Закон.
Вспомним из предыдущего: «Иное иного есть иное», и «Сущность является, а явление существенно», и «Спокойное в явлении есть закон».
Во всех этих формулировках, при внимательном их рассмотрении имеется две разные категории, одна есть неизменная, а другая изменчивая. Одна сопротивляется изменению и потому остаётся неизменной, а другая изменению подвержена.
Вначале обратим внимание на ту часть которая изменяется. И при внимательном рассмотрении оной, мы обнаруживаем, что всякое изменение в ней происходит вовсе не хаотично, а именно закономерно.
Обратив свой взор вокруг, мы обнаружим, что всё это вокруг (наличное бытие) имеет некий порядок, упорядочено, и всякое изменение этого порядка не случайно, а закономерно.
Следовательно, та видимость, она же определённость бытия, которую мы своим мышлением определили в некую различимую нами определённость, дав ему название, понятие, произрастает из некоего, невидимого нами неизменного. Которое лежит не на поверхности нашего взора, которое мы воспринимаем непосредственно, а скрыто в глубине видимых нами явлений (за гранью нашего горизонта ви́дения, запредельное), той самой определённости бытия, которую мы наблюдаем воочию.
И это, глубинное, мы называем сутью и сущностью явления. А так как эта сущность проявляет себя в явлениях некими закономерностями, стало быть, сущность и является законом для явления, или, что то же самое – причиной явления. (о различии причины и сущности позже) И то, насколько мы через посредство абстракции (а иного для погружения в глубину явлений у нас нет), сумели заглянуть вглубь явления, и будет показывать глубину нашего ви́дения, а значит и закономерности и тенденции тех или иных явлений. Через которые и посредством которых мы видим прошлое и будущее на расстояние соответствующее горизонту нашего сознания, с той или иной достоверностью, опять же определяющееся достоверностью наших исходных знаний у нас в сознании.
Хотя никто не запрещает и сфантазировать ту или иную картину в нашем сознании. Однако, насколько она будет соответствовать действительности, вопрос в этом случае очевидный.
А теперь следует остановиться, и обратить внимание на такой момент, что всякому человеку свойственно ошибаться. То есть, - обратить внимание на достоверность нашего ви́дения. На сколько наше ви́дение соответствует действительности.
Гегель написал(а): Истина бытия есть сущность.
Гегель написал(а): Сущность, во-первых, сначала светится внутри себя самой, или, иначе говоря, есть рефлексия; во-вторых, она является; в-третьих, она открывается. Она полагает себя в своем движении в следующих определениях:
I. как простую, в-себе-сущую сущность в ее определениях внутри себя;
II. как выступающую в наличное бытие, или, иначе говоря, по ее существованию и явлению;
III. как сущность, которая едина со своим явлением, как действительность.
Мы не можем сразу взять и заглянуть в эту глубину, поскольку она закрыта от нас нашим незнанием. А знание требует нашего сосредоточения и усилия, по отделению зёрен от плевел. И пока эта тьма незнания нами не преодолена, сущность для нас останется невидимой. И на этом пути, как ни крути, каждому, если он хочет узреть сущность, придётся идти от незнания, а значит, предстоит набить себе немало шишек.
И так, мы постепенно, каждый в своё время, начинаем понимать, что видимость явлений не является действительностью, что к действительности нужно идти сквозь тьму незнания вглубь того, что нам видится.
Но углубляясь вглубь, прежнее, поверхностное ви́дение, для нас уходит на второй план. У Гегеля, да и в философии это названо отрицанием. Тем самым то, прошлое, поверхностное ви́дение, как бы отрицается. Но отрицается в том смысле, что на его основе мы смогли углубиться, стало быть, оно не исчезло вовсе, а стало нашим опытом, и мы им пользуемся, в положительном либо в отрицательном смысле, не важно. Важно что пользуемся. Порой неосознанно, как говорится, автоматически. Никто не может просто так взять и выбросить прошлое, оно есть, но есть в нашем опыте. Наступивший на грабли, как бы он не пыжился после забыть это, но шишка на лбу не даст ему этого.
И так, сущность как причина явлений совместно с ними и составляют действительность. И в этом смысле, чем глубже мы своим мышлением проникаем в глубь видимых нами явлений, и чем достовернее основы которыми мы в этом погружении пользуемся, тем больше расширяется горизонт нашего ви́дения действительности. И тем меньше остаётся в сознании иллюзорности.
