Продолжу.
Начало.
Пожалуй, начало будет самым трудным моментом для моего изложения. Ибо понять это, в той форме как оно сказано, ну очень-очень трудно, даже невзирая на 4 многостраничных примечания, которыми Гегель поясняет сей момент.
Я просмотрел множество пояснений профессоров наук, и одному даже умудрился задать вопрос. К сожалению, никто из них не поясняет и не разъясняет этот момент. Лишь констатируют, вернее, цитируют Гегеля, и всё. Однако, следует признать, в своих примечаниях Гегель весьма убедителен. Опровергнуть его пока никому не удалось. И я на это даже не претендую. А всего-навсего, лишь пытаюсь прояснить этот момент. В первую очередь для самого себя.
Итак, Гегель берёт в основу не одно, а два начала.
Вот эти два начала.
Гегель написал(а):Бытие, чистое бытие — без всякого дальнейшего определения. В своей неопределенной непосредственности оно равно лишь самому себе, и оно также и не неравно по отношению к другому, не имеет никакой разности ни внутри себя, ни по отношению к внешнему. Если бы в нем было какое-либо определение или содержание, отличное от другого определения в нем же, или же такое определение или содержание, которым оно отличается от некоего другого бытия, то такое различие нарушило бы его чистоту. Бытие есть чистая неопределенность и пустота. В нем нечего созерцать, если здесь может идти речь о созерцании, или, иначе говоря, оно есть только само это чистое, пустое созерцание. В нем столь же мало есть нечто такое, что можно было бы мыслить, или, иначе говоря, оно равным образом есть лишь это пустое мышление. Бытие, неопределенное, непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, чем ничто.
Гегель написал(а):Ничто, чистое ничто; оно есть простое равенство с самим собою, совершенная пустота, отсутствие определений и содержания; неразличенность в самом себе. Поскольку здесь можно говорить о созерцании или мышлении, следует сказать, что считается небезразличным, созерцаем ли мы, а также мыслим ли мы нечто или ничто. Выражение «созерцать или мыслить ничто», следовательно, что-то означает. Мы проводим различие между этими двумя случаями; таким образом, ничто есть (существует) в нашем созерцании или мышлении; или, вернее, оно и есть само это пустое мышление и созерцание; и оно есть то же самое пустое созерцание или мышление, что и чистое бытие. Ничто есть, стало быть, то же самое определение или, вернее, то же самое отсутствие определений и, значит, вообще то же самое, что и чистое бытие.
Итак, Гегель вводит два начала, чистое, оно же неопределённое и непосредственное, бытие. И ничто, такое же неопределённое и непосредственное. Но эти два начала нераздельны, они как бы одно в другом, несуществующие и немогущие существовать раздельно. И, утверждает он, что наше мышление неспособно их разделить. И потому мы мыслит их как одно. В то же время, как он утверждает, эти два начала суть одно и то же, но прямо противоположны между собой. И только в становлении мы можем различить одно от другого, и поэтому становление выступает перед нами как внутренне присущий им обоим синтез, синтез бытия и ничто. Выступающие перед нами то одной, то другой своей противоположностью, между тем являясь неразличимыми и неразделимыми.
Вот как он говорит об этом:
Гегель написал(а):СТАНОВЛЕНИЕ
1. Единство бытия и ничто
Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, одно и то же. Истина состоит не в бытии и не в ничто, а в том, что бытие — не переходит, а перешло в ничто, и ничто не переходит, а перешло в бытие. Но равным образом истина заключается не в их неразличенности, а в том, что они не одно и то же, что они абсолютно различны, но столь же и нераздельны и неотделимы и что каждое из них непосредственно исчезает в своей противоположности. Их истина есть, следовательно, это движение непосредственного исчезновения одного в другом: становление; такое движение, в котором они оба различны, но таким различием, которое столь же непосредственно растворилось.
Вот такая даётся загадка для ума.
То есть, суть становления происходит от движения (перехода) чистого бытия и ничто друг в друга, непрестанного их перехода одно в другое. И то, и другое есть. И то и другое, поскольку они неразличимы, и суть есть одно и то же, - существенны.
Многие философские школы говорят об этом, особенно чётко это просматривается в восточных философиях, которые это называют нирваной. Которое есть запредельное. И о котором только и можно сказать что оно есть. Но из которого и произрастает всё и вся, наблюдаемое и не наблюдаемое нами уже определённое бытие.
Далее о становлении:
Гегель написал(а):Становление содержит в себе, следовательно, бытие и ничто как два таких единства, каждое из которых само в свою очередь есть единство бытия и ничто. Одно из них есть бытие, как непосредственное и как соотношение с ничто; другое есть ничто, как непосредственное и как соотношение с бытием. Определения обладают в этих единствах неодинаковою ценностью.
Становление, таким образом, дано в двояком определении; в одном определении ничто есть непосредственное, т. е. оно (определение) начинает с ничто, соотносящегося с бытием, т. е. переходящего в это последнее; в другом — бытие дано как непосредственное, т. е. оно (определение) начинает с бытия, которое переходит в ничто, — возникновение и прехождение.
Оба суть одно и то же, становление, и даже как эти столь различные направления они взаимно проникают и парализуют друг друга. Одно есть прехождение; бытие переходит в ничто; но ничто есть также и противоположность самого себя, переход в бытие, возникновение. Это возникновение есть другое направление; ничто переходит в бытие, но бытие также и упраздняет само себя и есть, наоборот, переход в ничто, есть прехождение.
Итак, если очень внимательно присмотреться, а не отбрасывать всё это сказав, мол, что всё это бред, мы увидим всем-всем знакомую картину – прошлое, настоящее, будущее. Будущее переходит в настоящее (оно есть на данный момент бытие) и становится бытием, которое в свою очередь упраздняется в ничто и становится прошлым, которого уже нет, но которое, в то же самое время и есть, но в незримом виде, как причина уже родившегося настоящего, ибо без прошлого нет и настоящего. Но и будущее так же уже на подступе, и следовательно есть, но ещё неопределённое, туманное.
Таким образом, внутри самого мироздания находится эта, никогда неисчезающая связь, бытия и ничто пронизывающая всё и вся.
Итак, этот момент, есть ничто иное, как движение во времени. Рождение (возникновение) и исчезновение (прехождение). И, следовательно, всё мироздание находится в этом состоянии, возникновении и прехождении. Два встречных движения во всём. Везде и во всём, коротком и длительном, одновременно есть и то и другое. Таким образом, всё и вся погружено во время. Время и есть то самое единство и неразличимость. Всё и вся находятся в одной точке, в одном и том же мгновении времени, неразлимые и неотделимые друг от друга.
Всё, где-либо конкретно рождённое, неизбежно проходит стадию своего развития (движения, жизни) и в конце неизбежно исчезает. В то, что называют небытие. Которое тоже есть, но нам (нашему восприятию) уже недоступно. Таким образом проявляется конечность, и в то же самое время определённость бытия, о котором уже далее ведёт речь Гегель.
В итоге, то, что на первый взгляд казалось абсурдным и непонятным бредом, при пристальном рассмотрении обретает всем знакомые очертания.
Философия, если это действительно философия, не является чем-то заумным, но стремится к упорядочиванию и систематизации знаний, в сконцентрированном виде. На данный момент развития человеческого общества, конечно.
- Подпись автора
Знание принципов превалирует над знанием фактов.