Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Великий пост


Великий пост

Сообщений 101 страница 110 из 267

101

Великая пятница.
В пятницу Страстная неделя достигает своей кульминации. Этот день посвящен вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения.
http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/04/Rublev_entombment.jpg
Положение во гроб. (икона школы Рублева)

Поскольку Литургия считается самым торжественным богослужением, она не совершается в день смерти Спасителя в знак глубочайшего траура. Утром читаются только Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Пятница – это день совершения особой службы, в конце которой из алтаря выносится на середину храма Плащаница – больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением умершего Христа.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/04/Ge.jpg
Н. Ге Распятие. 1892 г.

Вечером совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы.

Все тексты молитв и Священного Писания пропитаны идеей соумирания твари своему Творцу, соучастия в Страстях. Особенно примечательны ветхозаветные чтения этого дня – отрывки книг пророка Исайи, который за 500 лет до рождения Спасителя описал Его страдания.

Утреня – по сути – отпевание Христа. Перед Плащаницей совершается пение 118 псалма, стихи которого перемежевываются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти звучат от имени Пресвятой Богородицы и являются величайшим шедевром церковной поэзии.

По окончании чина оплакивания Христа Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы Святый Боже. После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом».

В конце богослужения находящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго. В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным го учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.
Это Плащаница в нашем Свято-Тихоновском храме. (Фото сделали сегодня с телефона, сегодня разрешили фотографировать).

http://s52.radikal.ru/i138/1504/c9/17e092c3e83e.jpg

Перед выносом Плащаницы батюшка наш сказал очень душевные слова: Сегодня день покоя, помолчим немного. Мы кормим тело, одеваем и украшаем его, а о душе забываем. Помолчим и вспомним, кто пошел за нас  на страдания и крестную смерть.
Очень тяжелый чин погребения, и самая тяжелая ночь в году именно с пятницы на субботу, знаю по себе и опыту других...

0

102

Великая Суббота, Суббота Преблагословенная, Тихая Суббота

Наверное, нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. Великая Суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты.
Последний раз совершается Литургия св. Василия Великого. На литургии, во время Великого вместо Херувимской песни поется удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Слушая этот гимн мы вспоминаем, что согласно учению Православной Церкви, Великая суббота — это день, когда Господь сошел душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа.

Перед Литургией все облачения в храме заменяются с черных на белые. Суббота – окончание Страстной седмицы. Обычно после утренней службы в течение дня совершают освящение куличей, яиц и пасох. Затем люди идут домой, чтобы ночью собраться вместе и прославить Воскресшего Спасителя.

0

103

Испекла кулич, покрасила яйца, с дочей ходили освящать. Это у нас в храме.

http://s016.radikal.ru/i335/1504/62/a76ae5a08b0f.jpg

А это мой куличик

http://s012.radikal.ru/i320/1504/be/97d6598f621a.jpg

0

104

И еще одно знаменательное событие, совершающееся в Великую субботу- снисхождение Благодатного Огня. Чудо снисхождения огня- это свидетельство присутствия Бога на земле.
Верующие ждут его с трепетом и тревогой, по преданию говорят, что если огонь не сойдет- будет конец Света. Сошел! Еще год поживем. Хрстос Воскресе!

0

105

Великий пост закончился, а наша тема "Поговорим о  Православии" продолжается...

0

106

Вот и снова у дверей Великий пост...
Начинаются подготовительные недели. Первая неделя (напомню неделей  в старославянском называется воскресный день) посвящена воспоминанию притчи "О мытаре и фарисее"

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/02/281-600x388.jpg

Христос говорит: «Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне грешному!». Говорю вам, — заканчивает Христос эту притчу, — что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Для пробуждения чувства покаяния и сокру­шения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начина­ет петь на утрени перед каноном умилительные тропари: Покая­ния отверзи ми двери… На спасение стези настави мя, Богоро­дице… Множество содеянных мною лютых….

