Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Утоли моя печали. Иконы, иконопись, иконография.


Утоли моя печали. Иконы, иконопись, иконография.

Сообщений 141 страница 148 из 148

141

Икона Рождества Христова

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2010/01/A_Rublev_Rogdestvo_Hristovo.jpg

Церковь долго не приступала к изображению этой великой и таинственной Вифлеемской пещеры, пока не было разработано учение о богочеловечестве Спасителя на вселенских соборах V , VI и VII веков, где были ниспровергнуты, в первую очередь, ереси монофизитства и несторианства.

Итак, мы рассматриваем каноническую иконографию Рождества Христова как свидетельство Церкви о спасительной тайне Боговоплощения. Но в творчестве существует художественная свобода. Иконописец имеет в своем распоряжении ряд изобразительных элементов: прежде всего, это образы Богомладенца Христа и Божией Матери, также образ Иосифа, ангелов, пастырей, волхвов, служанок; затем, это природные образы: земля, пещера, вол и осел, овцы, космические символы — звезда и небесный сегмент, из которого она исходит в световом луче. Из всех этих составляющих художник творит образ в рамках литургического назначения его произведения. Он творчески располагает их, сопоставляет, вводит во взаимодействие с целью наиболее полного и глубокого выявления значения и смысла события. Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени. Все стало знаком обновления мира. Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением. Но для нас существенно, что как бы ни понимался в разных культурах символ пещеры, отныне в ее мрак внесен Божественный свет. Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир…». Она представлена либо мирно возлежащей, либо торжественно сидящей; иногда Ее глава отвернута как бы в сторону от Младенца; но она обращена к приносящим дары персидским путешественникам, и не только к ним, но и ко всем, приносящим дары Богу. Она обращена к человечеству, имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном. В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый. А внизу — сцена омовения Новорожденного. Она вошла в иконографию несколько позднее и по-видимому, дидактически напоминает о крещении христианских детей. Во многих случаях иконописцы придают лику Младенца особую выразительность, иногда у Него строгий, либо наоборот бесстрастный взгляд, иногда с оттенком скорби. Вообще лики на иконе всегда несут в себе покой, поскольку мудрость пребывает в тишине и покое.

К вершинам художественного воплощения образа относится, как нам представляется, фреска XIV века (1360-1370-е годы) в церкви Перивлепты в Мистре (Греция).
http://images.icon-art.info/main/03900-03999/03962.jpg

Полностью здесь

0

142

Как изображаются Пресвятая Богородица и Христос на Казанской иконе

https://foma.ru/wp-content/uploads/2019/11/n-Info_Kazanskaya-700x1037.jpg

1
Богородица традиционно изображается в пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета.

2
Три звезды на мафории — на голове и плечах — по одному из толкований обозначают приснодевство Богородицы: до Рождества, в Рождестве и по Рождестве.

3
Крещатый нимб вокруг головы Младенца Христа символизирует Его будущие крестные страдания.

4
Надписи на иконе

Контрактура — сокращенное написание священных слов с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло.

Слева от Богородицы:
Казанская (икона) Богородицы.

Над нимбом Богородицы:
ΜΡ ΘΥ — Матерь Божия.

Над нимбом Христа:
IС ХС — Иисус Христос.

Внутри нимба Христа:
ΟΩΝ — Сущий — одно из Имен Бога.

Казанский образ относится к типу богородичных икон «Одигитрия» — «Путеводительница»
Характерные черты этого иконографического типа:

#
Взгляды Богородицы и Христа обращены на молящегося. Они выражают полноту общения двух личностей — Бога и Его творения, человека.

#
Голова Богоматери слегка наклонена ко Христу. В этом жесте выражается не только любовь и материнская нежность Девы Марии, но и преклонение Ее перед Сыном как Спасителем Мира.

#
Христос благословляет молящихся.

#
На иконах этого типа Богородица указывает рукой на Христа: отсюда и название — Путеводительница, Указывающая Путь (спасения). Но Казанская — сокращенный, оплечный образ, и рук Богородицы мы здесь не видим

0

143

Интересно, почему на иконах младенцы изображены с пропорциями взрослых людей?

