд ли может идти речь – все-таки образованный 15 век на дворе. Действо в фоне служит контрастом священной рождественской сцене на переднем плане.
Художник так иллюстрирует слова Марии, произнесенные ею, согласно апокрифов, на пути в Вифлеем: "Я вижу перед собой два народа: один плачет, а другой предается радости". А "прекрасное дитя, одетое в великолепные одежды", прояснило Иосифу ее слова: "Она видела народ иудейский плачущим, ибо он отделился от Бога своего, и народ языческий радостным, ибо он приблизился к Господу" [Евангелие псевдо-Матфея. Глава 13: 3-5]
В знаменитой «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (ок.1228-1298), в легенде «О Рождестве» об этом эпизоде рассказывается так:
«И вот, когда они приближались к Вифлеему (о том свидетельствует в своем сочинении брат Варфоломей и так же написано в «Книге детства Спасителя»), Блаженная Дева увидела, что часть людей радуется, другая же скорбит. Тогда предстал перед ней Ангел и открыл ей, что люди охваченные радостью, – это язычники, которые в семени Авраама получат вечное благословение. Те же, что сетуют и скорбят, – это иудеи, которых Бог лишит заслуг по делам их и поступкам.» [Перевод с латыни Ирины Кувшинской // Журнал «Искусствознание», 2013, 3-4 / Книга: текст и иллюстрация как метафоры времени / Ирина Кувшинская. Две легенды Иакова Ворагинского]
Плюс нельзя забывать о реальном историческом космополитизме тех мест, где родился Христос.
4.
Поклонение волхвов. Братья Лимбург, между 1411 и 1416 г.г. Великолепный часослов герцога Беррийского / Très Riches Heures du Duc de Berry. Пергамент, гуашь, акварель, позолота. 29х21 см. Музей Конде, Шантийи. Ms. 65, fol. 52r. via
Манера Мастера часослова Спитц стилистически близка к манере братьев Лимбург. Прямое заимствование им мотивов из миниатюр братьев так очевидно, что специалисты предполагают, что аноним, возможно, обучался непосредственно в мастерской братьев Лимбург или испытал сильное влияние во время сотрудничества с ними.
5.
Рождество. Около 1420. Часослов Спитц. Миниатюрист: Мастер часослова семьи Спитц / The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 57, fol. 84. Source
Из сцены Поклонения волхвов "Великолепного часослова герцога Беррийского" братьев Лимбург, выполненной около 1411-1416 годов, Спитц-Мастер для своей рождественской миниатюры взял общую схему, как бы кадрировав картинку, вынеся волхвов за рамки, но добавив к сюжету легенду о Саломее-повитухе.
6.
Саломея-повитуха Спитц-Мастера со смущенными и слегка виноватым видом стоит на коленях за Богородицей.
Саломея, как разумная дама, поставила под сомнение возможность непорочного зачатия, а уж тем более непорочного рождения. Чтобы проверить свои подозрения, она стала производить ручное гинекологическое обследование Марии. Закончилось плохо – ее руки засохли. После того как неверующая грешница признала в Иисусе Мессию, сына Божьего, руки ее были восстановлены. Спитц-Мастер изобразил летящего ангела, возвращающего Саломее конечности.
7.
Фрагмент маргиналии Часослова Спитц. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 57, fol. 84
Откуда взялась такая легенда?
Рассказ о присутствии при рождении Христа повивальной бабки Саломеи содержится в двух апокрифических текстах: "Протоевангелии Иакова", написанном, как предполагается, около 150 года и сложившемся не ранее IX века "Евангелии псевдо-Матфея", – латинской версии описания детства Марии и Иисуса, основанной на более ранних евангелиях детства. Прочие апокрифы упоминают о повивальной бабке, но не называют ее имени и не сообщают о чудесном засвидетельствовании ею сохранения девственности Марии. Оба источника говорят о двух повивальных бабках, приведенных Иосифом. Повитухи не помогали Марии при родах, ибо младенец вышел из утробы сам.
8.