0

107

Вторая неделя  перед Великим постом - О блудном сыне. Церковь призывает нас к покаянию, напоминая: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. Это беспредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на литургии Евангельской притчи о блудном сыне (Лук. XV, 11 - 32), по имени которого называет и саму неделю.

http://days.pravoslavie.ru/Images/ih3379.jpg

Неделя о блудном сыне второе из четырёх воскресений подготовки к Великому посту. Притча о блудном сыне — это вовсе не притча об отдельном грехе. В ней раскрывается сама природа греха во всей его разрушительной силе. В ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в «землю чуждую», где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча описывает медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание

(Митрополит Антоний Сурожский).

http://pravnovosti.ru/wp-content/uploads/2015/02/2f520c29d25aef064e59d475b8e889a3.jpg
Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872

http://pravnovosti.ru/wp-content/uploads/2015/02/12.jpg
Возвращение Блудного Сына. 1669 г. Рембрандт Харменс ван Рейн

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101062/106242.p.jpg

Другие картины и иконы на тему данной притчи здесь

0

108

Третья подготовительная неделя называется "Неделя мясопустная. О Страшном суде"
Пер­вое на­зва­ние про­дик­то­ва­но те­мой еван­гель­ско­го чте­ния за Ли­тур­ги­ей – о бу­ду­щем Страш­ном су­де жи­вых и мёрт­вых; вто­рое – пред­пи­са­ни­ем Цер­ков­но­го уста­ва: не упо­треб­лять по­сле это­го вос­кре­се­нья мя­са.
За Мя­со­пу­стом сле­ду­ет ещё од­на – по­след­няя пе­ред Ве­ли­ким по­стом седмица – «сыр­ная» (7–12 мар­та), или, в про­сто­ре­чии, – «мас­ле­ни­ца» (в на­род­ном ка­лен­да­ре она вклю­ча­ет в се­бя ещё и Про­щё­ное вос­кре­се­нье (13 мар­та) в ка­че­стве за­вер­ша­ю­ще­го ак­кор­да ли­хих на­род­ных гу­ля­ний). Стро­го со­блю­да­ю­щие ди­е­ти­че­скую сто­ро­ну по­ста от­ка­зы­ва­ют­ся на этой неде­ле от мя­са и едят толь­ко яй­ца и мо­лоч­ные про­дук­ты (от­ку­да и на­зва­ние этой неде­ли). В этом – по­след­няя сту­пень под­го­то­ви­тель­но­го воз­дер­жа­ния. Это так сказать житейские подробности календаря, но главная тема, конечно же, о Страшном суде. Мф., 106 зач., 25:31-46.
Одно из редчайших богослужебных событий, обычно Церковь предлагает воспоминание о прошлом, празднует дни памяти, сегодня же взгляд наш направляется в будущее, что нас ждет может быть совсем скоро...

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/mikelandjelo_strashnyy_sud.jpg
Страшный суд. Микеланджело Буанарроти

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича).

