Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум » Эзотерика/Религия/Философия/ » Читая Гегеля.


Читая Гегеля.

Сообщений 41 страница 50 из 67

1

Решил поговорить на тему диалектики.
Сразу замечу, я нисколько не претендую на научность своих соображений, и тем более не покушаюсь на критику Гегелевской диалектики.
Тем не менее есть желание высказывать некоторые свои соображения по поводу прочтения этой работы. И, если вдруг найдутся читающие эту тему, то прошу рассматривать как моё сугубо личное мнение.

Эта тема архитрудная и архисложная. Если кто читал Гегеля, понимают о чём речь.
Сразу замечу, там есть много терминов, смысл которых несколько иной чем он употребляется людьми в обыденной речи. Плюс, там есть термины, которыми люди в обычной речи не пользуются вовсе, например, бытие для себя, бытие для иного, должествование и пр.

Не думаю что найдутся охотники поговорить на эту тему. Посему затеваю эту тему для себя, в большей степени для того, чтобы прояснить для себя самого некоторые моменты. Так сказать - выразить своё понимание этого вопроса.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

41

(пока выкладываю в таком виде)

Упустил то, что нужно было сказать в самом начале. Которое, конечно же, будет условностью, но по которой у Гегеля строится терминология:
В мироздании всё взаимосвязано. А, следовательно, всё находится во взаимоотношении. Бытие как таковое, внутри  непосредственности самого себя, как таковое вообще, мы принимаем, как вполне логичное условие того, что оно имеет положительное (как положенное извечно) отношение по факту того что оно есть. Есть как сущее. А поскольку мы взяли его вообще, стало быть оно - всеобщее. Отсюда, бытие, взятое вообще, есть всеобще-положительное. И потому всё остальное, которое мы в дальнейшем будем рассматривать непременно соотносится с ним, и тем самым всё остальное является по факту этого взаимосвязанным.
Отсюда, мы должны рассматривать всё остальное не в отрыве от всеобщего, не как отдельно взятое, а только лишь в соотношении со всеобщим. Именно отсюда в дальнейшем проистекают категории соотношения положительные и отрицательные соотносительно со всеобщим.

Продолжаем далее о нечто. Некоторые воспринимают два момента нечто как два чего-то отдельного но в одном. Это не совсем так. Нечто, как таковое едино. Но в нём два момента. Оба они его суть. Оба они в нём, как две функции работающие на одну задачу, в которой нужно и то, и другое. Поэтому один направлен на то чтобы оставаться собой (сохранить свою суть, свою самоиденцификацию), а другой направлен на взаимодействие с внешним ему бытием, являясь от этого своего предназначения бытием для иного. 
Таким образом, и за счёт этого, нечто в бытии остаётся собой и в то же время изменяется, как росток дерева берёзы всегда остаётся берёзой, но постепенно, шаг за шагом, вырастает в могучее дерево.

Таким образом, мы видим, что оба эти моменты обременены друг другом.
Оба его момента в нём, но оба находятся в отрицательном соотношении друг с другом. Друг друга отрицают, один остаётся неизменным, и тем самым отрицает изменчивость, другой изменяемый и тоже, тем самым, отрицает первый. Но так же оба эти момента есть моменты единого нечто, непосредственно связанные между собой, то они едины и их обоюдное отрицание есть лишь как разные функции исполняющие одну задачу.

И то, и другое, по сути, есть нечто, но одно утверждает нечто внутри, в себя, другое утверждает его во вне. И оба они есть определённое бытие. Первое, из которых есть качество как суть определение. Которая есть утвердительная определенность. Определяющая суть нечто (кто он определённо таков в действительности?). Второе есть так же качество, но определяющая характер упомянутого определения (каков он есть?). А суть находящегося в бытии нашего нечто, есть его долженствование, которое положено в нём ещё прежде. Как эталон (зачем, для чего он есть?), или, говоря иначе – его предназначение, которое до́лжно быть.
Всё вместе едино. И тем каждое обременено другими.

Итак, своим мышлением, двигаясь логическим путём, мы заключаем, что нечто у нас определено и стало самостью с присущими ему внутренними качествами, кто он, каков он и для чего он.
А поскольку определённость есть качество, то своими определённостями (качествами) нечто ограничено в рамки своих границ. Он теперь есть таков, каков есть по своим качествами его определяющими. А поскольку качества сами по себе определённые, стало быть нечто есть таким образом ограниченное, обособленное нечто. Но не абсолютно, а лишь относительно, поскольку у него остаётся связь с бытием в целом и иным, которое так же есть в бытии. 

Эта связь заключается в том, что наличное бытие изменчиво, и нечто, находящееся в связи с этой изменчивостью и обременённое им всё время переходит в иное себя. То есть, в каждый следующий момент времени наше нечто уже иное. Таким образом, с одной стороны, нечто становится другим, как росток дерева берёзы становится могучим деревом. Но, с другой стороны, нечто всё время остаётся самим собой, как росток берёзы в своём росте всегда остаётся берёзой, а не переходит во что-то иное берёзе.  И росток, и могучая берёза это всё равно берёза, с этой стороны одно равно себе как другому в себе, в то же время росток и могучая берёза разные. Стало быть, с этой стороны, оно не равно другому себя. Так проявляются эти два момента в едином нечто.
И теперь мы можем выразить оба эти моменты одной формулой: «Иное иного есть иное». То есть, в этой формуле сразу два смысла, неизменность и изменчивость объединённые единостью.

Далее осталось сказать, что до этого мы рассматривали нечто как единичное, как обособившееся от наличного бытия. Но мы видим в бытии множество других разных нечто. А значит должны рассмотреть их во взаимоотношении. Но так, чтобы эти отношения были характерны для всех, всеохватными. То есть мы должны взять такие отношения, которые у них есть всеобщие.

И на этом основании, всеобщие отношения, которые были характерные ранее рассмотренному нами единичному нечто, мы должны признать как присущее всякому иному нечто. И рассматривать далее нечто уже совместно с иными нечто. Ибо на деле как такового, отдельно взятого нечто быть не может. Всегда совместно с единичным присутствует множество. Единичное и множество как противоположности. А поскольку ранее мы говорили об обособившемся нечто, то нам осталось определить границу, отделяющую одно нечто от другого.

А для этого вернёмся к рассмотрению качества, которое есть определённость бытия. Определённость здесь нам как подсказка. Ибо мы помним, что определённость есть признак выделенный из неопределённости бытия, синий, круглый, тяжёлый и пр.. Стало быть, это есть такой признак не только по принадлежности какому-то нечто, но и признак отделяющий одно нечто от другого. Таким образом, одно и то же качество, соединяющее и разделяющее одно нечто с другим нечто есть их граница. И тогда та определённость, которая есть их граница, принадлежит обоим нечто.  Стало быть, граница и соединяет их, ибо это есть общее для их обоих. Таким образом, она является связующим звеном, через которое конечное выходит за пределы своих границ. А значит, наше нечто через свой момент бытия-для-иного выходит во вне себя, то есть, выходит из внутреннего во внешнее.
Не буду здесь подробно останавливаться, скажу лишь, что этот выход во внешнее есть выход во всеобщее, более того, это есть двунаправленный процесс, вторым процессом есть процесс проникновения всеобщего во внутреннее. Таким образом, через границу (которая есть определённость) идёт процесс взаимопроникновения конечного и вечного. 

И тогда получается, что нет внутреннего без внешнего, как нет и внешнего без внутреннего. А значит и нет конечного без всеобщего, как нет всеобщего без конечного, отсюда оба они есть нераздельные противоположности. И оба проявляются друг в друге. Таким образом, в этой нераздельности мы обнаруживаем их единство. А поскольку единство проявляется в динамике, следовательно, непрерывно идёт процесс перехода одного в другое, а затем, то, которое стало другим, возвращается снова к себе. И всё это есть как непрерывный, обоюдно направленный поток, в котором безконечное переходит в конечное (возникает в конечном), а конечное переходит в безконечное (возникает в безконечном), как неустанное возвращение к себе через свою противоположность (вспомним становление, в котором есть два момента, возникновение и прехождение). И вот это их единство и есть Вечность. Для нас это наблюдаемо как потустороннее и посюсторонне. Таким образом, всякое сохраняется в вечности, а вечность проявляется во всяком. И тогда мы резюмируем, что всеобщее проявлено в конкретном, а конкретное переходит во всеобщее.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

42

Сущность.
(В общем виде.)

Раздел о сущности для меня оказался самым сложным. И говорить о нём в подробностях я пока не готов. Поэтому скажу лишь в общих чертах.

Гегель написал(а):

Истина бытия есть сущность.

Бытие, о котором говорилось ранее, и о котором каждый, находясь в бытии, может делать собственные суждения, по своей сути, изменчиво. Эту изменчивость бытия может наблюдать каждый из нас. Таким образом, мы можем констатировать, что бытие постоянно находится в движении.

