Вифлеемская трагедия
11 января Православная Церковь вспоминает мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных
Когда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа.
Когда человек читает Евангелие, то может ужаснуться тому факту, что в Вифлееме были убиты 14 000 невинных младенцев. В чем смысл, кажущихся бессмысленными, страданий и смерти невинных младенцев?
Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом.
Обратимся к истории Ветхого завета, точнее к пророчеству Иеремии.
Пророк Иеремия пишет: «Глас слышен в Раме, плач и рыдание и вопль; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер.31:15).
Рама – это местечко в Израиле, где была похоронена Рахиль, жена ветхозаветного патриарха Иакова, сына Исаака и внука Авраама. По преданию, когда сына Рахили, Иосифа, вели в Египет как пленника и раба, он, проходя мимо гробницы своей матери, заплакал и закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?» В ответ из гробницы послышалось рыдание. Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.
По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф.2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину, и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы – места захоронения Рахили и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в вавилонском пленении.
Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники по приказу своего царя убивали неповинных детей. Вифлеемские младенцы могут быть названы мучениками за Христа, причем в двояком смысле. Во-первых, потому, что они погибли в результате жуткой истории, главными сюжетами которой были события жизни Христа, и погибли, в прямом смысле, вместо Него. Мученик в пер. с греческого означает свидетель, Вифлеемские младенцы стали свидетелями веры во Христа еще и в смысле посмертной участи: они были безвинно убиты и после смерти приложились к сонму ветхозаветных праведников, пророков и мучеников. Души младенцев смогли услышать и учение пророков о Грядущем Мессии, и проповедь Иоанна Крестителя, который, как мы знаем, был Предтечей Христа и в аду. И уж потом только Господь наш, умерев на Кресте, Своей душой сошел во ад и, сокрушив вечные его оковы, вывел всех ожидавших и уверовавших в Него. Младенцы умерли до Христа, но после и совосстали с Ним, ибо Он умер и за них. Возможно, это покажется слабым утешением для матерей младенцев, но некоторые богословы приводят такой факт: через 33 года эти выросшие младенцы могли оказаться в толпе кричащей "распни Его!"и тем самым принять кровь Спасителя и на своих потомков.
Гюстав Доре. Избиение младенцев
Есть еще интересный факт о числе убитых младенцев. Откуда взялось число 14 000?
Такое число вызывает сомнение у современных ученых: тот город, который имеет такое количество младенцев такого возраста, просто не соответствует тому провинциальному поселению, которое называлось Вифлеемом (исходя, по меньшей мере, из того, что мы знаем о географии и демографии того времени). Почему тогда 14 000? Думается, что это не просто статистика жертв. Дело в том, что число «14» было особым для иудеев. Это число имени Давида (у древних евреев буквы обозначали еще и цифрами, а сумма цифровых значений букв в имени Давида равняется 14-ти). Евангелист Матфей приводит родословие Иисуса, сформированное из трех групп по 14 имен в каждой (но оно далеко не полное), чтобы показать, что Иисус есть потомок царя Давида. И звезда над Вифлеемом – это звезда царственного рода Давида. Думается, что 14 000 – это тоже некоторая стилизация под эту идею. А с другой стороны, 14 – это дважды по семь. 7 – число, выражающее идею святости и законченности; оно отсылало иудеев к идее Субботы и полноты творения. Можно предположить, что 14 000 – это метафора, указывающая на двойную исключительность размеров кровопролития и невероятные размеры страдания, а также на намерение толкователей отнести случившееся к Священной Истории Отпрыска Давидова.
Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать уже во II веке. Вероятно, тогда и была определена цифра
14 000.
Т.обр., за свои страдания и мученическую кончину младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное.
И еще, мы не просто изучаем и храним историю человечества,мы извлекаем из нее уроки. Сегодня в проповедях священников часто звучит тема о невинно убиенных младенцев во чреве матерей.
Приведу статистику по России:
2017г. -779,8 тыс., 2018г.-567,18 тыс. ( и это только легальных)...
С 1990г.по 2018г. 55,6 млн абортов Думаю, комментарии излишни, нам и Ирода Великого не надо...
Пс. Сегодня в храмах совершается поминовение не только Вифлеемских, но и всех невинно убиенных младенцев и Церковь молится за тех матерей и отцов ( а мужчины тоже считаются виновными в грехе убийства), которые несут на себе страшнейший грех и осознавшие его тяжесть. Бесследно убийство для нас не проходит, мы не можем построить свое счастье на крови...