Как-то на просторах инета встретил вот такое высказывание относительно образования:
Но воспитание - это отец, об этом отдельно, а вот с образованием принципиально дело обстоит так.
Человек отличается от животного интеллектом и человеческой моралью. Главное – интеллект, без интеллекта человек не воспримет и мораль – не поймет ее необходимость для себя. Ребенок рождается животным, но животным с зачатками человеческого интеллекта. Наша задача не имитировать энтузиазм по развитию этого интеллекта, а помочь ребенку самому его развить. Казалось бы, какая разница?
Разница в том, что без стремления самого ребенка мы его интеллект не разовьем! Это же его интеллект, а не наш.
Отсюда кардинальная ошибка, совершенная человечеством, - человечество приняло латинскую систему образования (развития интеллекта), согласно которой учитель (преподаватель) сообщает ребенку (обучающемуся) знания и заставляет его эти знания запомнить. В результате, ребенок не развивает свой интеллект, а делает одолжение тому, кто заставляет его запоминать знания. И делает это одолжение точно так же, как и животное заучивает то, что его заставляет делать дрессировщик. Да, ребенок, пока он мал, - это животное. Но то, что мы методы обучения животных применяем к будущему человеку, это ошибка, хуже преступления. При нынешней системе образования для ребенка (обучающегося), как и для животного, получаемые знания становятся обузой, нужной не ему, а тому, кто его заставляет их получать. А обузу, понятное дело, стараются иметь поменьше. В результате и в лучшем случае обучающийся запомнит слова, описывающие знания, а в общем случае - и их забудет после экзамена. И в любом случае, обучающийся не будет уметь самостоятельно использовать полученные знания. А без умения использовать знания, знание только слов, описывающих знания, бессмысленны.
Подобную систему образования можно было бы считать бесполезной, если бы она не была убийственно вредной.
Ведь при этой, принятой и у нас латинской системе образования, обучающийся молодой человек получает не образование, а некие справки – аттестаты, дипломы. А вместе с этими справками получает уверенность в том, что он умный, что он что-то знает, хотя на самом деле остается неспособным мыслить самостоятельно ни по какому вопросу, кроме узких вопросов своей работы, да вопросов быта.
Во многом согласен с автором этих строк. Главный изъян образования - это зазубривание "правильных" текстов, вместо их всестороннего осмысления. Здесь показателен итог обучения, - экзамен. Ведь экзаменуют учеников вовсе не по их рассуждениям, а по произнесённому "правильному" ответу, ранее выученному наизусть.
- Подпись автора
Знание принципов превалирует над знанием фактов.