Фрагмент маргиналии Часослова Спитц. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 57, fol. 84
Вот какие пояснения о рождении Иисуса дает святитель Димитрий Ростовский (1651-1709) в "Сказании о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа":
« А поелику Она зачала в чистоте, то и родила Она без болезни, как об этом говорит святой Григорий Нисский: "Дева зачала, Дева носила в утробе, Дева родила, Дева осталась девою; еще не было на земле чуда, подобного сему" (Слово на Рождество Христово). [...] »
9.
Фрагмент маргиналии Часослова Спитц. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 57, fol. 84
« Так, без повреждения Своего девства, Приснодева Мария родила воплощенного Бога. И совершилось это рождение без обычной помощи и службы бабки, как о том свидетельствует святой Афанасий Александрийский, когда, беседуя о следующих словах евангельских: "и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли" (Лк. 2:7), – говорит так: "Посмотри на таинственное рождение Девы: Сама родила Она, и Сама спеленала Младенца. У мирских женщин одна рождает, а другая пеленает, а у Пресвятой Девы не так. Сама родила Она, и Сама спеленала, Сама будучи безболезненною материю и необученною бабкою, не попустила Она никому коснуться нечистыми руками Пречистого Рождества: Сама Она послужила Рожденному от Нее, и спеленала Его, и положила в ясли". [...] »
10.
Фрагмент маргиналии Часослова Спитц. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 57, fol. 84
« Итак, Сама Она Своими девическими руками послужила нетленному Своему Рождеству (Божественному Младенцу), ожидая старицы Саломии, сродницы Своей, которую пошел звать Иосиф для услужения Пресвятой Деве. Но Саломия пришла, когда совершилось уже дело, ибо Та, Которая родила, Она же и служила, нося Младенца, повивая Его и полагая в ясли. »
[Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых. Память 25 декабря. Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа]
11.
Мария поклоняется рожденному младенцу, а, видимо, Иосиф с повитухой спускается к пещере с горы / Horae ad usum Parisiensem. 1475-1500. Type: manuscrit. Langue: Latin. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin 1173, 18v. Heure de Charles d'Angoulême. Source
Апокрифическое Евангелие псевдо-Матфея так описывает события Рождества:
« И ангел, сказав это, приказал Иосифу остановить животное, на котором ехала Мария, так как пришло время родов. Он велел Марии сойти с седла и войти в подземную пещеру, куда никогда не проникало солнце, и тьма постоянно пребывала там.
При появлении Марии вся пещера озарилась таким ярким сиянием, будто там взошло солнце, хотя был шестой час дня, и пока Мария находилась в пещере той, она непрерывно, днем и ночью, озарялась этим небесным сиянием. И Мария родила Сына, которого ангелы окружили от рождения Его и поклонялись Ему, говоря: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, человекам благоволение!"
12.
Купание младенца Иисуса, фрагмент. Коптский музей, Каир. 6 век / The Coptic Museum, Cairo, 6 century, detail
Иосиф пошел искать опытную женщину, и когда он возвратился в пещеру, Мария уже родила Свое Дитя. И сказал Иосиф Марии: "Я привел Тебе двух женщин, Гелому и Саломею, они ждут у входа в пещеру и не могут войти из-за слишком яркого света". Мария, слыша это, улыбнулась. И сказал Ей Иосиф: "Не смейся, но будь осторожна, как бы не понадобилась Тебе какая-либо помощь". И он приказал одной из женщин войти.
13.
Иосиф Обручник и Саломея. Мастер Хохенфурзский, около 1350 года. via
Гелома приблизилась к Марии и сказала Ей: "Позволь мне прикоснуться". И когда Мария позволила, женщина громко воскликнула: "Господи, Господи, умилосердись надо мной, я никогда не подозревала и не слышала ничего подобного; грудь Ее полна молока, и у Ней Дитя мужского пола, хотя Она девственница. Ничего нечистого не было при зачатии, и никакой болезни при рождении. Девственницей Она зачала, девственницей Она родила, и девственницей Она остается!"
14.