0

144

Лила написал(а):

почему на иконах младенцы изображены с пропорциями взрослых людей?

например- если бы художнику довелось написать Ваш, Принцесса портрет,
не зная Вашего лика, а по тому, что Вы говорите и как думаете, т.е. по духу,
тогда бы на портрете был образ взрослой Королевы

0

145

Лила написал(а):

Интересно, почему на иконах младенцы изображены с пропорциями взрослых людей?

Один мой знакомый художник-реставратор говорил, что иконопись - это экзистенциальная живопись...
Вообще икона это есть лишь образ, возводящий к первообразу. В данном случае Богомладенец - это не просто младенец, это Бог, поэтому установилась традиция писать Богомладенца со взрослыми чертами лица.
Тоже относиться к и Деве Марии и святым мученицам, если они изображаются в детстве, то как маленькие женщины.
Что касается святых. то в иконах вообще изображают не их человеческий образ,  а прославленный, т.е. Богоподбный лик.
Вот , к примеру икона блж. Матроны Московской, существует своего рода две концепции ее изображения, слепая или зрячая. При жизни она была слепой, но  после смерти все меняется, там, в Царствии Божием она будет зрячей, как ее изображать? вот сейчас все-таки почему-то ее изображают слепой :dontknow:

ПС. Мила, наверное больше меня знает.
В иконописи же много канонов и устанавливались они не сразу и все они имели богословское обоснование :dontknow:
ПС.пс. Я тут немножко почистила, надеюсь претензий нет?

0

146

21 июля РПЦ отмечает явление Казанской иконы Божией Матери.

https://ruvera.ru/data/img/content/1446585576.10983zhdJLgEPAg.jpg
Тайна явленного Образа
Эмилия Аронова
Кинорежиссер, православный журналист

Утрата явленной иконы
В ночь с 28 на 29 июня 1904 года вор Стоян Чайкин проник за стены Казанского Богородицкого монастыря, связал сторожа, взломал двери главного храма и унёс две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанский образ Божьей Матери.

Дореволюционная фотография киота из Казанского Богородицкого монастыря Предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления гласило: «…около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей…»

Сыщики задержали вора по горячим следам. На вопрос, где иконы, он ответил, что оклады с них проданы, а сами образы порублены топором и сожжены в печи.

Далее здесь: https://ruvera.ru/articles/obraz_kazanskaya
Пс. Николай Свечин (автор исторических детективов) не обошел своим вниманием эту историю, написав книгу «По остывшим следам» (1906).Его герой Коллежский советник Лыков изучил документы о похищении чудотворной иконы Казанской Божией Матери
и нашел зацепки, которые могут привести к ее местонахождению...

0

147

"Увидеть икону кончиками пальцев"
Представьте, что входите в храм в полной темноте, вы не видите ни икон, ни фресок, ни горящих свечей. Для человека иконы неотъемлемая часть богообщения, Е. Трубецкой называл икону "умозрением в красках", а как незрячие могут ощутить эту часть церковной традиции?
https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/09/IMG_9558_s2-435x600.jpg
Традиция рельефной иконы очень древняя, в раннехристианском искусстве существовали даже статуи с образами Христа, апостолов. Потом от них отказались из-за боязни быть обвиненными в идолопоклонстве.Рельефные иконные произведения в Византии существовали всегда – в дереве, но чаще это был либо мрамор, либо резная кость. Была и традиция изготовления рельефных икон из пасты воска – мастики, напоминающей глину или пластилин, в которую вкладывали частичку мощей. И сам материал становился священным. Икона превращалась в великую святыню.
Чтобы по-настоящему пережить икону, мы должны ослепнуть – с точки зрения нашего мирского, бытового, чувственного зрения. А незрячим этого делать не надо. У них единственный способ пережить икону – вызвать ее образ в своем сознании.