Те, кто считал и вычислял, утверждают, что на земле полтора миллиарда живых людей. Из этих полутора миллиардов живых людей ни один не в состоянии сказать вам от своего ума, что будет с миром в конце времен и что будет с нами после смерти. И все многие и многие миллиарды человеческих существ, жившие на земле до нас, не были в состоянии ничего от своего ума определенно и с уверенностью сказать о кончине мира и о том, что нас ожидает после смерти, - ничего, что мы могли бы разумом, сердцем и душою принять как истину. Жизнь наша коротка и исчисляется днями, а время долго и исчисляется столетиями и тысячелетиями. Кто из нас может простереться из своей тесноты до скончания века, и увидеть последние события, и сообщить нам о них, и сказать: "На краю времен произойдет то-то и то-то, то-то будет с миром, то-то - с вами, людьми"? Никто. Воистину, никто из всех живых людей, кроме того, кто убедил бы нас, что он, проникнув в разум Создателя мира и людей, узрел весь план творения; и что он жил и пребывал в сознании прежде бытия мира; а также - что он может явственно видеть кончину времен и все те события, кои будут знаменовать кончину сию. Есть ли такой человек среди полутора миллиардов ныне живущих людей? И был ли такой от начала мира доныне? Нет, такого нет и не было. Были прозорливые люди и пророки, которые не от своего ума, но по откровению Божию изрекли кое-что, кратко и отрывочно, о кончине мира; и не столько с намерением ее описать, сколько для того, чтобы своими видениями, по повелению Божию, вразумить людей: да отвратятся они от пути беззакония, да покаются, да помышляют о имеющем прийти судьбоносном более, нежели о мелком и преходящем, заслоняющем от них, подобно облаку, пламенное и страшное событие, коим завершится и вся жизнь человеческая на земле, и существование мира, и ход звезд, и дни и ночи, и все, находящееся в пространстве, и все, происходящее во времени.
Лишь Один-Единственный ясно и определенно поведал нам главное обо всем том, что должно произойти в конце времен. Сие - Господь наш Иисус Христос. Если бы кто-либо иной сказал нам о кончине мира, то мы бы не поверили, будь он даже и величайшим мудрецом мирским. Если бы он говорил от своего человеческого разума, а не по доказанному откровению Божию, мы бы ему не поверили. Ибо человеческий ум и человеческая логика, сколь бы велики они ни были, слишком крохотны, чтобы простереться от начала до кончины мира. Но тщетен весь наш разум там, где требуется видение. Нам нужен прозорливый человек, который видит - и видит ясно, как мы видим солнце, - весь мир насквозь, от начала его до кончины, и сами начало и кончину. Был лишь Один такой Человек. И это Господь наш Иисус Христос. Ему Единому мы можем и должны верить, когда Он говорит нам о том, что произойдет в последние дни...
Продолжение здесь

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/02/boschthelastjudgementtriptych2-580x435.jpg
Страшный суд. Иероним Босх

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/02/vasnecov-513x600.jpg
Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885-1896

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/02/cappella_degli_scrovegni_jotto-525x600.jpg
Страшный суд. Джотто
Потрясающие картины, росписи и иконы на тему Страшного суда здесь: Страшный суд в картинах и иконах

0

109

Ну что, дорогие, всех с Масленицей!
http://www.olimpikhall.ru/images/stories/korporativ/maslenica.jpg

