Продолжу.
Выше я вовсе не случайно привёл формулировку Гегеля: «иное иного есть иное». В которой находятся два смысловых момента, причём эти два момента в этой формулировке являются противоположными. Мы можем назвать их как; неизменность и изменчивость, содержание и форма, сущность и явление, оно же будет качество и характер. Однако, при рассмотрении нужно иметь ввиду, что эти два момента находятся в единстве. А значит, при рассмотрении нужно верно определить принадлежность явления именно к данной сущности, а не к какой либо иной. (например при истолковании опыта Майкельсона-Морли, были перепутаны принадлежности явлений и сущности)
Эта формулировка, на мой взгляд, является ключевой. Отталкиваясь от нее, мы можем просматривать сущность и движение бытия. Каждый может наблюдать, что одно и то же нечто, в разное время имеет разное своё проявление. Вот симпатичный ребёнок, весело смеётся, а спустя время мы видим – он горько плачет. Один и тот же ребёнок, но проявление его разное. И так во всём. Всякое нечто в обозримом нами наличном бытии предстаёт в двух формах, и как неизменность, и как изменчивость, но вместе составляющих некое единство. И мы часто, опуская это различие, которое является для нас непосредственным и привычным, рефлекторно обобщая, говорим, что это одно и то же нечто. В итоге за явлением не видим сущности. Или, говоря иначе, о сущности мы судим по явлению. Или, что то же самое – по его проявлению.
Здесь необходимо сказать следующее: - тот момент, который в нечто является неизменным, сопротивляется изменению. И это сопротивление отталкивает и отталкивается от другого нечто, не родственному ему. Но в то же время притягивает и притягивается к другому нечто родственному ему.
Для дальнейшего развития этого момента процитирую:
Гегель написал(а):Определенное, конечное бытие есть такое бытие, которое соотносится с чем-либо другим; оно есть содержание, находящееся в отношении необходимости с другим содержанием, со всем миром. Имея в виду взаимоопределяющую связь целого, метафизика могла выставить в сущности говоря, тавтологическое утверждение, что если бы была разрушена одна пылинка, то обрушилась бы вся вселенная. В примерах, приводимых против рассматриваемого нами положения, представляется небезразличным, есть ли нечто или его нет, не из-за бытия или небытия, а из-за его содержания, связывающего его с другими содержаниями. Когда предполагается некое определенное содержание, какое-либо определенное существование, то это существование, именно потому, что оно — определенное, находится в многообразном соотношении с другим содержанием. Для него небезразлично, есть ли известное другое содержание, с которым оно находится в соотношении, или его нет, ибо только благодаря такому соотношению оно существенно есть то, что оно есть.
Итак, мы всюду наблюдаем многочисленные нечто. Для нас всё это привычно и обыденно, и в силу этой привычности мы редко задумываемся о том, а что же это есть на самом деле. Нам кажется, что мы об этом знаем всё. Однако, за этой привычностью скрыто от нас очень и очень многое. Порой совершенно иное, чем мы себе представляли.
Прежде чем пойти дальше, хочу напомнить один момент из предыдущего повествования, которые мы должны будем иметь ввиду при рассмотрении дальнейшего.
Бытие, или, говоря привычным для нас языком – мироздание, в своей сути едино. И всегда остаётся единым. И когда мы говорим о частях этого единого, то мы лишь своей абстракцией концентрируем своё внимание на каком-то ином аспекте этого единого, и не более того. Следовательно, от того что мы своим мышлением рассматриваем какую-либо часть единого целое, от этого нашего действа единство ни куда не исчезает, а по-прежнему пронизывает всё и вся.
Итак, продолжаем, из цитаты мы видим, что определенное, конечное бытие, оно же нечто, есть такое бытие, которое соотносится как с другим(ми) нечто, так и со всем мирозданием в целом. «Оно есть содержание, находящееся в отношении необходимости с другим содержанием, со всем миром» (Гегель)
То есть, существование чего-то конечного (нечто) возможно лишь в том случае, если обеспечивается необходимое соотношение его со всем мирозданием. Или, говоря иначе, само по себе существование какого-либо нечто невозможно в принципе. А возможно лишь через некое отношение с единым целым.
И тот момент, каковым будет это действительное, но так же и непосредственное отношение, определяет качество этого нечто. Что есть что. То есть, качество отношений говорит о качестве содержания (сущности). Забегая вперёд, скажу, что это отношение есть непосредственная сакральность присущая всему и вся, но в разном качестве. Вопросы: кто я? Кто мы? Откуда? Всё это есть вопросы качественного отношения с абсолютным, которые пусть и не все, но многие задают самим себе.
А теперь вспомним формулировку «иное иного есть иное». В котором, как мы помним, есть два момента, неизменное и изменяемое, оно же качество и характер.
