Глобальная ситуация в ГНПЦ Хруничева и ее исторические корни. "несчастливый завод"
Предприятие основано в 1916 году как «Второй автомобильный завод „Руссо-Балт“» на участке земли, приобретённом у Шелапутина.
В 1921 году на базе завода был организован «Первый Государственный бронетанко-автомобильный завод». В 1922 году предприятие выпустило первые пять советских автомобилей «Руссо-Балт» (под названием «Промбронь»).
23 января 1923 года недостроенный автозавод был передан в концессию на 30 лет немецкой самолетостроительной фирме «Junkers» для создания цельнометаллических самолетов и моторов к ним, после чего до 1925 года на заводе были изготовлены первые 50 самолетов Ю-20 и 100 самолетов Ю-21. С 1924 года началась разработка советских цельнометаллических самолетов.
Тут надо отметить, что на такой шаг Советское правительство пошло в надежде, что "Юнкерс" создаст дюраллюминий, так необходимый тогда в развитии авиации, а технологии постепенно перейдут к СССР. Но получилось так, что в СССР был создан сплав с лучшими характеристиками чем немецкий. Его сделали на заводе в Кольчугино (Владимирская область) и назвали тогда "кольчугаллюминий". Началось производство своих самолетов, поэтому
1 марта 1927 года договор концессии со стороны СССР был расторгнут в связи с тем, что компания Junkers не смогла выполнить условий концессии по производству дюралиминия и строительству моторов.
Вскоре после образования авиационного завода № 7, он был преобразован в завод № 22 имени 10-летия Октября. Здесь стали строиться советские самолеты-разведчики Р-З, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, ДБ-А, СБ, Пе-2, пассажирские АНТ-9 и АНТ-35.
В 1933 году заводу присвоено имя Сергея Горбунова. Именно от этого завода ведет свое название известный в свое время рынок ДК Горбунова или "Горбушка" в простонародье.
В октябре — ноябре 1941 года завод был эвакуирован в Казань. В декабре 1941 года на территории завода № 22 в Москве образован авиационный завод № 23, который до 1945 года производил бомбардировщики дальнего радиуса действия Ил-4 и Ту-2. В дальнейшем здесь выпускались Ту-4, вертолеты Ми-6 и Ми-8.
Ракетная история предприятия началась в 1960 году: ОКБ-23 было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники и передано (вместе с заводом № 23) как филиал в подчинение ОКБ-52, генеральным конструктором которого был В. Н. Челомей.
В конце 70-х годов ОКБ-23 было выведено из подчинения В. Н. Челомея и преобразовано в конструкторское бюро «Салют». В 1981—1988 годы КБ входило в состав НПО «Энергия», а после 1988 года стало самостоятельным.
7 июня 1993 года на базе машиностроительного завода имени М. В. Хруничева и конструкторского бюро «Салют» был образован Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.
С 1995 года предприятие участвует (совместно с «Lockheed Martin») в проекте International Launch Services (ILS). В сентябре 2006 года Lockheed Martin продала свою долю собственности в совместных предприятиях International Launch Services (ILS) и Lockheed-Khrunichev-Energia (LKE). Собственниками компании ILS стали Space Transport Inc. (Делавэр, США) и Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева с РКК «Энергия» им. С. П. Королева.
3 февраля 2007 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о создании вертикально-интегрированной структуры по производству ракетно-космической и авиационной техники на базе ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», в соответствии с которым к Центру им. М. В. Хруничева присоединилось 4 предприятия ракетно-космической промышленности России, в том числе и омское производственное объединение «Полет».
Вот такая история у этого предприятия. А теперь про Протоны. Ракета Протон это ракета УР-500, которая создана в ОКБ-52 В.Н. Челомеем. Она создавалась как унифицированная платформа, которую можно было использовать для запуска тяжелых боеголовок в большом количестве (более 10), вывода на орбиту тяжелых спутников, запуска межпланетных станций. Военную составляющую ракеты забраковал Хрущев. В общем это было правильно. Протон необходимо было заправлять перед стартом, а заправка такая и подготовка к ней длится 2-3 дня. То есть ракета не имеет быстрой реакции. Протон предполагалось использовать как часть для будущей более мощной ракеты УР-700, которая могла быть использована в лунной программе и была даже мощнее Сатурна-5. Сама Ур-500 состояла частично из ракеты УР-200 спроектированной ранее но не пошедшей в серию. То есть Челомей тогда создал идею унифицированных блоков которая сегодня используется в комплексе Ангара.
Пока ГНПЦ Хруничева было частью ОКБ-52 (сегодня НПО Машиностроения") Протоны летали почти без аварий. Но в 70 годах после того как Челомей создал первые орбитальные станции "Алмаз" для военных, правительство при лоббировании Королева решило взять эту же идею для гражданской составляющей. У Королева не получалось создать гражданскую орбитальную станцию. Тут надо сказать, что в 60-х годах произошло четкое разграничение зон ответственности. В СССР было на тот момент 3 крупных космических КБ
1. Королева
2. Янгеля
3. Челомея.
Известен был лишь Королев поскольку он ведал гражданским (условно конечно) сектором
Янгель делал межконтинентальные ракеты
Челомей межконтинентальные ракеты, крылатые ракеты, космические военные системы, систему способную сбивать спутники и тп и был самым засекреченным из них.
Так вот, Челомей создал станцию Алмаз, а правительство фактически отняло у него эту разработку и передало Королеву вместе с заводом. Станции дали новое название "Салют" и под этим названием она и стала известна во всем мире. Поскольку на этом же заводе производили Протон, то постепенно и его производство перешло в ведение НПО Хруничева. И с тех пор количество аварий возросло. Если разделить все аварии происходившие во время запусков ракеты Протон, список которых (включая последнюю) можно легко найти в Вики, то вырисовывается вот какая картинка:
Всего получается две больших группы аварий.
1. Группа аварий связанных непосредственно с ракетой Протон. Причины их на 90% связаны с нарушением технологии изготовления составляющих ее частей или с ошибками при сборке ракеты. То подшипник насоса развалится из-за некачественного материала или нарушении технологии его сборки, то датчик установят задом наперед.... вот как-то так
2. Группа аварий связанных не с самой ракетой, а с разгонным блоком ДМ или Бриз-М, Разгонные блоки это дополнительная небольшая разгонная ступень, которая выводит спутник на окончательную орбиту после того как ракета выбрасывает его на опорную круговую орбиту. Разработчиками и производителем разгонных блоков является все то же ГКНПЦ им Хруничева.
Судя по тому, что последняя авария произошла на 497 сек полета, то скорее всего проблемы с 3 ступенью. Предыдущая произошла на 530 сек. Причина - развалившийся подшипник в насосе нагнетавшим топливо.
То есть ГКНПЦ Хруничева не может никак наладить процесс сборки и создания качественных деталей ракеты. Вот причины всех последних аварий.
Одновременно НПО Машиностроения у которого отняли этот завод цветет и пахнет. И аварий у них практически нет и совместное предприятие БраМос с Индусами сделали и новые ракетные комплексы сдают на гос испытания. Видимо работа иначе поставлена. Потому что финансирование этой обрасти сегодня вполне удовлетворительное. А уж Протоны вообще по коммерческим проектам идут и там изначально заложена прибыль и не маленькая. Но видимо вопрос куда и как она используется.
Я не хочу делать никаких более глубоких выводов, не хочу называть виновных, просто вот такая статистика сегодня прослеживается.
Отредактировано Лила (20.05.2015 09:56:44)