Пояснение ситуации с радиообменом от военного летчика Дмитрия Копосова.
Закончил Черниговское Высшее Военное Авиационное Училище, служил на севере (Котлас), пилот МиГ-29. Сейчас работает в авиакомпании "Икар".
"Я специально размещу у себя в ленте эту заметку, чтобы разъяснить всем читателям, кто не в теме (в том числе и пилоты ГА), как происходит "предупреждение в воздухе", и почему те, кто говорит: "Их же предупреждали, они не отвернули", несут полную чушь, хотя и неосознанно.
Итак:
1. "Их же предупреждали по радио".
Не сомневаюсь - для полной "достоверности" наверняка прозвучало предупреждение (запись можно найти в Интернете) на международной частоте 121.5 МГц. Однако,
2. Я также не сомневаюсь, что экипаж не слышал этого предупреждения просто потому, что не мог его слышать.
В гражданской авиации каждый самолёт оборудован КАК МИНИМУМ двумя УКВ-радиостанциями, одна из которых постоянно (за исключением редких моментов) настроена на 121.5 МГц и находится на постоянном прослушивании. Именно на этой частоте идут предупреждения о незаконном пересечении чего-либо, на этой частоте "ловят" экипаж, который "потерялся" в эфире, на этой частоте работают все аварийные передатчики во всех странах.
В военной авиации все немного не так. На МиГ-29, к примеру (мод. 9-12, 9-13, 9-51), всего ОДНА УКВ-радиостанция, и, если её настроить на 121.5, то как вести радиообмен с диспетчером, экипажами в воздухе и т.д? То есть, как Вы понимаете, эта единственная радиостанция для прослушки 121.5 в обычное время не используется!
Вы спросите - а как же лётчик может услышать, если идёт передача на аварийной частоте?
В МиГ-29 имеется аварийный приёмник, постоянно настроенный на 121.5 МГц (как мы помним, аварийную международную частоту), НО! сигналы этого приемника не выведены в наушники пилота - когда на аварийной частоте появляется сигнал, загорается небольшая зелёная лампочка в кабине, и пилот для прослушивания сообщения должен переключить свою единственную радиостанцию с частоты общения с диспетчером на частоту 121.5 (связь с диспетчером при этом прекращается).
Самолёты Су-24/25 для взаимодействия с передовыми наводчиками оснащаются ещё одной радиостанцией, которая тоже постоянно НЕ настроена на 121.5. Она просто предназначена для другого! А аварийную частоту наверняка "прослушивает" такая же зелёная лампочка (лётчики Су-24 могут меня поправить).
А теперь О ГЛАВНОМ.
Во всем мире не принято сбивать самолёт, который не отвечает по радио. Просто потому, что у него может быть отказ радиостанции. Кроме того, это запрещено международными авиационными законами (если он, конечно, в этот момент молча не бомбит вашу территорию).
Как быть на месте истребителя, если самолёт не отвечает? Привлечь внимание, обогнав сбоку, произвести выстрел из пушки по курсу полёта нарушителя (поверьте, любой пилот после этого настроит даже свой телефон на 121.5!)
Всего этого сделано не было.
Для наглядности ситуации попробую её описать на бытовом уровне: кто-то позвонил в вашу дверь, вы посмотрели в глазок и решили не открывать. Человек отходит от двери, а вы стреляете ему в спину потому что он незаконно стоял на вашем коврике.
И наконец небольшая ремарка: Эрдоган сказал, что лётчик F-16 не знал принадлежность самолета. Вопрос - как вы думаете, если он не знал, он мог предположить, что это американский самолёт? А в этом случае пустил бы ракету? Ответ же понятен, да?
Так и вести себя надо так, как американцы - чтобы ни одна б... не могла даже посмотреть в сторону России с целью пустить ракету!