И снова о сущности.
Заключение.
Сразу поясню, слово сущность в настоящее время имеет два значения;
1. Нечто главное, сама суть.
2. Живая единица мироздания, самость. Субстанциональное ядро, сущее.
Отсюда, важно понимать в каком из этих двух смыслов употребляется это слово.
Как мы выше определили, сущность всегда скрыта за явлениями. Современное общественное мировоззрение отвергает существующие сущности в смысле субстанционального ядра как таковой, признавая реальными только явления. Поскольку отсутствие в мировоззрении субстанционального ядра всегда будет выводить умозаключения на уровень бытия явлений. Отсюда общественное сознание всегда скатывается к первому значению слова сущность, как суть, как главное содержание. Именно поэтому физической реальностью в современном мировоззрении считается явление.
Сущность во втором значении выведена за пределы общественного сознания, да и научного, в том числе и в философском плане, тоже. Она в таком значении общественным сознанием не мыслится вовсе. Остаётся только религиозное сознание, однако оно настолько исказилось и одряхлело, что по сути уже не отличается от первых двух, и таким образом религиозная форма становится пустой оболочкой, которая не играет никакой роли и за которой всё та же парадигма физического строения мироздания.
Отсюда считается, если нет явления, то нет и сущности. А поскольку оно так, то подсознательно явления выходят на первый план и в сознании становятся первичными. Так происходит переворачивание понимания мироздания общественным сознанием на прямопротивоположное.
Читая Гегеля, я долго не мог этого понять. Он в некоторых моментах говорит о сущности странные, на мой взгляд, выводы и суждения. Считая его идеалистом я не мог предположить, что он под понятием сущности имеет ввиду те из свойств вещей (явлений), которые нельзя изменить, чтобы вещь не перестала быть сама собой. То есть, повествуя о сущности он повествует о нахождении сути, главного, определяющего. Видимо поэтому я и упустил смысл его фразы сказанной в самом начале этого раздела:
Гегель написал(а): Сущность есть, во-первых, рефлексия. Рефлексия определяет себя; ее определения суть некая положенность, которая вместе с тем есть рефлексия в себя
То есть, это рефлексия через некую предубежденность, положенную в основании рефлексии.
Вдумавшись в это, становится понятно, что Гегель в этом разделе говорит именно об отыскании сути. Через посредство мышления, рефлексии. Раздел «Учение о сущности» это есть сплошь описание этой рефлексии в поиске главного, сути явлений. Вот таковой оказалось учение о сущности в изложении Гегеля. И её я в кратком виде передал в предыдущем посте.
Собственно, на этом я и споткнулся. И хотя Гегель весьма подробно описывает рефлексию сущности в том значении, но делает это как-то замысловато. Что и ввело меня в недоразумение. А когда я понял это, то меня это не устроило. Ибо, того, что он описал, на мой взгляд, недостаточно. Это вовсе не означает, конечно, что труд Гегеля ущербен или ошибочен, нет, просто он описывал другое, и не затрагивает тот момент о котором я хочу здесь упомянуть.
И тогда в надежде хоть как-то прояснить этот вопрос, мне пришлось перечитать много текстов других авторов, которые толкуют Гегеля в этом вопросе, в надежде найти ту ниточку, за которую можно будет потянуть. Однако, в итоге это мало что дало. Можно даже сказать – ничего не дало, ничего к уже имеющемуся не добавило. Поскольку, хотя эти трактовки разняться между собой, но ни одна из них к сути моего вопроса не продвигает. Каждый из авторов исходит из своих позиций, в большей части с позиции социал-дарвинизма. Но, как я отмечал тут ранее, считаю, что эти позиции в корне тупиковые.
Одним словом, я сделал круг и оказался в том же месте с чего и начал. Изучение всевозможных толкований мне ничего не дало. Ну разве что расширило имеющийся в мире круг точек зрения на этот вопрос. Но меня интересует не плюрализм, а суть вопроса. А суть в том, что игнорируя понятие сущности во втором значении (самости), картина мироздания всегда будет оказываться мёртвой.
И тогда, ввиду такого исхода дела, я решил исследовать этот вопрос самостоятельно, естественно, не забывая об уже прочитанном. Получилось так, что исследуя я отталкивался от основы того что уже описано, а вот в поиске того что не описано, мне пришлось выходить за пределы того что описано ранее. Переосмысливая всё это, мне пришлось смотреть на это уже извне, со стороны.
Материал который я получил и который хочу здесь изложить, пока сырой, и оттого в дальнейшем планирую его дорабатывать (сколько уйдёт на это времени – не знаю).
