Про катастрофу Ан-148 Саратовских Авиалиний. Роковая ошибка экипажа.
В четверг министр транспорта РФ Максим Соколов сказал, что экспертам МАК в целом удалось расшифровать речевой самописец Ан-148. Ранее МАК сообщил, что расшифрован параметрический бортовой самописец. Специалисты комитета после завершения расшифровки данных этого черного ящика пришли к выводу, что причиной крушения могли стать неверные данные о скорости полета из-за обледенения датчиков.
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/proisshestviya/4963426
Любая авиакатастрофа это боль. К сожалению, в России с Гражданской Авиацией есть много проблем. Вообще, авиационные перевозки это дело очень тонкое сложное и рискованное. Чего стоит дело одной из крупнейших авиакомпаний "Трансаэро". История мутная. Недавно исчезла еще одна Vim-Avia". При всей их известности, финансовые дела их были хуже чем можно было предположить.
Причины. Основная причина - это российские законы направленные не на развитие бизнеса, а на сопротивление бизнесу. Вот это остается для меня непонятным. Если уже осуществлен переход к капитлистическим отношениям, ну сделайте нормальные законы, обеспечте их исполнение и все будет работать. Не будет никакой несправедливости, бесчеловечности, двигатель будет работать как часы если в него заливать топливо и масло которые для него предназначены. В России сегодня часто законы составлены так, что бизнес ведется одной рукой, потому чтовторую нельзя использовать, а если можно обе, то они связаны за спиной. Это в итоге приводит к естественному желанию участнико бизнеса выкрутиться из этой ситуации через нарушение закона. Дальше ничего говорить не буду, думаю, все и так понятно.
Как следствие всего выше сказанного, плохо работают службы контроля, аттестации личного состава. Не секрет, что мировая практика авиационных катастроф, неумолимо год за годом на протяжении многих десятилетий констатирует, что основная причина всех авиационных катастроф это человеческий фактор. Примерно 80% всех трагедий - ошибки пилотирования, обслуживания, управления воздушным движением и так далее.
Причина ошибки пилотирования, это снижение внимания, расслабленность, более халатное со временем отношение даже у опытных пилотов, низкая подготовка пилотов пришедших из гражданских училищ. Отсутствие необходимого контроля и проверки их квалификации.
Не стал исключением и последний случай. На земле при проверке систем и включении их на земле, пилоты зачитывают так называемый чек-лист в котором перечислены все кнопочки и тумблеры, положения закрылков, параметры двигателя. которые необходимо включить (выключить) перед полетом. Чтобы ничего не пропустить. Зачитывают вслух, чтобы все члены экипажа слышали и контролировали тоже. В этом полете роковая ошибка экипажа была еще на земле. Они пропустили включение обогрева трубок ПВД, которые являются датчиками путевой скорости. В результате, после взлета при текущих метеоусловиях, все 3 трубки покрылись льдом, воздух перестал в них попадать должным образом и у пилотов появились неадекватные данные о скорости самолета. Она стала ниже. Показания были критические (около 200км/ч) что близко к скорости сваливания самолета. При реальной скорости около 600 км/ч. Экипаж дял увеличения скорости опустил нос самолета, но скорость по показаниям приборов не менялассь. Экипаж увеличил угол отрицательного тангажа в ожидании увеличения скорости. В таком положении они и врезались в землю. При полностью исправном самолете.
При условии, что пишут, что командир экипажа опытнейший пилот с налетом более 5000 часов. Летел самолет еще в светлое время суток. Пилоты могли контролировать визуально скорость по угловому смещению земли, облаков.... Немыслимо чтобы опытный автолюбитель не мог на глаз примерно определить скорость автомобиля если вокруг есть ориентиры. Конечно в самолете сложнее, но простите, и разница 200 и 600 - в 3 раза! При любых ориентирах можно понять едешь ты со скоростью 20 или 60 км/ч.
Далее, опытный пилот не может не предположить неправильное показание приборов. Почему неправильное? Погодные условия должны были натолкнуть на мысль - обледенение трубок ПВД. Даже я не специалист это понимаю. Командир должен, обязан знать матчасть, всевозможные ее тонкие места, варианты всевозможных нештатных ситуаций. Для этого обычно проводятся тренинги на тренажерах, когда специально вводят неисправности, случавшиеса в истории, моделируют разные варианты.
В данном случае полчается, что экипаж, судя по сообщениям о данных речевого самописца, все время падения самолета переругивался на счет показаний приборов и не предпринимал попыток понять причину. Что это было? Паника, ужасающая некомпетентность пилотов? Это при условии, что данная модель Ан-148 имеет слабость в плане обледенения этих самых трубок. Правда еще ни разу это не приводило к катастрофам. Экипади понимали, что показания приборов ложные и ориентировались на показания диспетчеров до устранения проблемы включая обогрев трубок или выходя из зоны интенсивного облединения.
Пока выводов комиссии нет, я не хочу делать свои окончательные выводы. Но пока, напрашиваются самые печальные. 
Очень жаль ни в чем не повинных людей.