Уже несколько лет в России действует уникальный благотворительный проект «Увидеть икону». Его авторы — супруги Олег и Виктория Зон. Православные храмы, в первую очередь те, где окормляют слепых людей, получают в дар резные иконы. С помощью осязания слабовидящие люди могут «увидеть» образ, что открывает для них полноту церковной жизни.

Сегодня рельефные иконы для слепых людей, созданные скульптором Олегом Зоном по заказам благотворителей, есть уже в 22 храмах России, в том числе в Крыму, в Ярославской области, в Воронеже, в Подмосковье. Две в Москве: одна в храме Христа Спасителя — икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)», другая в храме Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине — образ Спасителя.

При создании рельефной иконы для слабовидящих людей нужно учитывать осязательные возможности человека. Икона должна быть большой — от 50-70 см, чтобы незрячему человеку было проще ощутить изображение. Также нежелательно вырезать очень мелкие детали, например цветы, листья, чтобы не усложнять восприятие иконы кончиками пальцев.
https://obj.mosregtoday.ru/upload/3%20%2841%29.jpg

Свой собственный подход есть и у Олега Зон. Так, традиционно на иконе «Всех Скорбящих Радость» вокруг Пресвятой Богородицы изображают людей, страдающих от недугов и скорбей. Однако скульптор решил создать радостный образ — без скорбящих людей, — акцентируя внимание на источнике Радости — Пресвятой Богородице. Из таких же побуждений Олег изображает на резных иконах святую праведную Матрону Московскую с открытыми глазами, ведь там, в вечной жизни, все совершенны.

На изготовление тактильной иконы каждый раз требуется разное время — от двух недель до двух-трёх месяцев. Сроки зависят от размера иконы и сложности композиции. Например, недавно на икону размером 110х95 см у скульптора ушло почти три месяца.
Подробнее здесь:
https://pravoslavie.ru/102092.html
https://mosregtoday.ru/geroi-podmoskov- … om-khrame/

0

148

«СЕ, СТОЮ У ДВЕРИ И СТУЧУ»
Протоиерей Андрей Ткачев
http://forumupload.ru/uploads/0014/97/f4/4/t151666.jpg

Светоч мира. Художник: Уильям Холман Хант
В 1854 году английский художник Уильям Холман Хант представил на суд публики картину «Светоч мира». Вы наверняка знакомы с ее сюжетом по многочисленным подражательным вариациям, год от году имеющим тенденцию становиться всё слащавее и слащавее. Лубочные подражания, как правило, называются «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). Собственно, на эту тему и написана картина, хотя названа иначе. На ней Христос ночью стучится в некие двери. Он – путник. Ему негде «главу приклонить», как и во дни земной жизни. На главе у Него венец из терния, на ногах сандалии, в руках – светильник. Ночь означает тот мысленный мрак, в котором мы живем привычно. Это «тьма века сего». Двери, в которые стучит Спаситель, давно не открывались. Очень давно. Свидетельство тому – густой бурьян, растущий у порога.
Зрители в год представления картины публике восприняли полотно враждебно и смысл его при этом не поняли. Им – протестантам или агностикам – почудилась в картине навязчивая стилистика католицизма. И нужно было, как это часто бывает, кому-то зрячему и внимательному рассказать о смысле полотна, расшифровать его, прочесть, как книгу. Таким умным толмачом оказался критик и поэт Джон Рёскин. Он объяснил, что полотно аллегорично; что Христос до сих пор удостоен такого же внимания, как и нищие, стучащиеся в двери; и что самое главное на картине – дом – это наше сердце, а двери ведут в ту глубину, где живет наше сокровенное «Я». В эти-то двери – в двери сердца – стучится Христос. Он не вламывается в них на правах Хозяина мира, не кричит: «А ну, открывай!» И стучит Он не кулаком, а фалангами пальцев, осторожно. Напомним, что кругом ночь… И мы не спешим открывать… И на главе Христа – венец из терний.

