Наеко написал(а):А боги есть?
У Е.Торчинова, а с буддизмом я знакомилась по его произведениям, термин "бог" встречается. Вот примеры:
"И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, принц осознает, что путь самоуглубления и самопознания – единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них. Говорят, что сами боги, также пребывающие в колесе рождений – смертей и жаждущие избавления, послали принцу навстречу увиденных им людей, чтобы вдохновить его вступить на путь познания и освобождения." http://bookre.org/reader?file=768051
"Внешний относительно этого большой круг разделен на пять секторов, соответствующих пяти мирам рождений живых существ (обычно боги и титаны изображаются в одном и том же секторе); он содержит сцены жизни каждого типа существ." http://www.e-reading.club/chapter.php/5 … kciii.html
Боги есть В моем контексте Боги или Божества - не суть как важно. Бог во всех религиях всегда один и един. Боги и Божества это высшие сущности (существа) приближенные к Престолу. В христианстве тоже уйма разных типов существ, например ангелы, архангелы, силы, власти, престолы, херувимы, серафимы, начала, господства... они еще делятся на три иерархических слоя... То есть скелет везде один, названия и ракурсы толкований немного разные.
Буддизм, как и Индуизм весьма разнообразное учение с кучей течений. Сегодня есть три основных течения Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна. Ваджраяна изобилует богами разны мастей, Хинаяна о них упоминает, Махаяна тоже говорит, что они есть в описании устройства мира, но в сути учения отношение человек-Бог не рассматривается. В этом смысел Махаяна больше напминает Даосизм, где нет слова Бог а Абсолют выражен через слово Дао.
В той цитате, которую вы привели, боги, о которых идет речь, это боги пантеона индуизма Ведь Сиддхартха происходил из местности, где в то время был распространен индуизм (современный Непал) и Торчинов таким образом поэтично изобразил связь индуизма и потенциально нового учения. Что касается второй ссылки, то там речь как раз о тибетском буддизме Ваджраяны