И о подводных камнях:
Гегель написал(а):По отношению к пустоте чисто формальных категорий инстинкт здравого разума почувствовал себя, наконец, столь окрепшим, что он презрительно предоставляет их познание школьной логике и школьной метафизике, пренебрегая вместе с тем той ценностью, которую рассмотрение этих нитей имеет уже само по себе, и не сознавая того, что, когда он ограничивается инстинктообразным действием естественной логики, а тем более когда он обдуманно (reflectiert) отвергает изучение и познание самих определений мысли, он рабски служит неочищенному и, стало быть, несвободному мышлению. Простым основным определением или общим определением формы собрания таких форм служит тождество, которое в логике этого собрания форм признается законом, как А=А, как закон противоречия. Здравый разум в такой мере потерял свое почтительное отношение к школе, которая обладает такими законами истины и в которой их продолжают разрабатывать, что он из-за этих законов насмехается над нею и считает невыносимым человека, который, руководясь такими законами, умеет высказывать такого рода истины: растение есть растение, наука есть наука и т. д. до бесконечности. Относительно формул, служащих правилами умозаключения, которое на самом деле представляет собою одно из главных употреблений рассудка, также упрочилось столь же справедливое сознание, что они, по меньшей мере, суть безразличные средства, средства, которые приводят также и к заблуждению и которыми пользуется софистика; что, как бы мы ни определяли истину, для высшей, например, религиозной, истины, они непригодны, что они вообще касаются лишь правильности познания, а не его истинности, хотя было бы несправедливо отрицать, что в познании есть такая область, где они должны обладать значимостью, и что вместе с тем они представляют собою существенный материал для мышления разума.
В мире на данный момент доминирует формальная логика, суть которой есть вся математика, ибо она в точности выстроена на формальной логике. И все науки так или иначе имеют в своих арсеналах помимо смыслового описания ещё и математические формулы, служащие не только как для математического выражения закономерностей, но порой и как доказательная база того или иного утверждения или той или иной теории.
То есть, резюмируя это, получается, что сами по себе все математические формулы пусты. В их абсолютных тождествах в обобщённом виде выраженных в А=А, нет ничего, они пусты. Сие есть количество безразличное к бытию. А потому познание не может опираться исключительно на математику. Формулы, расчёты, всё это есть для практического использования. Для жизни и действительного понимания мира они не годятся. Ибо там заложена логика механизмов. Жизнь же много выше механизмов.
Гегель написал(а):В этом противоположении «я» и «не-я» или чистая воля и моральный закон, с одной стороны, и природа и чувственность воли — с другой стороны, предполагаются совершенно самостоятельными и безразличными друг к другу. Чистая воля имеет свой своеобразный закон, находящийся в существенном соотношении с чувственностью, а природа и чувственность, со своей стороны, имеют законы, о которых нельзя сказать ни того, что они заимствованы из области воли и соответствуют ей, ни даже того, что они, хотя и отличаются от нее, все же заключают в себе некоторое существенное соотношение с нею. Эти законы определены вообще сами по себе, они суть готовые и замкнутые внутри себя. Но вместе с тем оба они суть моменты одной и той же простой сущности, «я»; воля определена как нечто отрицательное по отношению к природе, так что она существует лишь постольку, поскольку существует такое от него отличное, которое снимается ею, но которое в этом процессе снимания соприкасается с нею и даже воздействует на нее.
Всякое существующее, существует во взаимодействии и во взаимосвязи, ничего, что было бы само по себе, нет, и не может быть. Через множество незримых связей, так или иначе, но всё связано со всем, а значит, не является самим по себе. И всякий, говорящий, мол он сам себя воспитал, сам всего узнал и всего добился, в лучшем случае самообманывается, так как не видит этих связей, а в худшем - с гонором лжёт.
Выше мы определились, что все понятия связаны между собой и каждое понятие у нас в сознании высвечивается в других понятиях или через другие понятия. Таким образом, всякое понятие есть только в том случае понятие, если её собственное содержание было соотнесено с другими понятиями. А значит, значение понятий являются лишь моментами единой системы – сознания, вбирающей в себя все имеющиеся в нём понятия. Такая система есть мировоззрение. Стало быть, содержимое понятий тесно и неразрывно связано с мировоззрением.
А поскольку мы выяснили, что понятия, кроме того что они определяют нечто отдельное, но вместе с тем они носят и характер всеобщности, стало быть, и мировоззрение каждого конкретного человека в такой же степени носит характер всеобщности. Таким образом, получается, что рассматривая природу понятий и их взаимосвязь, мы однозначно приходим к подобному выводу и в отношении человека, поскольку в своём мышлении люди опираются на мировоззрение и пользуются едиными понятиями, с тем или иным, сугубо личностным их пониманием.
Стало быть, каждый человек так же имеет двойственный характер, он, во-первых, есть личность, которая имеет собственную самость, а во-вторых, он есть продукт общества, несущий в себе характерные данному обществу черты, в котором перемешаны, стили и характеры поведения, знания и заблуждения, устремления и намерения, и т.д.
