Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Утоли моя печали. Иконы, иконопись, иконография.


Утоли моя печали. Иконы, иконопись, иконография.

Сообщений 61 страница 70 из 148

61

Артур Васильев
Эта картина носит название "Всадник". Георгий Победоносец у этнофутуриста Ю. Дырина немножко другой. И он не считает свою картину иконой?
Картины и правда у него интересные...

0

62

Артур Васильев привел в пример икону св. Христофора, икона весьма необычная.

http://theologian.msk.ru/uploads/posts/2012-10/1349697451_144224200903240.jpg

Она относится к т.н. "спорным иконам".
Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).
Он был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике, позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.
О нем рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов. Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов (κύνος – собака и κεφαλή – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён, или антропофагов (άνθρωπος – человек и φαγείν – есть). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.
Георгий Александру, греческий писатель, собирая факты о житии святого апостола Андрея Первозванного, о котором он написал книгу «Воздвигший Крест во льдах», отыскал немало упоминаний о киноцефалах, племени, к которому мог принадлежать святой Христофор.Как уверяет писатель, апостол Андрей побывал на северо-востоке Пакистана. Там он и встретил людей с непривычной и даже ужасающей внешностью. Об этих же племенах упоминал и путешественник Марко Поло. Это он назвал их киноцефалами. Описывая этих существ, он говорил, что они похожи на собак породы мастиф. Устрашающей внешности они якобы добивались тем, что рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши. Младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму. И все это для того, чтобы устрашать врагов.
В православии Христофор также часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Однако, как говорится в житии Христофора, «когда святой был приведен к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа...». Таким образом сам вид святого был необычен и он уже к этому времени не был язычником. Поэтому здесь речь идет не о символическом образе святого, а о реальном.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100454/45419.p.jpg
Древнейшее изображение святого находится на керамичесчкой иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.

В русской иконописи изображения святого Христофора с собачей головой известны со второй половины XVI века.
Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.
После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100454/45421.p.jpg
Старообрядческая икона.
Таким образом большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано.
С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.
Ккатолическая иконография делает акцент на имени «Христоносец», избражая св. Христофора несущим младенца Христа на своих плечах.
Возможно с образом святого Христофора, как он изображается в восточной традиции, связаны какие-то тайны и непонимание. В России имя Христофор встречается крайне редко, и написание достаточно большого количества его икон связано явно не с именем . Христоносец – это ношение Христа внутри своего сердца, а не на плечах, снаружи. Именно сам образ святого Христофора трогает сердце человека. Ведь он был не только христианским мучеником, он мучился и будучи ещё язычником. Даже царь упал при необычном виде его. Христофор был изгоем среди людей нормального вида. Возможно поэтому этот святой особенно близок именно тем людям, которые чем-то обделены, на вписались в эту жизнь, обладают какими-то физическими недостатками или уродством. Сам Господь говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24).

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100454/45426.p.jpg

Источник

Проблема достоверности существования св. Христофора

0

63

Слышал еще пару версий.
Христиане-копты переняли из Египта образ Анубиса.
Псы-рыцари и доминиканцы (буквально божьи псы) и стража царская (церберы, например опричники Ивана Грозного крепили к седлу собачьи головы).

0

64

Петров-Водкин...
https://img-fotki.yandex.ru/get/5301/pro3001.2/0_4a8ae_171903da_orig.jpg

0

65

Артур Васильев написал(а):

Слышал еще пару версий.
Христиане-копты переняли из Египта образ Анубиса.
Псы-рыцари и доминиканцы (буквально божьи псы) и стража царская (церберы, например опричники Ивана Грозного крепили к седлу собачьи головы).

Ага, в ссылке "О достоверности" есть...

В Константинопольском синаксари указывается, что облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником. Необходимо заметить, что преимущественно в Западной церкви собака считалась символом пастыря Господа и была эмблемой духовенства (например, католический доминиканский Орден получил свое наименование от того же понятия – "Domini canes" («Псы Господни»), а в усыпальницах крестоносцев у ног изваяний умерших воинов изображали собаку как знак следования за знаменем Господа с преданностью). Таким образом, песья голова святого может являться символическим переосмыслением преданного служения Христофора Богу.

Кроме того в необычности святого исследователи видят аллюзию на некоторых языческих божеств. Так, изображение Христофора как псоглавца (предположительно пришедшее из коптской христианской живописи), естественно, вызывает ассоциации с древнеегипетским божеством Анубисом.

"Псы Господни" ничего оскорбительного в этом сочетании нет. Инквизиторы тоже себя псами Господними называли.

Артур Васильев написал(а):

Петров-Водкин...

Опять картинка, любишь ты картинки)))

0

66

Harita написал(а):

Опять картинка, любишь ты картинки)))

Есть такое. Правда слышал что картинка непростая. Никак его жена не могла зачать и начал Кузьма богородиц писать.... пока не вышло )

Ну и с оказией добавлю про Христофора. Если посмотреть на иероглиф зверь Сета, то там собака. Причем свирепая. И можно вспомнить, что Сет поначалу был первым помощником Гора. Почему? - Как раз на время ночи. Так что вот он первый доминиканец. И на монетах Дмитрия Донского (первых монетах Московии) в трети случаев изображены петух и собака - Солнце и Ночь. Стражи в общем.

0

67

Артур Васильев написал(а):

И на монетах Дмитрия Донского (первых монетах Московии) в трети случаев изображены петух и собака - Солнце и Ночь. Стражи в общем.

Да? На первых монетах Дм.Донского изображался сам князь-воин (очевидно по примеру киевского князя Владимира - воин с соколом- герб Рюриковичей), только после карательного похода Тохтамыша (по его указу?)на монетах появляется петух и "четвероногое животное", от татар твой ветер дует)

Артур Васильев написал(а):

Никак его жена не могла зачать и начал Кузьма богородиц писать.... пока не вышло )

Каждому по вере, конечно. но как-то на православный взгляд кощунственно...непочтительно :dontknow:

0

68

Harita написал(а):

Да? На первых монетах Дм.Донского изображался сам князь-воин

А ведь просто так не найдешь. Обратите внимание на количество монет.
http://www.poludenga.ru/donskoy/katd.html

0

69

Harita написал(а):

кощунственно...непочтительно

Какая-то ты неправославная. Детей нет - богу молится. Понимает что этого мало. Рисует мадонн. Не раз и не два. По вере и терпению и таланту и воздалось.

0

70

Артур Васильев написал(а):

Обратите внимание на количество монет.

Много...много монеток. И что это доказывает? И все-таки, если по ханам судить, то во время Узбек хана- воин, во время Тохтамыша- петух, ну не мог Тохтамыш смириться, что на монетах Димитрий.

Артур Васильев написал(а):

Какая-то ты неправославная. Детей нет - богу молится. Понимает что этого мало. Рисует мадонн. Не раз и не два. По вере и терпению и таланту и воздалось.

Да всё понятно, конечно, но это картины, как хочешь, так и рисуй, вернее как художнику позволяет такт, его отношение к святым образам. Знаешь ведь, что для икон существуют определенные каноны, судя по всему он ориентировался на Оранту с воздетыми руками, а Оранта (молящаяся, молящаяся за нас перед Богом, или  как заступница рода человеческого). Что имел в виду Петров-Водкин, сказать сложно...спорщик :playful:

0


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Утоли моя печали. Иконы, иконопись, иконография.