Противоположностью бытия является категория сущности. Сущность, как таковую никто из нас непосредственно наблюдать не может. Она скрыта за бытием. И находится в глубине бытия, окружённое им и внутренне ему присуща (имманентна). Отсюда, судить о сущности мы можем только исключительно умозрительно, ментально, интуитивно. Выходя за предел непосредственности. Только через посредство собственного мышления мы можем проникнуть вглубь бытия и там обнаружить его сущность. И описать сущность мы можем через описание её многочисленных аспектов, на подобии того как описывали слепцы слона которого они ощупывали, где сам слон не является одним из аспектов, а есть совокупность их. Таким образом, сущность запредельна (трансцендентна) бытию. Она небытие бытия. Но составляет с ним единство. Одно. Она есть то, что неизменно в бытии. Она неизменный, внутренний момент бытия. Здесь, говоря языком Гегеля, - сущность есть снятое бытие. И таким образом, поскольку сущность запредельна, то сущности, как таковой, нельзя дать определение, у неё просто нет определённости, поскольку определённость присуща только бытию. Что и составляет для нас большую трудность. Кант по этому поводу даже изрёк, что вещь в себе (она же сущность) непознаваема. Однако Гегель опроверг этот тезис.

Далее. Умозрительно углубляясь вглубь бытия, мы обнаруживаем сущность бытия. Но, здесь есть интересный момент, как подводный камень. Как только мы, углубившись в бытие, обнаруживаем сущность, мы тут же обнаружим и то, что это есть бытие. Поскольку наше мышление тут же даёт ему некое определение. А то, что мышлением определено, есть не что иное, как бытие (как бытие творимое мышлением). И наше мышление начинает дальнейшее углубление уже в это бытие. И так раз за разом. Этот процесс в мышлении называется рефлексия (отражение). То есть, получается, это не есть непосредственное видение сущности, а ви́дение, отражённое от сущности через посредство мышления. И рефлексия здесь есть постоянное отрицание бытия, поскольку сущность запредельна бытию и есть, по сути, противоположность бытия, которое собою скрывает сущность.

Теперь посмотрим на то, что мы из этого получили: Погружаясь внутрь бытия, мы отрицаем бытие, а через рефлексию сущности, или, что то же самое, отражение от сущности, мы вновь получаем бытие, как отрицание сущности. То есть, здесь мы видим двойное отрицание. Результатом которого мы вновь получаем бытие, но уже другое. Бытие, восстановленное через сущность. Существенное бытие. А то бытие, которое было прежде становится просто видимостью этого существенного. Поверхностным. Несущественным. Видимостью сущности.

А поскольку сущность и бытие являются противоположностями, стало быть, они составляют единство. Отсюда сущность и бытие всегда выступают вместе. Нет бытия без сущности, и сущности без бытия. И их единство есть их тождество как тождество различного. А поскольку они противоположны, они различны. Но это их различие тождественно. Стало быть, наши противоположности взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом. А поскольку это так, то они находятся в постоянном взаимодействии. Это положение почему-то в философии названо противоречием. Хотя лично я тут не вижу никакого противоречия. А напротив, вижу их стремление к равновесию, гармонии. Их результирующие силы всегда уравновешены. Видимо это веяние возникающего уже тогда материализма.

Идём далее. И немножко уточнения предыдущего. То состояние равновесия, к которому приходят наши противоположности, или как это сказано у Гегеля: «снятие противоречий», приводят к категории основания. Основание есть снятие противоречий. Стало быть, основанием становится только такое понимание, в котором сняты противоречия. 
То есть, мы, умозрительно погружаясь внутрь бытия, через отражение от сущности бытия находим основание, в котором противоречия сняты. Основание, это то, на чём впоследствии вырастает нечто иное – основанное. И единство основания и основанного есть основа, которое и есть восстановленное через сущность бытие.
Отсюда единство бытия, условий и предпосылок есть существование. А теперь нам нужно определить это существование. Так вот, определённость существования есть форма существования. И наоборот, форма есть определённость существующего. Таким образом, форма наполняется содержанием, как единство сущности и формы. Таким образом, форма всегда содержательна, и по форме мы определяем её содержание.  И теперь форма с содержанием выступает как явление. А то, спокойное в этом явлении, что в нём сохраняется, будет законом этого явления. И то, что на поверхности явления оказывается закономерным, есть действительное. Действительное есть действительное постольку, поскольку оно  отражает закономерность, а уже отсюда действительное является существенным.

И мы, отражая через мышление это действительное, тем самым, говоря языком диалектики, снимаем сущность. Называем её, даём ей имя. И теперь уже снятая таким образом сущность, становится понятием. Как сущность, действительно понятая через мышление. И, таким образом, понятие обретает бытие. А поскольку бытие понятия возникло через осмысление сущности, следовательно, оно является существенным.

Вот такое, весьма сложное умозрительное движение мышления совершает каждый из нас непосредственно, не задумываясь об этом.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

43

И снова о сущности.
Заключение.

Сразу поясню, слово сущность в настоящее время имеет два значения;
1. Нечто главное, сама суть.
2. Живая единица мироздания, самость. Субстанциональное ядро, сущее.
Отсюда, важно понимать в каком из этих двух смыслов употребляется это слово.

Как мы выше определили, сущность всегда скрыта за явлениями. Современное общественное мировоззрение отвергает существующие сущности в смысле субстанционального ядра как таковой, признавая реальными только явления. Поскольку отсутствие в мировоззрении субстанционального ядра всегда будет выводить умозаключения на уровень бытия явлений. Отсюда общественное сознание всегда скатывается к первому значению слова сущность, как суть, как главное содержание. Именно поэтому физической реальностью в современном мировоззрении считается явление.

Сущность во втором значении выведена за пределы общественного сознания, да и научного, в том числе и в философском плане, тоже. Она в таком значении общественным сознанием не мыслится вовсе. Остаётся только религиозное сознание, однако оно настолько исказилось и одряхлело, что по сути уже не отличается от первых двух, и таким образом религиозная форма становится пустой оболочкой, которая не играет никакой роли и за которой всё та же парадигма физического строения мироздания.

Отсюда считается, если нет явления, то нет и сущности. А поскольку оно так, то подсознательно явления выходят на первый план и в сознании становятся первичными. Так происходит переворачивание понимания мироздания общественным сознанием на прямопротивоположное. 

Читая Гегеля, я долго не мог этого понять. Он в некоторых моментах говорит о сущности странные, на мой взгляд, выводы и суждения. Считая его идеалистом я не мог предположить, что он под понятием сущности имеет ввиду те из свойств вещей (явлений), которые нельзя изменить, чтобы вещь не перестала быть сама собой. То есть, повествуя о сущности он повествует о нахождении сути, главного, определяющего. Видимо поэтому я и упустил смысл его фразы сказанной в самом начале этого раздела:

Гегель написал(а):

Сущность есть, во-первых, рефлексия. Рефлексия определяет себя; ее определения суть некая положенность, которая вместе с тем есть рефлексия в себя

То есть, это рефлексия через некую предубежденность, положенную в основании рефлексии.

Вдумавшись в это, становится понятно, что Гегель в этом разделе говорит именно об отыскании сути. Через посредство мышления, рефлексии. Раздел «Учение о сущности» это есть сплошь описание этой рефлексии в поиске главного, сути явлений. Вот таковой оказалось учение о сущности в изложении Гегеля. И её я в кратком виде передал в предыдущем посте.

Собственно, на этом я и споткнулся. И хотя Гегель весьма подробно описывает рефлексию сущности в том значении, но делает это как-то замысловато. Что и ввело меня в недоразумение. А когда я понял это, то меня это не устроило. Ибо, того, что он описал, на мой взгляд, недостаточно. Это вовсе не означает, конечно, что труд Гегеля ущербен или ошибочен, нет, просто он описывал другое, и не затрагивает тот момент о котором я хочу здесь упомянуть.

И тогда в надежде хоть как-то прояснить этот вопрос, мне пришлось перечитать много текстов других авторов, которые толкуют Гегеля в этом вопросе, в надежде найти ту ниточку, за которую можно будет потянуть. Однако, в итоге это мало что дало. Можно даже сказать – ничего не дало, ничего к уже имеющемуся не добавило. Поскольку, хотя эти трактовки разняться между собой, но ни одна из них к сути моего вопроса не продвигает. Каждый из авторов исходит из своих позиций, в большей части с позиции социал-дарвинизма. Но, как я отмечал тут ранее, считаю, что эти позиции в корне тупиковые.

Одним словом, я сделал круг и оказался в том же месте с чего и начал. Изучение всевозможных толкований мне ничего не дало. Ну разве что расширило имеющийся в мире круг точек зрения на этот вопрос. Но меня интересует не плюрализм, а суть вопроса. А суть в том, что игнорируя понятие сущности во втором значении (самости), картина мироздания всегда будет оказываться мёртвой.

И тогда, ввиду такого исхода дела, я решил исследовать этот вопрос самостоятельно, естественно, не забывая об уже прочитанном. Получилось так, что исследуя я отталкивался от основы того что уже описано, а вот в поиске того что не описано, мне пришлось выходить за пределы того что описано ранее. Переосмысливая всё это, мне пришлось смотреть на это уже извне, со стороны.