Рождество Христово. Фрагмент фрески XII века, Каппадокия / Fresco of nativity with woman Salome (right) bathing child Jesus. Dark Church, Open Air Museum, Goreme, Cappadocia. Dateend XI c. Sourcescan from guide book "Cappadokia". Author Anonymous. via
Другая женщина, по имени Саломея, слыша слова Геломы, сказала: "Тому, что я слышу, я не поверю, если не удостоверюсь". И Саломея, приблизившись к Марии, сказала: "Позволь мне прикоснуться к Тебе и удостовериться, что Гелома сказала правду".
15.
Саломея с отсохшей рукой. Кафедра Максимиана, Равенна. Слоновая кость, 550 год / Nativity Throne of Maximianus in Ravenna. via
И когда Мария позволила, Саломея прикоснулась, и тотчас же иссохла рука ее, и, почувствовав сильную боль, она стала очень горько плакать и кричать: "Господи, Ты знаешь, что я всегда боялась Тебя, что я всегда ходила за бедными, не принимая вознаграждения; я ничего не брала от вдов и сирот, и никогда я не отсылала прочь от себя недужного, не оказав ему помощи. И вот я стала несчастной из-за неверия моего, оттого, что осмелилась усомниться в Твоей Деве!"
16.
Рождество Христово. Робер Кампен, ок. 1420. У Геломы, изображенной спиной, на ленте начертано: «Дева родила сына» /лат. «Virgo peperit filium»; у Саломеи — ее имя и слова: «Уверую, когда ясно представлю!» /«Credam qum probavero»; у ангела, обращающегося к Саломее, — «Коснись Младенца и исцелишься» /«Та, puerumet sanaberis». via
Когда она так говорила, прекрасный юноша появился перед нею и сказал: "Приблизься к Младенцу, и поклонись Ему, и прикоснись к Нему рукой своей, и Он исцелит тебя, ибо Он Спаситель мира и всех, кто уповает на Него".
Тотчас Саломея подошла к Младенцу и, кланяясь Ему, прикоснулась к краю пелен, в которые Он был завернут, и сейчас же выздоровела рука ее. Выйдя, она стала рассказывать о чудесах, которые видела, о том, как она пострадала и как была исцелена; и многие поверили проповеди ее. »
[Евангелие псевдо-Матфея. Книга о рождении Благодатной Марии и детстве Спасителя, написанная по-еврейски блаженнейшим евангелистом Матфеем и переведенная по-латински блаженным Иеронимом пресвитером. Глава 13: 7-19]
17.
Купание Христа. Мозаика в Дафни, Греция, около 1100 года / A mosaic from Daphni Monastery in Greece (ca. 1100), showing the midwives bathing the new-born Christ. via
Саломея здесь выступает как ученица Иисуса, занимавшаяся проповеднической деятельностью. В канонических текстах Саломея упомянута среди женщин, пришедших к гробнице Иисуса, но о проповедях ее ничего не сказано.
18.
Саломея помогает Богородице пеленать Христа. Деталь фрески Рождество Христово в капелле Скровеньи, Джотто, 1266 год. via
А это версия событий из Протоевангелия от Иакова:
« XVIII. И нашел {Иосиф} там пещеру, и привел ее {Марию}, и оставил с ней сыновей своих, и пошел искать повивальную бабку в округе Вифлеема. [...]
XIX. [...] И встали они {Иосиф и повивальная бабка} у пещеры, и облако сияющее появилось в пещере. И сказала бабка: душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю. И облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. И воскликнула бабка, говоря: Велик для меня день этот, ибо я узрела явление небывалое. И вышла она из пещеры, и встретила Саломею, и сказала ей: Саломея, Саломея, я хочу рассказать тебе о явлении чудном: родила дева и сохранила девство свое. И сказала Саломея: Жив Господь Бог мой, пока не протяну пальца своего и не проверю девства ее, не поверю, что дева родила.
19.
Купание Христа, фрагмент. Маэста Дуччо, 1308-1311 / Duccio di Buoninsegna. Tempera on wood, 43 × 44 cm.. National Gallery of Art, Washington. via
XX. И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот моя рука отнимается как в огне. И пала на колени перед Господом, говоря: Господь Бог отцов моих, вспомни, что я из семени Авраама, Исаака и Иакова, не осрами меня перед сынами Израиля, но окажи мне милость ради бедных: ибо Ты знаешь, что я служила Тебе во имя Твое и от Тебя хотела принять воздаяние. И тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи его, и наступит для тебя спасение и радость. И подошла Саломея, и взяла младенца на руки, сказав: поклонюсь ему, ибо родился великий царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея и вышла из пещеры спасенною. »
[Протоевангелие от Иакова (История Иакова о рождении Марии)]
20.