Это касается не только озвученных нами духовных качеств, но в такой же мере относится и к нашему телу. Оно, во-первых, есть плоть животная. А во-вторых, оно уже структурированно иначе, нежели животное и отлично от животного тем, что способно нести в себе духовную составляющую присущую человеку как таковому.
То есть, природа тела, хотя и животная, но уже не является таковой, она уже вышла из неё, переросла, и она уже является человеческой и для нужд человеческих. И в этом не следует уподобаться тем субъектам, кто сравнивает человека с животным через отождествление их меж собой, с тем расчётом, чтобы насадить нам животные законы, как то – побеждает сильнейший, или выживает приспособленнейший, и т.д. Всё подобное коснотворчество, есть суть низведения духа человеческого.
Дух человеческий строится на взаимовыручке и заботе не только о себе, но и об общем. Убери у него заботу об общем и он станет ужасом земли.
Но идём дальше. Знания, так же как и заблуждения, присущие данному обществу, столь же присущи и составляющим его личностям. А значит, понимание людьми действительности во многом определяется общественным мировоззрением. И вот здесь очень важно уметь различать такую тонкость, как замысел и умысел. Никто и нигде, ни один человек не имеет в своём сознании чисто собственных знаний. Все его знания, вернее подавляющее их большинство он почерпнул из окружающего его общества, через общение и внимание, которые стали его собственными постольку, поскольку он их понял и усвоил. Остальные преобразовал и трансформировал. Никто, ни один человек не в состоянии самолично проверить и исследовать достоверность всех имеющихся у него знаний и сведений. И потому в человеческом обществе большую и важную роль играет доверие. Больше того, по степени доверия в обществе, можно судить о степени человечности этого общества.
А потому, те, кто разоблачительно кричит о том, что нам, мол, вложили в сознание те или иные штампы, стереотипы, знания и пр, мягко говоря, ошибается, не видя другую сторону процесса усвоения людьми знаний, либо осознанно лжёт, гонимый своим умыслом. Ибо человек начинается с его воспитания, а всякое воспитание и есть процесс передачи будущему человеку своих знаний, умений, навыков, ценностей, и пр. Без всего этого человек не получается. А значит, всё это переданное ему, есть, по сути, дар. Оно не твоё, но тебе его подарили, и потому это теперь твоё. Но помни о даре. Не забывай, и не гонорись.
И потому, кричать нужно не о том, что находящееся в сознании человека это есть продукт из вне его. А о том, что вложенный продукт в наше время часто бывает ложным. И не соответствует природе человека как такового.
Многие сейчас считают, что двойственная природа человека противоречива. Собственно и у Гегеля это почти так, на что я категорически возражаю, и считаю что напротив, мироздание в полной мере гармонично. Однако она противоречива лишь с позиций формальной логики. Когда рассматривают сначала одну, затем другую сторону человека, и находят, что эти стороны противоположны. И вот, на основании того, что они обнаружили разные стороны человеческой природы, они делают вывод о противоречивости природы человека. На самом деле никакого противоречия нет. А есть единство первого и второго, это единство и есть человек. И потому, так или иначе, но человек в своих мыслях, желаниях, поступках и намерениях, раз за разом, хочет он того или нет, но соотносит себя с другими людьми. И в этом соотнесении проявляется его сущность, либо как человека, либо как сволочи.
Таким образом, всякий человек есть только в том случае человек, если его собственное мировоззрение без самообмана было должным образом соотнесено с другими людьми. Мышлением этого сделать невозможно, в принципе. Это происходит много глубже, в сфере непосредственного. И если это происходит там, а там это происходит без участия мышления, которому свойственно оправдывать свои промахи, то в этом случае человек чувствует боль и радость других людей как свою, сопереживает людям. Сопереживание, это то неотъемлемое условие, без которого человек не может и сможет в полной мере стать человеком. Так ребёнок, если он всё время находится в шайке бандитов, никогда не сможет в полной мере стать человеком. Взаимовлияние здесь налицо. Уже как бы и наукой подтверждено, что существуют особи в человеческом обществе которые лишились чувств сопереживания и им безразличны чужие страдания и радости, следовательно у таких особей и соответствующее отношение к людям, как к вещам. (некоторые писатели изображают в своих романах сборище (ибо обществом это не назовёшь) состоящее исключительно из подобных особей)
Получается, что просто иметь человеческое тело ещё недостаточно для того чтобы быть человеком, нужно иметь ещё и что-то, что соотносило бы себя должным образом с другими людьми, это что-то есть его душа, которая понимает свою общественную природу. А в атомизированном обществе (называемом индивидуализм), где межличностные связи до крайностей ослаблены и скудны, соответственно, общественное мировоззрение людей, будет следовать идеям индивидуализма, и будет отражать то положение вещей, при котором понимание оговоренного мною момента, есть и будет весьма и весьма затруднительным.
- Подпись автора
Знание принципов превалирует над знанием фактов.