Материал который я получил и который хочу здесь изложить, пока сырой, и оттого в дальнейшем планирую его дорабатывать (сколько уйдёт на это времени – не знаю).
Но прежде хочу зафиксировать то, что уже получилось, дабы не потерять. Скажу сразу, изучая Гегеля, я надеялся на большее и ожидал от него большее, чем там оказалось. Он совершенно не рассматривает взаимодействие. И не рассматривает наличие в мироздании обратных связей. В связи с этим, хочу сказать, что в связи с таким положением дел в его трудах, неудивительно, что метод Гегеля был успешно использован в материалистическом течении. Идеализм в его трудах блекнет на фоне его рефлексии о сути вещей. Его абсолютная идея легко превращается в бездушно-мёртвую стихию материализма. А сущность превращается в чистую рефлексию, пусть и закономерных, но по сути случайных событий (материя самодостаточна и развивается сама собой). Он так и не описал вразумительно как его абсолютная идея становится движителем бытия. А всё потому, что он проигнорировал самость и её взаимозависимость.

Хотя, нужно отдать ему должное, его метод логического умопостроения весьма и весьма основательный. Он многое даёт для верного осмысления. Этого у него не отнять. И этому у него нужно учиться. А потому я, при рассмотрении заявленного вопроса буду использовать этот метод. Метод диалектической логики.

В итоге описание мне пришлось выводить уже самому.
И вот что у меня получилось. То, что получилось, думаю, будет весьма сложным для восприятия другими. Его сложность заключается в необычности взгляда, в том смысле, что озвученное далее будет выходом из всех философских воззрений. А потому для его изложения у меня пока нет необходимо-простого описательного языка. Мне реально трудно подбирать адекватные тому слова. Но, деваться некуда, приходится пользоваться тем, что есть в словарях, и оттого приходится описывать это понимание длинной чередой предложений с разного рода ссылками и напоминаниями.

Итак, начнём.
Для начала напомню Гегеля:

Гегель написал(а):

Истина бытия есть сущность.

Это то, о чём я сказал выше. Сущность у Гегеля есть суть. Не самость, а суть.
Вспомним, истина есть соответствие понятия действительности. А истина всегда обязана быть объективной, независимой от субъективности точек зрения.
Теперь вспоминаем что есть понятие. Понятие есть мыслеобраз отражающий действительность. Понятие, во-первых, выражается словом, а во-вторых, оно может выражаться разными словами, и в разных языках оно всегда есть одно и то же понятие. То есть, понятие есть объективная рефлексия, не зависящая ни от лексикона, ни от используемого языка. И когда понятие тождественно действительности, оно становится истинным.

Где здесь заявленная сущность? Её здесь нет! Но есть суть, главное, первичное - истина. Которая делает выделенную мною цитату в некую тавтологию, обезсмысливая её - “истина бытия есть истина”.
Таким образом, мы имеем суть, а не сущность, которое сущее. Поскольку сущее есть причина его бытия. И оттого, каковым оно есть, таковым оно и выступает в бытии.

Теперь бытии. Бытие есть простая непосредственность, существующая независимо от субъективного восприятия. Оно таково, каково есть само по себе непосредственно (имманентно). Но, как мы помним, бытие есть противоположность сущности и именно сущность является через бытие, вернее светится бытием, оставаясь им скрытым (трансцендентным). Таким образом, сущность внутренне присуща бытию. Но непосредственно недоступна, поскольку она бытием отгорожена. И это всё.

Далее этого мы, на данном этапе познания уже ничего не можем сказать. И опираясь на это, познанное, мы будем раз за разом ходить по кругу.

Да, мироздание можно описывать как физическое явление, и всё это действительно описано достаточно подробно на многих станиц разных книг, где-то верно, а где-то с ошибками. Однако всё это есть хождение внутри господствующей парадигмы, материя есть сама по себе. С чем я и столкнулся, перечитав горы текстов на эту тему. 

А потому, мы теперь пойдём необычным путём, не обращая внимания на все философские системы, но при этом, конечно же, будем иметь их в уме. Образно говоря, будем рвать замкнутый круг. 

И начнём вот с чего:

Единое и множество. Организм.

Как я говорил здесь неоднократно, мироздание находится в единстве, а значит в нём всё взаимосвязано самыми различными связями. И заглядывая внутрь этого единства, мы будем обнаруживать составные части единства как целого - единичные. Углубляясь далее, при рассмотрении найденного единичного, мы снова обнаружим составные части уже и этого единично. И т.д. и т.п. Как матрёшки вложенные одна в другую.

Таким образом, мы обнаружим многослойность мироздания. Которая строится как с горизонтальными, так и вертикальными связями, которые и обуславливают их бытие. Но к этому я добавлю, что здесь понимание сущности следует понимать как живую единицу мироздания. Таким образом, я перехожу к описанию значения слова сущность как живой единицы мироздания, как самости. Ибо без этого всё мироздание становится бездушно мёртвым. Но, как это ни странно, все науки не замечают сей нюанс и описывают её таковой. И всегда при описании оного возникает парадокс, на который не обращают внимания ибо; с одной стороны в научном описании, материя есть суть мертва и глупа; а с другой стороны она, постулируемая как мёртвая и глупая, почему-то не смотря на свою глупость, развивается и усложняется. Причём таким гениальным способом, что нашему сознанию даже невообразимо. И мы все воочию наблюдаем богатство разнообразия её проявления и невероятную организацию её устройсва. Как так у неё получается? Неужели в её понимании сей парадокс незаметен?

а) Множество единичных.

Часто можно встретить выражение: «всё есть движение». Этим самым постулируется понимание того, что всё находится в движении, а не стоит на месте. Существующее существует в движении. Отсюда резонно вытекает вопрос: «а что движется то?». Ведь не само же движение движется, а напротив, движение есть производная от чего-то сущего, которое на деле и движется. Мы видим движение только потому, что есть нечто, которое и движется. Для начала назовём это нечто единичным. И это единичное таково, что оно способно к тому или иному движению.

Теперь коротко о самом движении. Посмотрим на него в непривычном для нас ракурсе. Вернее, ракурс этот настолько привычен, что его почти никто и не замечает, подразумевая это как само собой разумеющееся на которое не стоит обращать внимание.

Итак, всякое движение есть движение закономерное, надеюсь, с этим все будут согласны. И если это так, стало быть, всякое движение, каковым бы сложным оно не было, определено той или иной закономерностью. То есть, всякое движение есть тогда и только тогда движение, когда оно не абы какое (хаотическое), а движение строго определённое той или иной закономерностью.

И тогда снова вопрос: - Откуда берётся та или иная закономерность? Почему ничто не может двигаться хаотично, случайным образом то туда, то сюда? Ответ очевиден, - движение без закономерностей неизбежно распадётся и исчезнет в хаосе. 

Стало быть, размышляя над этим вопросом, приходим к единственному выводу: - потому что у всякого движения есть причина. Причина его движения. И этой причиной является наше, конкретно единичное. Стало быть, единичное, является собой причину тогда и только тогда, когда ей внутренне (имманентно) присущи некие принципы его поведения вызывающие одну и ту же реакцию на одинаковые воздействия.

И здесь мы тоже должны задать резонный вопрос: - а откуда берётся это внутреннее содержание нашего единичного? Вопрос непростой. И потому, чтобы не описывать горы текста, я дам ответ, который возник у меня после весьма длительных размышлений. Ответ простой: - от всеобщего идеала. Для большинства это наверняка будет непонятно, как это так скажут они?!
Но торопиться не будем, ниже мы увидим, что всё очень просто, если взять в уме некоторую сумму умозаключений и объединить это в одно.

Таким образом, мы, быстро или медленно, но подходим к множеству единичных. В привычной нами жизни мы видим разнообразие единичных. Однако, подойдём к этому вопросу чуть иначе и спросим: - почему, к примеру, электроны всегда электроны, а вода всегда вода? Даже тогда, когда идёт новая реакция водорода с кислородом мы получаем такую же воду! Не что-то другое, а именно воду.
Стало быть, в мироздании одновременно с движением, существует и некая стабильность, неизменность, покой. Которая позволяет при движении наших единичных, оставаться неизменными (самим собой). Отсюда делаем вывод, что единичное, это такое нечто, которое в своём движении способно оставаться самой собой (неизменным). А как известно, признак неизменности присущ только всеобщему. Следовательно, всякому единичному внутренне присуще всеобщее. Отсюда делаем заключение о единстве конкретно единичного и всеобщего, оно же целое (Бог). Нет отдельно взятого Бога и отдельно взятого единичного, а всегда есть их единство.

Переводя это на людей, мы можем смело сказать, - мы внутри Бога, а Бог внутри нас. Так, и только так может осуществляться жизнь всякого. Как неразрывную жизнь всеобщего и единичных друг для друга. Предназначение называется. Ниже постараюсь раскрыть это.