Саломея и Гелома. Рождество Христово. Из праздничного чина. Школа или худ. центр: Москва. Начало XV в. (1410-е гг.?). 81х62 см. Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия. Из праздничного яруса иконостаса собора. Инв. 3244 соб/ж-1397. Деталь иконы, когда-то приписываемой Андрею Рублеву. via. Икона полностью.
Образ Саломеи вошел в иконографию Рождества Христова: «Две служанки», «Омовение Христа». Саломея изображается помогающей Богородице пеленать младенца Христа или купающей его. Саломея может иметь нимб, хотя в перечне христианских святых она не значится.
21.
Саломея и рабыня, купающие младенца Иисуса. Трогательная деталь: Саломея пробует воду – правильная ли температура для водных процедур малыша.
Купание младенца Христа. Фрагмент иконы «Рождество Христово с избранными святыми». Школа или худ. центр: Псков. Конец XV в. 81 × 71 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия. Инв. вх 72685. Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. via. Икона полностью
Повитуха Саломея у русских крестьян стала главной покровительницей и помощницей родов. Русские крестьяне на второй день Рождества Христова устраивали праздник для повивальных бабок «бабины» или «бабьи каши», на котором вспоминалась Саломея-повитуха, не имевшая своего дня памяти в православном месяцеслове.
О русских народных поверьях, связанных с образом Саломеи можно почитать в википедии.
Источники:
указаны в тексте
См.также:
[Нажмите, чтобы прочитать]
Отредактировано Мила (28.11.2019 19:42:37)
Даже если тебя съели, у тебя есть два выхода.
27 ноября начинается Рождественский пост. Как провести его? Беседа с прот. Евгением Попиченко на канале "Союз".
Пост не упражнение в саморазвитии, не фитнес, пост должен быть направлен не только внутрь себя, но и во вне- на наших ближних...
Почему Господь не всегда исполняет наши молитвенные просьбы?
Как часто бывает у нас, что мы молимся, просим что-то у Бога и ждем немедленного исполнения наших просьб, тем более, что просим мы вроде бы как не новую машину и не увеличение заработной платы, а разрешения серьезных жизненных проблем, но Господь не слышит...
Три причины почему Господь не исполняет просимого:
1. Просим неполезное для нас
2. Не готовы принять то, о чем просим
3. Господь слышит нас и любит и возможно готовит нам что-то бОльшее
Есть тут у нас электронный господь, так у него очень забавные умозаключения. Например он рассуждает так: Когда он просит для себя я его не замечаю, но кабы он просил о том, что решит большую общую проблему я бы его сразу заметил.
Надо же... такой маленький господь и такие взрослые рассуждения.
4 ноября православный мир отмечает праздник "Введение во храм Пресвятой Богородицы"
Фрагмент картины Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534—1538)
Когда Деве Марии исполнилось три года, ее праведные родители Иоаким и Анна поняли, что пришло время исполнить обет, который они дали Богу. А именно — посвятить дочь служению Ему. Они привели Марию к стенам Иерусалимского Храма. Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам, несмотря на то, что была совсем малышкой. Наверху ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить. Согласно некоторым источникам, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.
Захарии было откровение от Господа, и он ввел Марию в Святая Святых — место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год. С этого необычного для современников момента началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери.
Сегодня, 11 декабря день памяти священномученика Серафима Чичагова.
Потомственный военный и подлинный аристократ, Леонид Михайлович Чичагов закончил элитное учебное заведение – Императорский Пажеский корпус.
Леонид Чичагов – офицер. Фото до 1890 г.