Гегель написал(а):«Качество, которое есть «в себе» в простом нечто, находящееся существенно в единстве с другим моментом последнего, с в-нем-бытием, может быть названо его определением».
Гегель написал(а):«То, чтó нечто имеет в нем, таким образом разделяется, и оно есть с этой стороны внешнее наличное бытие нечто, каковое наличное бытие также есть его наличное бытие, но не принадлежит его в-себе-бытию. Определенность, таким образом, есть характер».
Итак, любое качество должно быть соотнесено. Только через соотнесение может быть дана оценка этого качества. Но это соотнесение не может быть произвольным. Ибо тогда в разном соотнесении мы получим разную оценку. Стало быть, оно должно быть соотнесено с чем-то неизменным. И таким неизменным может быть только идеальное, только с границами идеального. Идеальное есть то, что нельзя, как ухудшить, так и улучшить. Ибо оно неизменно и не принадлежит к сущности, а вместе с границами установлено для сущности из вне, единым целым.
Гегель написал(а):В для-себя-бытии качественное бытие завершено; оно есть бесконечное бытие.
То есть, как единое целое, бытие есть абсолютное бытие, а, следовательно, идеальное.
Нечто, но уже в наличном бытии, которое мы и наблюдаем, есть некая проекция единого целого, которое обладает некоторой самостью (эго), и тем самым, образно говоря, как бы отрицает абсолютное (но содержит его в себе, сохраняет как непосредственное), ибо является конечным, находящимся во времени.
Гегель написал(а):Наличное бытие есть снятое, но лишь непосредственно снятое бытие. Оно, таким образом, содержит в себе пока что лишь первое отрицание, которое само непосредственно. Бытие, правда, также сохранено, и в наличном бытии оба (т. е. бытие и отрицание) объединены в простое единство, но как раз поэтому они сами в себе еще неравны друг другу и их единство еще не положено. Наличное бытие есть поэтому сфера диферентности (некоего отклонения, прим. моё), дуализма, область конечности. Определенность есть определенность как таковая, некая относительная, а не абсолютная определяемость.
В силу своей конечности наличное бытие, в отличии от единого целого, уже в большей степени определяется внутренней относительностью, но в то же время, но уже, правда, на втором плане, сохраняет в себе и абсолютное, как нечто непосредственное, не выпадает из него как само по себе, а имеет в себе непосредственность единого, но как внутреннюю. Получается, что внешнее и внутренне в наличном бытии как бы выворачиваются, меняются местами и таким образом определяющим уже становится самость наличного бытия выходящая на поверхность через явление, а единство уходит на второй план. А поскольку оно непосредственное, то наше мышление, привыкшее к формальной логике, его практически не учитывает, как мы не учитываем того, что является для нас привычным и обыденным до того момента, пока целенаправленно не обратим на него внимание. Устранение этого изъяна возможно лишь через развитие образного мышления и смене мировоззрения из фрагментированного на цельное.
Таким образом, получается, что эта сфера, присутствия в каждом единого целого, или, что то же самое, признание всякого нечто частью единого целого, находится за пределами функции мышления и относится к иной сфере, сфере чувств, души, которая, как я неоднократно говорил тут, и определяет на самом деле цели и задачи для ума. Хотя Гегель на это не обращает внимания, поскольку считает мышление синонимом высшего проявления духа. В то время как мышление есть простое явление, в том числе и человека, и на самом деле является инструментом его сущности. Однако, справедливости ради, здесь стоит заметить, что это действительно совершенный инструмент.
И последнее на сегодня. О границах. Коротко. Без цитат, Но вспомнив лекции по диалектике: «Одна и та же определённость, разделяющая и объединяющая два нечто, называется граница».
Это может быть что угодно, линия, отделяющая две фигуры на бумаге, расстояние, и т.д.. Т.е. всё то, определённое, по которому мы и можем различить два нечто друг от друга.
Смысл этого в том, что нет ничего только разделяющего, а существует и то и другое одновременно, как разделяющее и как объединяющее. Ибо всё и вся взаимосвязано. Но существует в рамках своих границ.
И, говоря уже касательно качества, то тут есть два момента. Действительное качество, которое мы, так или иначе, хорошо или плохо, но определяем. И качество идеальное, данное уже незримо, и исходящее от единого целого.
Первое есть принадлежность конкретного нечто. Второе есть идеал качества конкретного нечто, но не им самим придуманным, а данным ему как непосредственное с высшего уровня бытия. И то и другое есть его качество. Но первое нечто уже имеет в наличии, а второе является для него возможным, и, через сакральность, нечто к этому стремится.
Отсюда, движение (оно же развитие, как процесс) в качестве от наличного к идеальному, будет прогресс. А движение в обратную сторону, удаление от идеального, есть регресс.
- Подпись автора
Знание принципов превалирует над знанием фактов.