На этом пока всё.
Продолжу после. Пока не знаю сколько времени на это понадобится.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

44

Блин, пока не получается у меня раскрыть замысел озвученный выше. Ниточку вроде бы нащупал, но она запутана в клубок. И пытаясь распутать сей клубок получается слишком много текста, много перечислений и напоминаний которые нужно удерживать в уме чтобы двигаться дальше. А для этого нужно сосредоточение и время. Которого пока у меня нет.  :dontknow:

Пока делаю лишь наброски. Склеивать буду позже.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

45

Продолжим.

Вот некогда вполне так известные люди и имеющие научные звания, в своих научных работах стали предлагать на научный анализ, так называемый, мысленный эксперимент. И вот такой учёный, Эрвин Шрёдингер ещё в 1935 году при обсуждении физического смысла волновой функции предложил мысленный эксперимент, который в дальнейшем получил название «кот Шрёдингера». Напомню тем, кто не в курсе, этот эксперимент показывает невозможность обнаружить одно из двух состояний объекта в закрытом (изолированном)  ящике.
Всегда, когда я слышу упоминания об этом эксперименте, мне становится смешно, ибо любая домохозяйка знает, что невозможно определить из другой комнаты закипела ли у неё вода на кухне в кастрюле или нет. И так повсюду, никто не может сказать, например, есть ли в кроне дерева воробей до тех пор, пока он не чирикнет и т.д. и т.п. То есть, мы не знаем о том, с чем не взаимодействуем непосредственно или опосредовано. Сие очевидно для всех.
Тем не менее, этот, мыленный, эксперимент вошёл постулатом в квантовую механику как принцип неопределённости.

Я не стану проводить собственный мысленный эксперимент, а сошлюсь на Эрвина Шрёдингера и проконстатирую тот факт, что существование любого нечто (оно же единичное) возможно только лишь в случае его взаимодействия с другим нечто (единичным). В данном случае взаимодействие с наблюдателем, в качестве которого может выступить любой из нас. Отсюда понятно, что через это взаимодействие наблюдатель получит знание о существовании этого нечто (единичного). А коль произошло взаимодействие то, тем или иным способом, оно порождает их взаимоотношения, неважно какие, мимолётные или же устойчивые. Но очень важно, что взаимодействие идёт рука об руку с взаимоотношением, причём таким образом, что одного без другого не может быть. Их раздельное существование невозможно (отрицается). И тогда мы видим, что если есть одно из них, то непременно должно быть и другое. И потому, говоря об одном, непременно нужно подразумевать и другое.

Сущность как единичное.

В начале, как напоминание, скажу вот о чём:

Гегель написал(а):

«отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть частичка или сторона или в сумме сущность отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.»

В общем, здесь всё должно быть просто и понятно. Но всё же скажу.

Если внимательно рассматривать этот вопрос, то станет понятно, что ничего отдельного как отдельного не существует. И если взять для рассмотрения что-то отдельное и “потянуть”, то мы увидим, что за ним потянется буквально всё мироздание, ибо в мироздании всё со всем взаимосвязано. Мироздание выстроено по типу вложенных матрёшек.

Таким образом, всякое существующее единичное существует; а) как связанное тем или иным образом с другими единичными через посредство их горизонтальных отношений («я» и иное); б) как причастность к чему-то другому, находящемуся на более высоком уровне, то есть, с одной стороны, как причастность к целому (через посредство вертикальных отношений), а с другой стороны как объединённым в это целое. И так во всём.

Пример, Иван есть человек; Жучка есть собака и т. п., уже здесь, в таких суждениях чётко просматривается такая связь причастности всякого единичного к какому-либо целому (единичное Жучка причастна к целому, к виду под именем собака, которое есть более общее понятие чем единичное Жучка). И обратное, всякое более общее существует в своих единичных, более конкретных членов (вид собака, существует только через множество его единичных членов, конкретных Жучек).

Далее.
Ранее мы говорили о том, что всякое нечто непременно имеет одновременно два момента, момент неизменности (у Гегеля он назван как “в-себе-бытие”) и момент изменчивости (у Гегеля он назван как “бытие для иного”). Нечто подобное можно применить и к сущности.

Здесь нужно вставить некоторое пояснение для того чтобы правильно понимать в его цитатах понятие отрицательность. Гегель в своей работе дал сущности характеристику философской отрицательности. Он так и говорит: «сущность по своей сути отрицательна». Что это означает? Почему сущность отрицательна? Ведь, казалось бы наоборот, с позиции формальной логики сущность должна быть положительна, ибо она есть причина.
Но весь секрет этого в том, что сущность, потому и есть сущность, что она отрицает всё (бытие) что не относится к ней. Она отрицает «не-я». То есть, таким образом, она есть выделенная из «не-я» как другое бытия, как «я». И таким образом мы получаем противоположности «я» и «не-я». Отсюда вытекает – сущность не бытие. Она уже другое, не такое.
И Гегель так и говорит:

Гегель написал(а):

Сущность происходит из бытия

В то же время он говорит, что сущность есть так же и рефлексия, которая непосредственно определяет себя как себя (как «я»). А поскольку рефлексия это процесс, то для того чтобы этому процессу быть сущностью («я»), этот процесс должен быть устойчивым, стабильным. Такая устойчивость возможна лишь в том случае, если процесс рефлексии определится в себе и сделает себя основанием (причиной, или иначе – самостью, или - всё тем же - («я»)). Получается что сущность есть непрерывный процесс самоповторения себя. И как только это произошло, сущность вынуждена переходить в существование и обрести форму этого существования в бытии – явление (как явление сущности). Ибо всякий процесс создаёт свою форму, или иначе – обволакивается в форму, что одно и то же.

Вот как описывает это Гегель:

Гегель написал(а):

«Сущность происходит из бытия; она постольку не есть непосредственно в себе и для себя, а есть некоторый результат указанного движения. Или, если возьмем предварительно сущность как некое непосредственное, то она есть определенное наличное бытие, которому противостоит другое наличное бытие: она есть лишь существенное наличное бытие, противостоящее несущественному. Но сущность есть в себе и для себя снятое бытие; то, что ей противостоит, есть только видимость. Но видимость есть собственное полагание сущности.
Сущность есть, во-первых, рефлексия. Рефлексия определяет себя; ее определения суть некая положенность, которая вместе с тем есть рефлексия в себя;
во-вторых, надлежит рассмотреть эти рефлективные определения или определенные сущности;
в-третьих, сущность как рефлексия процесса определения в себя самого делает себя основанием и переходит в существование и явление»

Далее разберём это и другое чуть подробнее. Таким образом, мы видим, что сущность есть производная из бытия, она и есть это бытие, но такое бытие, которое свернулось внутрь себя, отгородилось от бытия, определило себя, и в этом качестве сделалось (на самом деле не само сделалось, но об этом позже) устойчивым (стабильным). И именно эта устойчивость (стабильность, неизменность) становится ею как сущностью.  Но, тем не менее, поскольку суть сущности происходит из бытия, то оно тоже есть бытие, однако это уже качественно иное бытие – существенное, имеющее самость «я» как основание (себя как причину), как существующее «я», противостоящее остальному бытию и как бы объявляющая ему - я существую. И это означает, что она существует как отдельная (отделённая) единица бытия (единичное), как самость.

О том, что сущность не есть непосредственно в себе и для себя, а есть некоторый результат указанного движения, рассмотрим чуть позднее, в следующие разы, ибо это, во-первых сложно, а во-вторых объёмно.

Далее:

Гегель написал(а):

«Сущность определяет самоё себя как основание»

Гегель написал(а):

«Следовательно, как основание, она полагает себя как сущность, и ее процесс определения в том именно и состоит, что она полагает себя как сущность»

Хочу сказать сразу, это определение относится ко всему в мироздании, как всеобщее. Говорю так, поскольку часто встречаю толкование этого места как относящееся исключительно к человеческому роду.

Таким образом, сущность теперь предстаёт как сущностное бытие, полагающее себя как сущность и противостоящее «не-я», и, стало быть, как некое устойчивое и выделенное целое. Которое сохраняет себя как своё содержание, и процессом рефлексии отождествляющее это содержание как самую себя. В результате этим самым сущность становится неизменной во времени, её «я» в прошлом тождественно её «я» в настоящем и будет тождественна её «я» в будущем. Именно таким образом сущность относительно самого себя находится в покое, её «я есть» вне времени. И именно от этого сущность движется сквозь время как движущая обладающая самостью единица, взаимодействуя с окружающей средой, но тем не менее всегда оставаясь самой собою. Так возникает стабильное движение во времени (пока некоторое существование), где движущееся остаётся тем же самым, а не переходит во что-то другое или рассыпается на части. В этом смысл движения всего. Ибо всякое движение есть движение объекта, а не просто как движение само по себе.
Так возник первый момент сущности – неизменность (или в-себе-бытие по Гегелю).