Отвлечемся теперь на минуту, чтобы сказать несколько слов о многочисленных подражаниях и вариациях на тему. О тех самых, которые вы, несомненно, видели. Они отличаются от оригинала тем, что, во-первых, убирают ночь. На них Христос стучит в двери дома (догадайтесь-ка, что это – сердце) днем. За Его спиной виден восточный пейзаж или облачное небо. Картинка радует глаз. По причине ненужности светильника в руке у Спасителя появляется посох Доброго Пастыря. С головы исчезает терновый венец (!). Двери, в которые Господь стучит, лишены уже тех красноречивых зарослей бурьяна, а значит, их открывают регулярно. Молочник или почтальон, видимо, стучат в них каждый день. И вообще домики имеют тенденцию становиться чистенькими и ухоженными – этакими буржуазными из канона «американской мечты». На некоторых изображениях Христос просто улыбается, словно пришел к другу, который Его ждет, или даже Он хочет подшутить над хозяевами: постучит и спрячется за угол. Как это часто бывает в подделках и стилизациях, трагическое и глубокое смысловое наполнение незаметно уступает место сентиментальному наигрышу, по сути – издевке над первоначальной темой. Но издевка проглатывается, и подмена не замечается.

Теперь к смыслу. Если Христос стучит в двери нашего дома, то не открываем мы Ему по двум причинам: либо мы просто не слышим стука, либо слышим и сознательно не открываем. Второй вариант рассматривать не будем. Он вне нашей компетенции, а значит, пусть существует до Страшного суда. Что же до первого варианта, то у глухоты есть много объяснений. Например, хозяин пьян. Его пушкой не разбудишь, не то что осторожным стуком нежданного Гостя. Или – внутри дома громко работает телевизор. Не беда, что двери заросли бурьяном, то есть давно не открывались. Кабель протянули через окно, и теперь футбольный чемпионат или социальное шоу гремят с экрана на всю катушку, делая хозяина глухим к остальным звукам. Ведь правда же, есть у каждого из нас такие звуки, слыша которые мы глохнем для всего остального. Это очень возможный и реалистичный вариант – если не для 1854 года (года написания картины), то для наших 2000-х. Еще вариант: хозяин просто умер. Нет его. Вернее, он есть, но он уже не откроет. Может быть такое? Может. Наше внутреннее «Я», подлинный хозяин таинственной хижины, может находиться в глубокой летаргии или в объятиях настоящей смерти. Кстати, прислушайтесь сейчас: не стучит ли кто в двери вашего дома? Если вы скажете, что у вас звонок на дверях есть и он работает, а значит, к вам звонят, а не стучат, то это лишь обличит вашу непонятливость. В двери сердца никто к вам не стучит? Прямо сейчас? Прислушайтесь.

Ну и последнее на сегодня. На дверях, в которые стучится Христос, нет наружной ручки. Это заметили все при первом осмотре картины и поставили художнику на вид. Но оказалось, что отсутствие дверной ручки – не ошибка, а сознательный ход. У сердечных дверей нет наружной ручки и наружного замка. Ручка есть только внутри, и только изнутри дверь может быть открыта. Когда К.С. Льюис говорил, что ад заперт изнутри, он, вероятно, отталкивался от мысли, заложенной в картину Ханта. Если человек заперт в аду, то он заперт там добровольно, как самоубийца в горящем доме, как старый алкоголик-холостяк в бедламе пустых бутылок, паутины и сигаретных окурков. И выход наружу, на стук, на голос Христа возможен только как внутренний волевой акт, как ответ на Божий призыв.

Картины – это книги. Их читать надо. Не только в случае полотен на евангельский сюжет или христианских аллегорий. В любом случае. Пейзаж ведь тоже текст. И портрет – текст. И умение читать не ограничивается умением разбирать слова в газете. Читать нужно учиться всю жизнь. О чем это говорит? О том, что работы у нас много, и жизнь наша должна быть творческой, и неосвоенные поля для деятельности давно заждались тружеников. Если вы согласны, то, может быть, мы расслышали стук?

0


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Утоли моя печали. Иконы, иконопись, иконография.