И в молодости сделал блестящую военную карьеру, достойную своих именитых предков – адмиралов и министров. Впрочем, сам Леонид Михайлович воспринимал это поприще как стезю испытаний и скорбей. Впоследствии он говорил, что именно скорби убедили его в необходимости «проложить себе жизненный путь собственным трудом и многолетним учением». Сила этого убеждения и незаурядные дарования молодого офицера определили необычную разносторонность его интересов. К 35 годам он полковник артиллерии, участник почти всех основных событий кровопролитной Русско-турецкой войны, произведенный на поле брани в гвардии поручики, кавалер 12 российских и иностранных орденов, автор нескольких военно-исторических произведений (книга «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.» выдерживает три издания)… и – что было уж совсем необычным в конце просвещенного XIX века – состоявшийся врач-самоучка с обширной медицинской практикой. И вот, неожиданно для своих близких он выходит в отставку и начинает самостоятельное изучение богословских наук для подготовки к принятию священства.
Митрополит Серафим с духовенством и прихожанами Троицкого прихода. Конец 1920-ых годов
Епископ (а затем – архиепископ) Серафим Чичагов был одним из самых ревностных энтузиастов возрождения жизни приходов Российской Церкви.
«Бью набат, стремясь к скорейшему возрождению приходской жизни… Трудно поднимать духовенство, но мир поможет, если епископы будут жертвовать собой» – писал владыка Серафим. Заслуживает самого пристального внимания его «Обращение к духовенству Тверской епархии по вопросу о возрождении приходской жизни» – обстоятельный программный документ, актуальность которого лишь возросла в наши дни. Немногие слышали о том, как своеобразно «отблагодарила» святителя за труды его паства. Весной 1917 года по России прошла волна епархиальных съездов духовенства и мирян; в Твери такой съезд предпринял попытку радикального переустройства епархиального управления… и отстранил от власти преосвященного Серафима, не скрывавшего своего отрицательного отношения к произошедшим в стране переменам и пользовавшегося прочной репутацией монархиста и «черносотенца». Кстати, вполне заслуженной репутацией – в предреволюционные годы владыка искренне участвовал в деятельности национально-патриотических организаций. Вот как сам он формулировал смысл этой деятельности, обращаясь к членам «Союза русского народа»: «…Сзывайте же народ на мирную борьбу с распространившемся злом в Отечестве, на защиту веры православной, для объединения под сенью храмов, и тогда он на своих могучих плечах высоко поднимет Помазанника Божия, Русского Царя, и снова воссияет сила русская, создавшая великое государство не многочисленным войском, не золотом, а единственно крепкой верой в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа».
выдающемся вкладе святителя в дело церковного прославления его любимого святого – преподобного Серафима Саровского.
Самое значительное литературное произведение Серафима (Чичагова) – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», многолетний труд о любимом им прп. Серафиме Саровском. Еп. Серафим также был организатором прославления прп. Серафима и торжетств по этому поводу в 1903 г.
Митрополит Серафим в своем кабинете в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Ленинград, начало 1930-х гг.
Как и для многих других новомучеников Русской Православной Церкви, последнюю черту земного бытия святителя Серафима кроваво очертил 1937 год, ознаменовавший начало пятилетнего периода ни с чем не сравнимого в мировой христианской истории массового уничтожения православных христиан. Однако и в этой чреде многих десятков тысяч мученических смертей кончина владыки Серафима оказалась исполненной особого подвижнического величия и достоинства. Арестованный сотрудниками НКВД в ноябре 1937 года, прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму, из-за невозможности перевезти его в арестантской машине, в машине «скорой помощи».
Последняя фотография митрополита Серафима. Таганская тюрьма, 1937
Но можно ли объяснить смысл ареста тяжело больного и почти обездвиженного старика? Не признавший своей вины, не назвавший на допросах ни одного имени, митрополит был расстрелян 11 декабря 1937 года. Ближайшие родственники так и не узнали дату его смерти и место захоронения. Но, говорят, что они верили в связь мученической кончины владыки с одним чудесным событием, произошедшим в 1902 году. Святитель сам описал это событие в частном письме: «…я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания материала о преподобном Серафиме, и увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее». С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около Вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим».
Вы здесь » Форум » Православный дворик » Поговорим о Православии