Идём дальше и разбираем второй момент:

Гегель написал(а):

«Основание есть, во-первых, абсолютное основание, в котором сущность ближайшим образом есть вообще основа для того соотношения, которое конституируется категорией основания; но ближе оно определяет себя как форму и материю и сообщает себе некоторое содержание.
Во-вторых, оно есть определенное основание как основание некоторого определенного содержания; поскольку соотношение основания в своей реализации становится вообще внешним себе, оно переходит в обусловливающее опосредствование.
В-третьих, основание предполагает условие; но условие в такой же степени предполагает основание; безусловное есть их единство, суть в себе, которая через опосредствование обусловливающего соотношения переходит в существование»

Отсюда мы видим, что одного момента неизменности для сущности недостаточно. Этот момент, как точно выразился Гегель, есть момент для-себя-бытие, определяющий себя как себя, или - момент самости утверждающий себя - «я есть». 

Момент неизменности кроме как «я есть» иного определить себя не может. А поскольку сущность изначально происходит из бытия, как свёрнутое в себя бытие, тем не менее, она всё же, остаётся внутри бытия, которое, хотя ею и отделено как «не-я», но всё же обуславливает её в её существовании. И именно в этом, обуславливающем (изменчивом) её моменте, сущность находит и имеет смысл быть как сущность, как отдельная единица, но причастная к бытию в целом, уже не только внутренне в себе оформленной, но и так же оформленной внутри самого бытия и устремлённой из своего внутреннего во вне. Как обусловленная самость.

Таким образом, смысл существования сущности полагает её к взаимодействию с иным (с «не-я»), внешним ей бытием. В следствии такого положения включается процесс непосредственного саморазворачивания себя в бытии посредством взаимодействия с иным, с «не-я». Который по своей сути является взаимнообусловливающим, как единство бытия, условий и предпосылок. Этот процесс и есть существование (жизнь). Никакое существование вне условий невозможно. Сам на себя замкнутый процесс является безсмысленным.

А поскольку этот процесс есть процесс взаимообмена воздействиями (двунаправленный), обуславливающий существование, следовательно, существование носит, в том числе, и изменчивый характер, зависимый от условий. И сущность обязана реагировать на всякие изменения условий (воздействий), и тем самым изменяться. Возникает движение сущности в бытии, которое и есть существование. Это есть второй, изменчивый момент сущности, как момент направленный во вне, и как существование во вне. Как саморазворачивание в будущее из неопределённости сделать его определённым. В этом смысл существования.

Далее должен чуть сказать о взаимоотношении.

Взаимоотношения.

Из вышесказанного становится понятно, что процесс существования есть непрерывное взаимодействие которое обеспечивает существование и его обуславливает.
А поскольку идёт процесс взаимодействия, то он подразумевает собой и взаимоотношения взаимодействующих. Первое это внешнее проявление, второе это внутренний процесс выработки того или иного отношения к внешнему, как к конкретному, так и в целом.

Всё многообразие гаммы взаимоотношений можно свести к двум категориям, притяжение и отталкивание, или иначе, - любовь и ненависть. Ничего иного нет. Есть лишь разные силы того или иного проявления. Снятие, и того, и другого есть равнодушие, безразличие. Например, Паша очень любит Машу, но в данный момент он ремонтирует машину, его любовь на данный момент снята и на него не оказывает воздействия, в данный момент он к ней равнодушен.
Но об этом чуть позже, а пока:

Гегель написал(а):

Сущность есть, во-первых, простое соотношение с собой самой, чистое тождество.

Гегель написал(а):

Оно есть свое отношение к самому себе, но к себе как к отрицательному себя; лишь таким образом оно есть остающаяся внутри себя, соотносящаяся с собой отрицательность.

Бытие, само по себе, есть непосредственность. Сущность есть свёрнутая вовнутрь эта непосредственность, превращённая там в иное качество. Но для того чтобы она была устойчивой в себе, непосредственность должна как бы выйти из себя (отрицать), а затем вернуться снова, тем самым совершая то, что Гегель называет соотношение с собой самой (иначе соотношения не получить). И так вновь и вновь. Рефлексия в себя.

Чуть пояснения. В самом начале темы я говорил о том, что непосредственность есть чувственная природа, а опосредование есть природа ментальная. Одна другой противоположности. Значит, одна без другой быть не может.
Исходя из этого, мы можем это выразить так: «чувственно-внутренняя непосредственность опосредуется мышлением (рефлексируется), а затем продукт рефлексии чувствуется как непосредственность («я» чувствует своё «я» непосредственно в себе самой). То есть, это процесс замкнутый сам на себя. Внутреннее устойчивое движение от непосредственности к опосредованию и возвращение обратно с результатом, тем самым производящее соотношение себя с собой. И составляющее основу неизменности самой сущности.

Другой момент есть момент через восприятие чего-либо извне и на этой основе опосредовано через мышление вырабатывается отношение с последующей реакцией на начальное восприятие. Рефлексия на своё восприятие из вне.
Получаем такую цепочку: воздействие-восприятие-рефлексия-выработка отношения-выработка реакции-ответное действие. 

Целое.

Гегель написал(а):

«В отношении целого и частей обе стороны суть такого рода самостоятельности, но таким образом, что каждая имеет другую светящейся в ней, и вместе с тем имеет бытие только как это тождество обеих. Так как существенное отношение есть пока что лишь первое, непосредственное отношение, то отрицательное единство и положительная самостоятельность соединены между собой посредством некоторого «также»; обе стороны, хотя и положены как моменты, но вместе с тем положены также и как существующие самостоятельности. Что обе стороны положены как моменты, распределено поэтому таким образом, что, во-первых, целое, рефлектированная самостоятельность, выступает как существующее, а в ней другая, непосредственная самостоятельность выступает как момент; здесь целое составляет единство обеих сторон, основу, а непосредственное существование имеет бытие как положенность. Наоборот, на другой стороне, т. е. на стороне частей, самостоятельной основой служит непосредственное, внутри себя многообразное существование, тогда как рефлектированное единство, целое, есть лишь внешнее соотношение»

Это очень важное утверждение. Здесь чётко показано две стороны их видения.
Со стороны целого, его части это как бы оно само, отождествлённое с собой, и оттого всякая его часть воспринимается им как он сам.
А со стороны частей, целого как бы и не существует, оно воспринимается ими как воображаемая/ощущаемая ими их некое единство их взаимоотношений.


Подробнее об этом в следующие разы.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

46

Целое. Отношения целого и его частей.

Меня часто, то там, то тут, упрекают в том, что, мол, я излишне настойчиво уделяю внимание философскому вопросу. Что этот вопрос, мол, никому не нужен, мол, люди в своём бытии прекрасно обходятся без него и он им и даром не нужен. С одной стороны такой упрёк вроде бы как и справедлив, люди действительно в большинстве своём равнодушны к этому вопросу. По крайней мере, на данном этапе. Что есть, то есть.

Но с другой стороны, человеку, как виду, как особи, свойственно познание, причём, что важно, степень познания напрямую оказывает на него первоочередное влияние, ибо все свои оценки и отношения он, человек, делает именно на основании того что он познал и как он это познал. То есть, его личностное ви́дение мира (горизонт ви́дения) в основном определяется масштабом его мировоззрения. То есть, как ни крути, но любой человек оценивает окружающий его мир через призму имеющегося у него на данном этапе мировоззрения. Мировоззрение, это та основа человека, на которой, как на экране, запечатлевается картина происходящего.

И так уж получается, что людьми с локальным, местечковым, мозаичным мировоззрением легко манипулировать и легко направить их на действия которые вредят, как его обществу, так и ему самому. Тому в истории примеров множество.

Конечно, здесь есть множество вопросов, в том числе вопрос способностей и талантов в усвоении и осмыслении этих, философских, знаний. И всё же, думаю, что если люди будут знать хотя бы в общих чертах философские закономерности бытия, в том числе и социального характера, то манипулировать ими окажется гораздо сложнее, либо вообще станет невозможно. Ибо они априори будут знать как до́лжно. И это не так уж и сложно. Сложно для первопроходцев. Но за ними гораздо легче. Главное осмыслять и систематизировать, а не зубрить. Суметь увидеть закономерности, тенденции, предпосылки, а не отдельные эпизоды, которые определёнными кругами могут быть искусственно акцентированы на передний план для восприятия массам.

Теперь по теме. Отношения целого и частей Гегель уловил и описал довольно точно.
Вот несколько цитат говорящие об этом:

Гегель написал(а):

«В отношении целого и частей обе стороны суть такого рода самостоятельности, но таким образом, что каждая имеет другую светящейся в ней, и вместе с тем имеет бытие только как это тождество обеих. Так как существенное отношение есть пока что лишь первое, непосредственное отношение, то отрицательное единство и положительная самостоятельность соединены между собой посредством некоторого «также»; обе стороны, хотя и положены как моменты, но вместе с тем положены также и как существующие самостоятельности. Что обе стороны положены как моменты, распределено поэтому таким образом, что, во-первых, целое, рефлектированная самостоятельность, выступает как существующее, а в ней другая, непосредственная самостоятельность выступает как момент; здесь целое составляет единство обеих сторон, основу, а непосредственное существование имеет бытие как положенность. Наоборот, на другой стороне, т. е. на стороне частей, самостоятельной основой служит непосредственное, внутри себя многообразное существование, тогда как рефлектированное единство, целое, есть лишь внешнее соотношение»

Это очень важное утверждение. Здесь чётко показано две стороны отношений, со стороны целого и со стороны его частей. Здесь обе стороны выступают как самостоятельности, но такие, что каждая из них имеет своё бытие в другой, таким образом, что оба этих бытия становятся тождественны.