Но прежде хочу зафиксировать то, что уже получилось, дабы не потерять. Скажу сразу, изучая Гегеля, я надеялся на большее и ожидал от него большее, чем там оказалось. Он совершенно не рассматривает взаимодействие. И не рассматривает наличие в мироздании обратных связей. В связи с этим, хочу сказать, что в связи с таким положением дел в его трудах, неудивительно, что метод Гегеля был успешно использован в материалистическом течении. Идеализм в его трудах блекнет на фоне его рефлексии о сути вещей. Его абсолютная идея легко превращается в бездушно-мёртвую стихию материализма. А сущность превращается в чистую рефлексию, пусть и закономерных, но по сути случайных событий (материя самодостаточна и развивается сама собой). Он так и не описал вразумительно как его абсолютная идея становится движителем бытия. А всё потому, что он проигнорировал самость и её взаимозависимость.
Хотя, нужно отдать ему должное, его метод логического умопостроения весьма и весьма основательный. Он многое даёт для верного осмысления. Этого у него не отнять. И этому у него нужно учиться. А потому я, при рассмотрении заявленного вопроса буду использовать этот метод. Метод диалектической логики.
В итоге описание мне пришлось выводить уже самому.
И вот что у меня получилось. То, что получилось, думаю, будет весьма сложным для восприятия другими. Его сложность заключается в необычности взгляда, в том смысле, что озвученное далее будет выходом из всех философских воззрений. А потому для его изложения у меня пока нет необходимо-простого описательного языка. Мне реально трудно подбирать адекватные тому слова. Но, деваться некуда, приходится пользоваться тем, что есть в словарях, и оттого приходится описывать это понимание длинной чередой предложений с разного рода ссылками и напоминаниями.
Итак, начнём.
Для начала напомню Гегеля:
Гегель написал(а):Истина бытия есть сущность.
Это то, о чём я сказал выше. Сущность у Гегеля есть суть. Не самость, а суть.
Вспомним, истина есть соответствие понятия действительности. А истина всегда обязана быть объективной, независимой от субъективности точек зрения.
Теперь вспоминаем что есть понятие. Понятие есть мыслеобраз отражающий действительность. Понятие, во-первых, выражается словом, а во-вторых, оно может выражаться разными словами, и в разных языках оно всегда есть одно и то же понятие. То есть, понятие есть объективная рефлексия, не зависящая ни от лексикона, ни от используемого языка. И когда понятие тождественно действительности, оно становится истинным.
Где здесь заявленная сущность? Её здесь нет! Но есть суть, главное, первичное - истина. Которая делает выделенную мною цитату в некую тавтологию, обезсмысливая её - “истина бытия есть истина”.
Таким образом, мы имеем суть, а не сущность, которое сущее. Поскольку сущее есть причина его бытия. И оттого, каковым оно есть, таковым оно и выступает в бытии.
Теперь бытии. Бытие есть простая непосредственность, существующая независимо от субъективного восприятия. Оно таково, каково есть само по себе непосредственно (имманентно). Но, как мы помним, бытие есть противоположность сущности и именно сущность является через бытие, вернее светится бытием, оставаясь им скрытым (трансцендентным). Таким образом, сущность внутренне присуща бытию. Но непосредственно недоступна, поскольку она бытием отгорожена. И это всё.
Далее этого мы, на данном этапе познания уже ничего не можем сказать. И опираясь на это, познанное, мы будем раз за разом ходить по кругу.
Да, мироздание можно описывать как физическое явление, и всё это действительно описано достаточно подробно на многих станиц разных книг, где-то верно, а где-то с ошибками. Однако всё это есть хождение внутри господствующей парадигмы, материя есть сама по себе. С чем я и столкнулся, перечитав горы текстов на эту тему.
А потому, мы теперь пойдём необычным путём, не обращая внимания на все философские системы, но при этом, конечно же, будем иметь их в уме. Образно говоря, будем рвать замкнутый круг.
И начнём вот с чего:
Единое и множество. Организм.
Как я говорил здесь неоднократно, мироздание находится в единстве, а значит в нём всё взаимосвязано самыми различными связями. И заглядывая внутрь этого единства, мы будем обнаруживать составные части единства как целого - единичные. Углубляясь далее, при рассмотрении найденного единичного, мы снова обнаружим составные части уже и этого единично. И т.д. и т.п. Как матрёшки вложенные одна в другую.