Последняя неделя перед Великим постом называется в церковном уставе Сырной, т.е. вчера было заговенье на мясо и с  сегодняшнего дня оно по уставу исключено из рациона на все последующие 56 дней!
Славянский термин "мясопуст" со­от­вет­ству­ет католическому  хо­ро­шо всем нам зна­ко­мому «ве­сё­лому» сло­ву кар­на­вал (от ла­тин­ских слов carne и vale, бук­валь­но – «про­щай, мя­со!»). Короче, гуляют все!
Мас­ле­ни­ца в сво­ей ос­но­ве – празд­ник со­всем не хри­сти­ан­ский. На­про­тив – это древ­ний язы­че­ский празд­ник про­во­дов зи­мы и встре­чи вес­ны, со­глас­но по­сло­ви­це: «Мас­ле­ни­цу про­во­жа­ем, све­та солн­ца ожи­да­ем». Это – свое­об­раз­ный «се­вер­ный кар­на­вал», вак­ха­на­лия, со­про­вож­да­ю­ща­я­ся необуз­дан­ным ве­се­льем, зу­бо­дро­би­тель­ны­ми дра­ка­ми, иг­ра­ми и хмель­ны­ми пи­ра­ми (это то, что у нас все­гда хо­ро­шо по­лу­ча­ет­ся). В до­хри­сти­ан­ские вре­ме­на по­доб­ные гу­ля­ния с «уми­ло­стив­ле­ни­ем» язы­че­ских бо­гов со­про­вож­да­лись да­же че­ло­ве­че­ски­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми.
По­сле кре­ще­ния Ру­си «от­ме­нить» мас­ле­ни­цу (как и неко­то­рые дру­гие язы­че­ские иг­ри­ща, на­при­мер, «Ива­нов день») так и не смог­ли: наш на­род го­тов от­ка­зать­ся от мно­го­го, но толь­ко не от бес­ша­баш­ных гу­ля­нок и за­сто­лий с тра­ди­ци­он­ным во­про­сом: «Ты ме­ня ува­жа­ешь?» По­это­му цер­ков­ные вла­сти вы­нуж­ден­но сов­ме­сти­ли эту неде­лю вак­ха­на­лий с по­след­ней под­го­то­ви­тель­ной неде­лей пе­ред Ве­ли­ким по­стом, ко­то­рая име­ет, со­глас­но пра­во­слав­но­му цер­ков­но­му Уста­ву, по­лу­пост­ный по ра­ци­о­ну, но вполне по­ка­ян­ный по сво­е­му на­зна­че­нию ха­рак­тер. (Гре­ки и дру­гие хри­сти­ане не мо­гут по­нять, по­че­му наш бо­го­слу­жеб­ный (!) – а не толь­ко «на­род­ный» – ка­лен­дарь об­зы­ва­ет пра­во­слав­ную сыр­ную сед­ми­цу язы­че­ским тер­ми­ном «мас­ле­ни­ца», пусть и в скоб­ках. При этом обы­чай по­ми­нать на хмель­ной тризне пред­ков бли­на­ми (это аст­ро­ло­ги­че­ский со­ляр­ный знак – сим­вол Солн­ца) был пе­ре­осмыс­лен как заго­ве­нье – празд­нич­ную тра­пе­зу на­ка­нуне по­ста.
Пра­во­слав­ный Цер­ков­ный ка­лен­дарь име­ну­ет по­след­нюю седмицу (неде­лю) пе­ред Ве­ли­ким по­стом сы­ропустной (а на­род – мас­ле­ни­цей). Смысл этой сед­ми­цы – в по­сте­пен­ном пе­ре­хо­де от обы­ден­ной жиз­ни к ве­ли­ко­пост­ным «по­дви­гам», ко­то­рые, ко­неч­но же, у каж­до­го хри­сти­а­ни­на свои – и опре­де­ля­ют­ся его по­лом, воз­рас­том, со­сто­я­ни­ем здо­ро­вья и про­фес­си­ей.
Но на­род – не толь­ко «про­стой» и «необ­ра­зо­ван­ный» (эта от­го­вор­ка ныне смеш­на) – про­во­дит это «на­ча­ло уми­ле­ния и по­ка­я­ния» вполне по-язы­че­ски – в шум­ных гу­ля­ньях и со­мни­тель­ных за­ба­вах.

Один из ино­стран­ных пу­те­ше­ствен­ни­ков, по­се­тив­ших Рос­сию в XVII ве­ке, мо­сье Одер­бон, с удо­воль­стви­ем но­си­те­ля за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции кон­ста­ти­ро­вал (по­доб­ных сви­де­тельств мно­го): «В это вре­мя у рус­ских по­чти бес­пре­рыв­но про­дол­жа­ет­ся об­жор­ство и пьян­ство; они пе­кут паш­те­ты, то есть ола­дьи и бли­ны из мас­ла и яиц, за­зы­ва­ют к се­бе го­стей и упи­ва­ют­ся мё­дом, пи­вом и вод­кой до упа­ду и до бес­па­мят­ства. В те­че­ние всей мас­ле­ни­цы толь­ко и слыш­но, что то­го-то уби­ли, то­го-то бро­си­ли в во­ду…».