Целое относится к своим частям как к самому себе, отождествляя их собою. Части, это как бы оно само и есть целое, отождествлённое с собой, и оттого всякая его часть воспринимается им как он сам. Всякая неполадка одной из частей отзывается и воспринимается болью самого целого. И напротив, “хорошее” самочувствие частей есть и хорошее самочувствие самого целого. Целое, таким образом, оказывается неделимым в самом себе (всеобщим, тотальным), оно в себе повсюду.

А вот со стороны частей ситуация совсем иная. Целого для частей как бы и не существует вовсе, они его как целое априори воспринять не могут, поскольку для этого нужно обладать весьма развитой абстракцией чтобы заглянуть за предел своего непосредственного восприятия и объять им всё целое. И потому целое воспринимается ими как воображаемая (потусторонняя) и неопределённое сверхестество, ощущаемая ими как некое единство их взаимоотношений.

Вот посмотрите, какой удивительный вывод вытекает из этого.
Здесь мы имеем две стороны, само целое и его части, обе они самостоятельности, а если учитывать множественность частей, то – множество самостоятельностей.
Здесь каждая из обеих сторон есть в своей самостоятельности безоговорочно относительное своего другого. Ибо целое, потому и целое, что обладает самостью быть целым, а части потому есть части, поскольку также обладают самостью быть частями. И таким образом они оба противостоят своему другому. От этого возникает их внутреннее противоречие в отношениях. Следовательно, и это важно понимать, - для устойчивого, стабильного существования это, их противоречие, должно быть устранено (снято).

И снимается оно такими определёнными отношениями меж ними, которые и позволяют обеим сторонам оставаться в единстве не ущемляя самости друг друга. Понимаете? Не абы какие отношения, а строго определённые. Такие отношения смело можно назвать эталонными. Гегель называет их положенными (для простоты можно перефразировать – как предназначенные).

Отсюда, всякое целое, не есть абы какое целое, а может быть то и только то целое, которое ей предназначено эталоном. Жёлудь в своём движении (развитии) не может и не сможет стать розой, он может и будет только дубом. А если вдруг попробует – погибнет, ибо он не для того предназначен.
Таким образом, видно, что всякое существующее, существует (функционирует) как самостоятельное целое, но в рамках своего предназначения. Его устойчивость возможна лишь в пределах границ для него отведённых.
И всякое отклонение от своего эталона усиливает его внутренние противоречия, а когда эти отклонения выходят за рамки таких границ, то усиливающиеся противоречия доходят до предела и разрушают целостность. И целое исчезает из бытия. Мироздание не терпит хаоса. Существование есть определённый порядок (закономерный), с допустимым отклонением в пределах определённых границ, выход за которые разрушает существование.
Отсюда, смысл существования – исполнение своего предназначения. Тех, кто испугался такого вывода, хочу успокоить, предназначение не есть некое рабство, а напротив, есть наилучшее воплощение существования.

Далее:

Гегель написал(а):

«Целое и части поэтому взаимно обусловливают друг друга; но рассматриваемое здесь отношение вместе с тем стоит выше соотношения обусловленного и условия друг с другом, как оно определилось в предшествующем. Это соотношение здесь реализовано; а именно, положено, что условие есть существенная самостоятельность обусловленного таким образом, что оно предполагается последним. Условие как таковое есть лишь непосредственное, и предположено лишь в себе. Целое же есть, правда, условие частей, но само оно вместе с тем непосредственно подразумевает, что и оно само имеется лишь постольку, поскольку оно имеет своей предпосылкой части. Ввиду того, что обе части отношения положены, таким образом, как взаимнообусловливающие друг друга, то каждая из сторон есть непосредственная самостоятельность в себе же самой, но ее самостоятельность вместе с тем также и опосредствована или положена через другую. Все отношение есть благодаря этой взаимности возвращение обусловливания в себя само, есть неотносительное, безусловное»

Хочу обратить на это внимание.
Посмотрите, насколько точно и ёмко здесь Гегель изложил суть этого. 
Отношения целого и частей выстраиваются таким образом, что они едины в своих отношениях настолько, что они, казалось бы противоположные стороны обуславливающие друг друга, тем не менее снимают эти условности, и как бы своими отношениями взаимно гасят их, и становятся безусловным единым целым, как единичное уже обладающее абсолютным характером, уникальным и неповторимым, как конкретное единичное, уже несоотнесённое ни с чем, а только со своим внутренним содержанием, в рамках того качества которым оно обладает на сей момент, конечно. Например, Иван есть человек. Ну с чем/кем иным, кроме как с человеком наш Иван может себя соотносить? И для него (а так же для каждого) крайне обидно, если кто-то его соотнесёт не с человеком а с чем-то другим.

И ещё хочу обратить внимание на то, как Гегель описывает этот весьма многогранный процесс, через системные переходы от одной грани к другой:

Гегель написал(а):

«Поскольку теперь каждая из сторон отношения обладает своей самостоятельностью не в самой себе, а в своей другой, постольку имеется налицо лишь одно тождество обеих, в котором обе суть лишь моменты; поскольку каждая из них самостоятельна в себе самой, постольку они суть два самостоятельных существования, безразличных друг к другу.

С первой точки зрения, с точки зрения существенного тождества этих сторон, целое равно частям и части равны целому. Нет ничего в целом, чего не было бы в частях, и нет ничего в частях, чего нет в целом. Целое не есть абстрактное единство, а единство некоторого разного многообразия; но это единство как то, в чем многообразное соотносится одно с другим, есть та определенность этого многообразия, в силу которой оно есть часть. Отношение, следовательно, обладает одним нераздельным тождеством и лишь единой самостоятельностью.
Но, далее, целое равно частям; однако оно ровно им не как частям; целое есть рефлектированное единство, части же составляют определенный момент или инобытие единства, и суть разное многообразное. Целое равно им не как этому самостоятельному разному, а как им, вместе взятым. Это их «вместе» есть однако не что иное, как их единство, целое как таковое. Целое, следовательно, равно в частях лишь себе самому, и равенство его и частей служит выражением лишь той тавтологии, что целое как целое равно не частям, а целому»

Вот чем больше читаю Гегеля, тем больше убеждаюсь в том, что Гегель до сих пор так никем и не понят вполне. Придуманная, незнаю кем, ересь о единстве и борьбе противоположностей здесь наглядно демонстрирует вульгаризированный смысл его работ. И что характерно, практически все толкователи Гегеля толкуют его (в том числе и этот момент) в материалистическом плане, что очень сильно искажает смысл того что он говорит.
И здесь наглядно это показано. Ну нет никакой борьбы. А напротив, противоречия в любом целом просто обязаны сниматься, гаситься. Ибо противоречивое целое не имеет устойчивого существования, ибо в таком целом нарастают тенденции его разрушающие.

Но вернёмся к вопросу. Здесь Гегель делает переход уже к другой стороне и говорит: «каждая из сторон отношения обладает своей самостоятельностью не в самой себе, а в своей другой, поскольку имеется налицо лишь одно тождество обеих». О чём это говорит? Что это означает?

Вот как-то удивительно, очень многие думают, что философия к ним не имеет никакого отношения и оттого они теряют к ней всякий интерес. Однако это далеко не так, и даже вовсе не так. Ибо верно понятая философия имеет непосредственное отношение ко всему, поскольку она описывает смысловую взаимосвязь всего. Как всеобщее. Как применительная ко всему. Вот и здесь так.

В пояснение приведу всё тот же пример, поскольку на примерах смысл становится нагляднее:
«Иван есть человек». Смотрим, здесь Иван, как конкретное единичное тождественен человеку, как целому, в котором Иван есть часть этого целого. Однако существует Иван именно как человек! Его конкретная самостоятельность есть самостоятельность человека (как всеобщее людей). И мы говорим – этот человек, Иван.
Видите как диалектично всё связано?! Разве людям не интересно познать эту связь? И это не так уж и сложно. Если отбросить из головы многие навязанные шаблоны. 

И дальше он говорит: «они (целое и части прим. моё) суть два самостоятельных существования, безразличных друг к другу». Таким образом, Иван существует как человек “безразличный” к целому, поскольку он не может из своего уровня обозреть целое и оттого оно для него как бы и не существует, а значит он к нему безразличен, но, в то же время, сам он существует как человек тождественный этому целому. Следовательно, это целое находится внутри него, как его предназначение. Он есть таков потому, что такова его внутренняя природа (концептуально), а внутренняя природа это есть его целое как предназначение частей, таких же как Иван. Получается, что он, с одной стороны, сам по себе, но он человек, и оттого причастен к целому с другой стороны, а значит, он самостоятелен только тогда, когда в себе имеет определённое качество, а именно - человека.

