Вниманий написал(а):Лилочка, пока ждал Кэпа, фабула нашей беседы слегка растворилась.
Помню, что хотел на примерах парадоксов из Библии в конечном счете
одновременно с Вами произнести- "Аминь"... но синдром Альцгеймера
смешит меня всерьез, поэтому с подачи дяди Саши предлагаю разобрать
ситуацию "Око за око" и "Подставь другую щеку"... для начала, а там
глядишь и фабула восстановиться.
Лилочка, если Вам не интересно, закроите калитку в этот огород,
обид не будет- всё понимаю.
Итак вопрос- как можно понимать противоречие между "Мсти" и "Прости"?
... у меня есть версия, но подожду Ваше мнение, да и ребята может
быть подключатся.
Око за око и Подставь другую щеку это две грани одного вопроса, но грани разные. Они вовсе не противоречат друг другу.
Око за око еще называют принципом Талиона от латинского talio - такой же. Этот принцип права был известен не только у иудеев. Подобные категории были в законах Хамураппи Месопотамии. То есть в период между 4 и 2 тыс до Н.Э.
"Око за око" как постулат, был создан с целью скорее ограничить в меньшую сторону стремление мстить обидчикам, а не призывал к мести. Например, укравший скотину, мог быть пойман и в пылу наказания - убит. Или убийство одного человека кем-то из соседней деревни, могло послужить причиной расправы над всей деревней, из которой, был убийца. То есть принцип талиона призывал к адекватности и скорее сравним тут с принципом "что посеешь, то и пожнешь".
Призыв подставить другую щеку призывает к человечности, к стремлению понять истинные причины и мотивы, движимые людьми. То есть, если человек наступил вам на ногу, прежде чем наступить в ответ, стоит понять сделал он это случайно или нарочно? По своей воле или его принудили? Не действовал ли в результата чьего-то обмана, не был ли орудием в чужих руках?
Кроме того, этот принцип призывает людей к обдумыванию, к размышлению, исключению своего личного взгляда на решение вопроса, поскольку человеческое ЭГО часто искажает истину.
И тут, я хочу отметить один важный момент. Иисус, говоря о том, что следует подставить другую щеку ни слова не говорит о том, что надо делать если вас пытаются ударить и по второй щеке. Мой тренер по ушу, по этому поводу часто говорил, что если ударили по левой, подставь правую, но если видишь, что бьют по правой, то быстрый уход под руку и снизу справа в челюсть. Потом захват за шею и снизу коленом в солнечное сплетение, после чего добить сверху локтем
Мой Гуру говорил, что нельзя действовать всегда придерживаясь только одного принципа. Бывают ситуации, когда добро вынуждено "уйти в Гималаи" и людям приходится брать в руки оружие и бывают ситуации, когда приходится поступиться личными обидами и простить ради большей цели, ради других людей. Простить - в данном случае не совершать действий по отмщению, но не означает забыть. Этот принцип призывает дать другой стороне шанс одуматься, извиниться, измениться.
Индуизм, например, считает, что так или иначе, рано или поздно, закон Кармы сам все поставит на свои места, ибо если было совершено действие (поступок. деяние), то оно неминуемо повлечет за собой цепь следствий. Но поскольку закон Кармы весьма непрост и не всегда тороплив. то часто людям кажется, что он не работает. Особенно. если человек не предпринявший действий, не видит в течение жизни никакой расплаты или наказания. Люди привыкли желать все успеть в рамках одной жизни.
Возможно, что люди не совсем верно понимают "око за око", считая этот принцип призывом к мести, а принцип "подставления другой щеки" всеобщим призывом к всепрощению. Однако. это совершенно не так. "Око за око" ограничивает степень мщения. "Подставление другой щеки" дает шанс к покаянию. Но вовсе не исключает адекватный ответ.