Со вре­ме­нем ма­ло что из­ме­ни­лось. Вспом­ним кар­ти­ну Ва­си­лия Су­ри­ко­ва «Взя­тие снеж­но­го го­род­ка» или хре­сто­ма­тий­ное изо­бра­же­ние боя «стен­ка на стен­ку» в филь­ме «Си­бир­ский ци­рюль­ник». Мно­гие про­сто­душ­ные лю­ди от­но­сят­ся к этим лу­боч­ным кар­тин­кам про­шло­го с но­сталь­ги­че­ским при­ды­ха­ни­ем и все­рьёз счи­та­ют, что всё это – «су­гу­бо по-пра­во­слав­но­му»; что так и сле­ду­ет «го­то­вить­ся» к Ве­ли­ко­му по­сту: на­пить­ся до без­об­ра­зия, сло­пать (про­сти­те за от­кро­вен­ный гла­гол!) как мож­но боль­ше бли­нов, ста­ра­ясь не уме­реть от за­во­ро­та ки­шок (что дей­стви­тель­но слу­ча­лось), уме­ло раз­бить ближ­не­му нос или вы­вих­нуть че­люсть, а по­том «по­ка­ять­ся» – по­па­рить­ся в Чи­стый по­не­дель­ник в бань­ке, дабы смыть с се­бя мас­ле­нич­ные из­ли­ше­ства, и с чув­ством хо­ро­шо ис­пол­нен­но­го «пра­во­слав­но­го дол­га» бу­хать зем­ные по­кло­ны. (Та же «ло­ги­ка», что и в слу­чае «очи­ще­ния» в про­ру­би по­сле свя­точ­но­го раз­гу­ла.)
Ко­неч­но же, это со­всем не хри­сти­ан­ская, а язы­че­ская раз­гуль­ная об­ряд­ность, во мно­гом ис­кус­ствен­но воз­рож­да­е­мая сей­час под ви­дом воз­вра­ще­ния к «на­род­ным тра­ди­ци­ям». «Русь кре­ще­на, но не про­све­ще­на», – спра­вед­ли­во за­ме­тил Ни­ко­лай Лес­ков...

Источник

0

110

Эх... опоздала я с просьбами о прощении  8-)
Но я думаю, что лучше поздно, чем никогда. Простите, если кого-то чем-то обидела. По неразумению сие было.

Два слова вставлю про смысл поста с точки зрения совершенно физической. В смысле не духовной. Наверное правильнее сказать физиологической. Не секрет, что все религии имеют в своем арсенале практик посты. Но вот, что весьма примечательно. Пост длинной в 6-7 недель есть только в Православии. В остальных религиях они короче. Единственная религия Ислам в которой есть пост длиной в 30 дней. Однако, я его отношу к набору мелких однодневных постов исходя из правил питания. До рассвета и после заката можно кушать почти все, а сам пост держится в светлое время суток. Остальные религии, как то Индуизм, Иудаизм, Буддизм практикуют посты длиной не более 3-4 дней. Индуизм практикует посты каждый лунный месяц (не для всех) по 1 или 2 дня в месяц. Более того, в Католической или Протестантской ветвях Христианства Великий пост вообще не соблюдается или соблюдается гораздо менее строго.

Почему такая существенная разница? Обратите внимание, что Православие сосредоточено в основном на территории России. Надо принять во внимание, климат и питание на этой территории. Это длительная по сравнению даже с Европой зима (как минимум 3-4 месяца) и питание на протяжении этого времени запасами, которые были сделаны за лето и осень. А что это? Среди привычного рациона типичного православного много квашеных и соленых продуктов, которые долго хранятся в условиях зимы. За 3-4 месяца организм сильно засаливается и закисляется. И вот тут и кроется суть. Кровь имеет щелочную среду. Все микро токи в организме, за счет которых работает наша нервная система, регулирующая по сути работу всех органов тела, тоже распространяются лучше в щелочной среде. Организм не может себе позволить иметь кислотную среду крови, поэтому все кислые и соленые продукты он преобразует в итоге в щелочную среду крови. То есть он защищает кровь от изменения кислотно-щелочного баланса. Поэтому в зимние месяцы организм тратит огромное количество энергии на сопротивление кислотной среде. Пост на уровне физиологии призван разгрузить организм, очистить от соли и кислоты, подготовить к восприятию и насыщению свежими витаминами, которые начинают появляться к концу поста с первой зеленью нового года.

Особенно это полезно тем, кто любит соленья, квашения, жирную, мясную вяленую,  мясную соленую и копченую мясную пищу.

Отредактировано Лила (15.03.2016 20:54:36)

0


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Великий пост