Это его два момента в нём самом. Что и подытоживает Гегель говоря: «Отношение, следовательно, обладает одним нераздельным тождеством и лишь единой самостоятельностью».
Таким образом, Иван самостоятелен только в качестве целого – человека. В другом качестве он не может быть, ибо в другом качестве он тут же утрачивает качества человека, и становится уродом или сволочью, что претит природе человека. Отсюда ясно видно, что каждая часть целого, в данном случае наш Иван, внутренне (сакрально) соотносится с тем единством, к которому принадлежит, в данном случае наш Иван (а не чиновник того или иного уровня и рода) непосредственно (подсознательно) соотносит свои качества с тем единством, которому он принадлежит и которое зовётся - человек.
А значит, такая, для нас банальная фраза: «я человек», несёт в себе весь этот глубочайший смысл, описанный здесь и ещё оставшийся за кадром тоже.

Таким образом, мы отчётливо видим, что единичное и целое тождественны друг другу и это их тождество нераздельно, и оно непосредственно друг в друге.

Читаем далее: «части же составляют определенный момент или инобытие единства».
То есть, таким образом, как я сказал выше, целое и части находятся на разных уровнях бытия, одно относительно другого есть инобытие. Но эти уровни связаны друг с другом, взаимообусловлены и взаимопроникновенны. И таким образом, все наши “матрёшки” взаимоувязаны друг с другом самым непосредственным образом.
В итоге мы можем констатировать, что всякая частица мироздания вовсе не брошена на произвол судьбы в этом огромном мире, а непосредственно включена как необходимая часть во всеобщее целое, как нужный элемент, выполняющий свою миссию.

Целое и иное в нём.

Целое не терпит чужеродного. Ибо всякое чужеродное находящееся в целом нарушает его целостность и целое, таким образом, в той или иной степени теряет свою целостность и тем перестаёт быть целым. Следовательно, чужеродное в целом это болезнь целого. Чужеродное в человеке это расчеловечивание его. Чужеродное в обществе это нарушение его единства. И потому, либо целое избавится от чужеродного в себе, либо чужеродное разрушит целое и целое либо исчезнет, либо превратится во что-то другое, что равносильно исчезновению.

Гегель написал(а):

но это единство как то, в чем многообразное соотносится одно с другим, есть та определенность этого многообразия, в силу которой оно есть часть.

То есть, чужеродное внутри целого не является частью этого целого, а потому с ним невозможно осуществлять единство, его природа другая, чуждая. Так любой живой организм распознаёт и нейтрализует или уничтожает всякие болезнетворные микроорганизмы. И если такого не происходит, то такой организм обречён на гибель.

Что касается общества, то главным признаком по которому должно идти распознавание, есть умение различать добро от зла. И здесь с прискорбием констатирую, что во многом у большинства людей в их сознании сбиты настоящие ориентиры и заменены на фальшивые. В следствии чего люди утеряли способность различать добро и зло.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

47

Целое,  которое разрушает самоё себя.

Если посмотреть на тех, кто представляется нам героями, то мы обнаружим, что герои они только потому, что сделали что-то положительное для общества. И нет ни одного героя, который бы сделал что-то положительное только для себя.

В этой части хочу продолжить тему о целом и его частях, начатую ранее, но в контексте человеческого общества.
Ранее я неоднократно говорил о том, что человек существо общественное. А значит и его сущность общественная. В нём одновременно есть и личное и общественное. Причём его личное без его общественного превращается в ничто. И потому эти его два момента человек должен в себе гармонизировать, а не противопоставлять их друг другу. Ибо они, по сути, есть его одно. Но акцентировавшись на своём личном, люди впали в иллюзию индивидуальности. И потому им кажется будто их общественная природа порабощает их личное и не даёт этому личному свободу. И, гонимые этой иллюзией, такие люди отвергают (отрицают) в себе то, общественное, которое и сделало его человеком. И тем самым они отрицают свою же собственную сущность.

Вот как этот момент описывает Гегель, подметивший это ещё тогда, двести лет назад. Ещё тогда показав нам, что есть на самом деле индивидуализм, который в наше время доведён до своего предела. Показал что в таком виде индивидуализм есть его пустая, ложная абстракция, чистой воды самообман направленный якобы на собственное возвышение, на деле же является проявлением его собственного ничтожества, его же самого и разрушающее (то самое нравственное зло). И оттого толкающее его в пропасть ничто. Цитирую:

Гегель написал(а):

Самостоятельность, доведенная до того последнего заострения, которое мы видим в для-себя-сущем одном, есть абстрактная, формальная самостоятельность, сама себя разрушающая; это — величайшее, упорнейшее заблуждение, принимающее себя за высшую истину. В своих более конкретных формах она выступает как абстрактная свобода, как чистое «я», а затем, далее, как нравственное зло. Это — свобода, впавшая в такую ошибку, что полагает свою сущность в этой абстракции и ласкает себя мыслью, будто в этом замыкании в себя она обретает себя в чистом виде. Говоря определённнее, эта самостоятельность есть заблуждение, заключающееся в том, что смотрят как на отрицательное на то и относятся как к отрицательному к тому, что есть ее собственная сущность (читай общественная природа, прим. моё). Она есть, таким образом, отрицательное отношение к самой себе, которое, желая обрести собственное бытие, разрушает его, и это его деяние представляет собою лишь проявление ничтожества этого деяния. Примирение заключается в признании, что то, против чего направлено отрицательное отношение, есть, наоборот, его сущность, заключается лишь в отказе от отрицательности своего для-себя-бытия, вместо того чтобы крепко держаться за это последнее.

Меня часто обвиняют в том, что я, мол, что-то там придумываю своё. Но вот, оказывается, не только я пришёл к таким выводам, но к таким же выводам приходят и другие, и Гегель только подтверждает верность моих выводов.

Очень точно Гегель охарактеризовал сие заблуждение принятое общественным сознанием как несомненность, сказав: «желая обрести собственное бытие, разрушает его». Об том есть крылатое народное выражение: «пилят сук на котором сидят». И причём упорно так пилят.

Наше время, время разнузданного индивидуализма, индивидуализма, говоря словами Гегеля,  доведенный до того последнего заострения, и есть то самое нравственное зло разрушающее в человеке его, человеческую сущность. А коль так, то вследствие этого смещения приоритетов в сторону самости природа человека трансформируется, поскольку он таким образом отчуждает родную ему сущность, и она становится другой, чу́ждой ему в изначальности.
И это то самое зло, которое расчеловечивает его.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

48

Этот пост я посвящаю своему молчаливому читателю, Рише.

Сущность.

Выше мы уже достаточно говорили о сущности. Собственно, можно сказать, что ранее мы уже, хотя и по частям, но суть сущности выяснили. Здесь же будет объединение этих частей в целое, создание его целостного образа из ранее выясненных частей и уточнение некоторых моментов.

Есть два значения (варианта понимания) термина сущность; первое, сущность как сущее;

и второе, сущность как совокупность свойств вещи, без которых вещь не может быть такой, каковой она есть.

Это разные сущности. Но, тем не менее, они связанные, причём связанные в одно.

Как первое, так и второе, естественно, имеет право на употребление отдельно. Главное же, понимать их различие. К сожалению, материалистическое мировоззрение такого различия не делает. Совсем. Ибо по сути своей, материализм отрицает сущее в принципе и всё сводит к рассмотрению лишь главных свойств вещей. Ибо для него первое противоречит основанию материализма. По большому счёту, материализм, как мировоззрение, если посмотреть в его основу, отрицает самого материалиста как человека, превращая его в кусок мат-вещества со свойствами. То есть, материалист своим мировоззрением отрицает сам себя.

Материализм делает упор на материю, причём эта материя рассматривается им как мёртвая и тупая. Тем не менее их конёк – стабильные свойства и закономерности. Однако, вопрос откуда у мёртвой и тупой материи взялись закономерности, материализм просто не рассматривает. Он их просто констатирует, мол, материя имеет такие-то свойства, такие-то закономерности. И всё. Спроси их почему они такие, а не иные, ответ будет банальным, - потому что.

Материализм в принципе не видит в этом противоречия, поскольку это противоречие положено в его основе, как абсолютное отрицание сущего. Посему, Гегель читается ими исключительно материалистически, то есть, однобоко. Именно поэтому с ними не может возникнуть взаимопонимания. У их “монеты” другой стороны нет, она там отсутствует напрочь, хоть запаказывай им её, - не узрят. И здесь уже ничего не поделаешь.

Тем не менее, невзирая на такое непонимание и недопонимание, всё же здесь мы будем рассматривать обе стороны этого вопроса.

Гегель определяет сущность как рефлексию, то есть, как процесс:

«Сущность есть, во-первых, рефлексия. Рефлексия определяет себя; ее определения суть некая положенность, которая вместе с тем есть рефлексия в себя;

во-вторых, надлежит рассмотреть эти рефлективные определения или определенные сущности (die Wesenheiten);

в-третьих, сущность как рефлексия процесса определения в себя самого делает себя основанием и переходит в существование и явление.» Г. Гегель.