Таким образом, мы обнаружим многослойность мироздания. Которая строится как с горизонтальными, так и вертикальными связями, которые и обуславливают их бытие. Но к этому я добавлю, что здесь понимание сущности следует понимать как живую единицу мироздания. Таким образом, я перехожу к описанию значения слова сущность как живой единицы мироздания, как самости. Ибо без этого всё мироздание становится бездушно мёртвым. Но, как это ни странно, все науки не замечают сей нюанс и описывают её таковой. И всегда при описании оного возникает парадокс, на который не обращают внимания ибо; с одной стороны в научном описании, материя есть суть мертва и глупа; а с другой стороны она, постулируемая как мёртвая и глупая, почему-то не смотря на свою глупость, развивается и усложняется. Причём таким гениальным способом, что нашему сознанию даже невообразимо. И мы все воочию наблюдаем богатство разнообразия её проявления и невероятную организацию её устройсва. Как так у неё получается? Неужели в её понимании сей парадокс незаметен?
а) Множество единичных.
Часто можно встретить выражение: «всё есть движение». Этим самым постулируется понимание того, что всё находится в движении, а не стоит на месте. Существующее существует в движении. Отсюда резонно вытекает вопрос: «а что движется то?». Ведь не само же движение движется, а напротив, движение есть производная от чего-то сущего, которое на деле и движется. Мы видим движение только потому, что есть нечто, которое и движется. Для начала назовём это нечто единичным. И это единичное таково, что оно способно к тому или иному движению.
Теперь коротко о самом движении. Посмотрим на него в непривычном для нас ракурсе. Вернее, ракурс этот настолько привычен, что его почти никто и не замечает, подразумевая это как само собой разумеющееся на которое не стоит обращать внимание.
Итак, всякое движение есть движение закономерное, надеюсь, с этим все будут согласны. И если это так, стало быть, всякое движение, каковым бы сложным оно не было, определено той или иной закономерностью. То есть, всякое движение есть тогда и только тогда движение, когда оно не абы какое (хаотическое), а движение строго определённое той или иной закономерностью.
И тогда снова вопрос: - Откуда берётся та или иная закономерность? Почему ничто не может двигаться хаотично, случайным образом то туда, то сюда? Ответ очевиден, - движение без закономерностей неизбежно распадётся и исчезнет в хаосе.
Стало быть, размышляя над этим вопросом, приходим к единственному выводу: - потому что у всякого движения есть причина. Причина его движения. И этой причиной является наше, конкретно единичное. Стало быть, единичное, является собой причину тогда и только тогда, когда ей внутренне (имманентно) присущи некие принципы его поведения вызывающие одну и ту же реакцию на одинаковые воздействия.
И здесь мы тоже должны задать резонный вопрос: - а откуда берётся это внутреннее содержание нашего единичного? Вопрос непростой. И потому, чтобы не описывать горы текста, я дам ответ, который возник у меня после весьма длительных размышлений. Ответ простой: - от всеобщего идеала. Для большинства это наверняка будет непонятно, как это так скажут они?!
Но торопиться не будем, ниже мы увидим, что всё очень просто, если взять в уме некоторую сумму умозаключений и объединить это в одно.
Таким образом, мы, быстро или медленно, но подходим к множеству единичных. В привычной нами жизни мы видим разнообразие единичных. Однако, подойдём к этому вопросу чуть иначе и спросим: - почему, к примеру, электроны всегда электроны, а вода всегда вода? Даже тогда, когда идёт новая реакция водорода с кислородом мы получаем такую же воду! Не что-то другое, а именно воду.
Стало быть, в мироздании одновременно с движением, существует и некая стабильность, неизменность, покой. Которая позволяет при движении наших единичных, оставаться неизменными (самим собой). Отсюда делаем вывод, что единичное, это такое нечто, которое в своём движении способно оставаться самой собой (неизменным). А как известно, признак неизменности присущ только всеобщему. Следовательно, всякому единичному внутренне присуще всеобщее. Отсюда делаем заключение о единстве конкретно единичного и всеобщего, оно же целое (Бог). Нет отдельно взятого Бога и отдельно взятого единичного, а всегда есть их единство.
Переводя это на людей, мы можем смело сказать, - мы внутри Бога, а Бог внутри нас. Так, и только так может осуществляться жизнь всякого. Как неразрывную жизнь всеобщего и единичных друг для друга. Предназначение называется. Ниже постараюсь раскрыть это.
На этом пока всё.
Продолжу после. Пока не знаю сколько времени на это понадобится.
- Подпись автора
Знание принципов превалирует над знанием фактов.