Отсюда видим, что Гегель определяет сущность сразу в двух значениях, и как сущее, и как существенное основание. Где этот процесс является; во-первых, устойчиво замкнутым на самого себя; а во-вторых, этот процесс определяет самого себя, то есть, определяет себя как своё «я», как самость; и в-третьих, в этом процессе своё «я» становится основанием (активной причиной) и позже переходит в существование и явление, в которых оно проявляется законом. Сущность, таким образом, является активной причиной закона существования (действий, воздействий) и своего явления. Которое далее переходит в качества.

Таким образом, если внимательно читать Гегеля, то сущность у него двоякая, она, и самость, и существенное основание, которое ранее мы определили как закономерные отношения. Или, говоря иначе, самость, определившаяся как самостоятельная причина в своём существовании. Однако, здесь следует помнить, что всякое существование обусловлено условиями и предпосылками. И самость, как причина самой себя, входит в существование с теми или иными обуславливающими её существование условиями, как часть всеобщего порядка, который принимается ею в себя и становится её порядком. И далее самость утверждает этот, свой порядок, и тем самым становится определённой сущностью, которая, входя в существование, утверждает этот порядок в своём существовании и явлении.

Собственно, это и всё о сущности. Всё остальное будет и должно исходить из этого, как следствия при раскрытии деталей.

К этому необходимо добавить ещё и то, что у Гегеля не отражено, но которое он упоминает, но упоминает лишь вскользь, а именно, об идеальном. Введение в рассмотрение идеальности в корне меняет понимание сущности. Сущность через идеальное становится не одинокой и не случайной, а гармонично встроенной во всё мироздание, как его необходимая часть, нужная для всеобщего целого. А значит, через своё идеальное сущность обретает свой смысл. Вне идеального сущность безсмысленна.

Идеальное и есть тот порядок, который самость принимает как своё. Идеальное находится вне сущности (самости), поскольку идеальное порождено всеобщим и является всеобщим для всего множества сущностей, но не как закон, а как развёрнутый, завершённый проект всеобщего, как замысел ставший определённостью (порядком) всеобщего. И благодаря которому все мы можем, если захотим, наблюдать в мироздании порядок и гармонию. Идеальное, таким образом, есть та часть (сторона) всеобщего, которое религии называют Дух.

И потому к конкретной сущности идеальное равнодушно, однако сама конкретная сущность есть определившаяся себя сущность только постольку, поскольку она сама себя соотнесла   со своим идеальным и непосредственным образом считает его своим, неотделимым. Где идеальное становится для сущности вечным зовом. Следовательно, получаем, что идеальное входит в сущность исключительно через её волю, а значит, через волю она обретает смысл, но этот смысл всегда лежит вне её, иначе это не смысл. Смысл и есть предназначение (долженствование) сущности.

Вне соотношения со своим идеальным, как это было установлено ранее, сущность существовать не может, ибо иначе в ней начинает развиваться дисгармония. И когда дисгармония достигнет величины выше допустимых границ, она как самость распадается и исчезает. Отсюда, её существование возможно лишь в допустимых рамках границ своего идеального. Однако, следует понимать, что ограничение этими рамками как раз и позволяет сущности существовать самостоятельно, идеально, полноценно, в гармонии порядка. В противном случае, говорю это для радетелей свободы, она бы скатывалась в ужас хаоса.

Сущность, таким образом, приобщена ко всеобщему. И в этой, своей приобщённости ко всеобщему, она обретает смысл своего существования.

Далее необходимо сказать об рефлексии неоднократно упоминаемой Гегелем. И как ранее нами было выяснено, что суть загадочной рефлексии, которую материалистическое прочтение понимает как простой процесс отражения, на самом деле является мышление, как процесс опосредования непосредственности (чувственности) и обратно.

Сам по себе процесс мышления есть опосредование непосредственности лежащей в основании того, что опосредуется. То есть, имеет некую направленность, внимание. По своей сути это процесс трансформации неопределённости в определённость и обратно. Отсюда, мышление (та самая рефлексия) имеет статус направляемого/управляемого инструмента. Его направленность и управляемость есть суть внимание на объект. Следовательно, задачей этого инструмента (мышления) является адекватное отображение предмета своего внимания. Или, что то же самое, различение того на что его направили, а именно выделение из некоего целого частей, анализ, он же - определение. Где целое является непосредственным целым, безразличённым на части. Как целое в чистом виде. Которое, как мы установили ранее, исчезло в своих частях, но явило себя пред нами своим закономерным явлением. Как говорит Гегель, сущность, таким образом, светится в своём явлении.

Но  далее, мышление, как процесс, должен завершаться единением, синтезом. Поэтому найденная в процессе анализа определённость, им опосредуется уже в целое, единое, то есть, обратно в непосредственность. Мышление (а по Гегелю рефлексия), таким образом, есть процесс движения от себя к себе же.

И тогда полученный из этого результат опосредования является связанным смыслом. Насколько он окажется верным, вопрос другой. Главное, что смысл найден, определён.

Таким образом, мышление/рефлексия это не просто мышление/отражение абы как, а именно адекватное мышление/отражение подчинённое закону сущности как своей причины. И является двунаправленным процессом, и от себя, и в себя.

Детали описывать здесь не буду, для этого тут нет смысла. Подробнее желающие могут прочитать у Гегеля, как рефлексия полагающая, внешняя и определяющая. Но понимать это следует с поправкой на то, что рефлексия есть суть мышление, а мышление есть суть инструмент, создающий определённости (качество). Сущность, таким образом, есть суть внутреннее бытие, которое скрыто от нас внешним бытием. А потому для нас, смотрящих на неё извне, оно есть не-бытие, невидимость, скрытое за своей формой, явлением. Внутреннее, таким образом, отрицает внешнее, образуя с ним свою границу (форму).

Это внутреннее бытие Гегель определяет как абсолютную отрицательность, как двойное отрицание. Собственно, в его логике это логично вполне. Он впервые в истории раскрывает нам логику движения мысли от всеобщего к конкретному, логику, в которой нет аксиом. Я же исхожу из его выводов. В которых обнаруживаю иное. И это иное не следует противопоставлять выводам Гегеля, а следует рассматривать его как основание для иного умозаключения. Где не будь этого основания, не было бы и иного моего.

Поэтому в моей трактовке внутреннее бытие не является отрицанием, а напротив, оно является активной причиной бытия внешнего, его законом. И тем исполняет своё предназначение в бытии.

Сущность, как сущее, является конкретным целым, единичным и противоположно всеобщему целому, где одно без другого невозможны. Поэтому в сущности так же светится и всеобщее.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

49

Ал написал(а):

Этот пост я посвящаю своему молчаливому читателю, Рише.

Сущность.

рыцарь, как всегда, все делает только для бабы, эм, для женщины...
от сюда и качество...
многабукаф красиво уложенных..
а для чего так много, сэр?
миллион алых роз?

Сам по себе процесс мышления есть опосредование непосредственности лежащей в основании того, что опосредуется.

... женщине нужна лишь красота.
женщина в мужчине любит только женщину.
по этому женщины в словах ценят лишь красиво оформленную глупость, именно эта женская оценка делает её модой.

но как только женщина почувствуют в словах какой-то стержень, что-то твердое - то это её начинает раздражать, напрягать.

красота должна быть не глубже кожи

Ал написал(а):

Идеальное, таким образом, есть та часть (сторона) всеобщего, которое религии называют Дух.

ох, вот не стоило наступать на это слово... это прям мимо конкретно, да и ни к чему, веса и значимости не прибавило, потому как выражать одно неизвестное другим неизвестным - ответа не даёт.

И потому к конкретной сущности идеальное равнодушно

равнодушие не есть отсутствие взаимодействия.
гравитация равнодушна ко всему.
одинаково влияет на всё.
и в мире нет иного равнодушия.

в целом. определение Сущности возможно только через определение НЕсущности. но Несущность, Ал, хоть м назвал идеалом, но не смог признать это, не смог признать идеалом - НИЧТО.
https://i.ibb.co/db7J1Kf/2024-01-04-13-03-49.png

видимо, физически не может признать мои формулировки...

Подпись автора

что бы что то иметь надо что то отдать
https://vk.com/club227378037

0

50

Ал
все что пишешь, интересно, но это устарело. Мыслящие люди не стоят на месте, миропонимание развивается, а у тебя это никак не отражается, извини, но ты застрял в прошлом. Меж тем , как я уже сказал, мировоззрение ушло вперёд...
Почему ты не хочешь обновляться ?

Ведь очевидно что размышления и миропонимание строятся на базе конкретных знаний, а совокупность знаний постоянно меняется, во времена Гегеля люди знали  меньше, чем знают сейчас и что же делать, не оперировать новыми знаниями ?
Например во времена Дарвина учёные понятия не имели об устройстве клетки думали что живая клетка - это мешочек с жижей.
Оказалось что клетка имеет архисложное строение, это целая наномашина, а учёные прошлого этого не знали и свои выводы( естественно - ошибочные) делали на основе не полных знаний.

Отредактировано Volganin (04.01.2024 13:22:27)

Подпись автора

Fortuna non permanet in aeternum

0


Вы здесь » Форум » Эзотерика/Религия/Философия/ » Читая Гегеля.