Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Великий пост


Великий пост

Сообщений 141 страница 150 из 267

141

Великий Четверток Страстной седмицы.
Воспоминание Тайной вечери

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал:
пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета,

за многих изливаемая во оставление грехов.
Мф. 26, 26-28

http://www.cathedrale-orthodoxe.com/wp-content/uploads/101.jpg
Великий Четверг. Тайная Вечеря. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается по мере нужды освящение святого мира.

http://www.cathedrale-orthodoxe.com/wp-content/uploads/131.jpg
Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска монастыря Ставроникита, Афон

0

142

Великий пяток

      Все богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.

      Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.

http://www.cathedrale-orthodoxe.com/wp-content/uploads/171.jpg
Моление о Чаше. Мозаика собора св. Марка, Венеция

      Первое и самое длинное из них - Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя:
      «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»
      Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.
http://www.cathedrale-orthodoxe.com/wp-content/uploads/20.jpg
Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Византийская книжная миниатюра

http://www.cathedrale-orthodoxe.com/wp-content/uploads/241.jpg
Великая Пятница. Христос на допросе у первосвященника Каиафы. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.

http://www.cathedrale-orthodoxe.com/wp-content/uploads/26.jpg
Великая Пятница. Христос перед Пилатом. Фреска работы Феофана Критского, монастырь Ставроникита, Афон

http://www.cathedrale-orthodoxe.com/wp-content/uploads/29.jpg
Великая Пятница. Уничижение Христа. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.

      В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.

http://www.cathedrale-orthodoxe.com/wp-content/uploads/34.jpg
Великая Пятница. Восхождение на Крест. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

      Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.
      Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение - «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница - большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.
      Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги'пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и «Аллилуйи» заимствованы из пророческих псалмов Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий (Пс. 21, 18). Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси (Пс. 21, 1). Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Пс. 87, 6).
      После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на престоле.
      Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб.
      «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи (Тропарь Великой субботы).
      В некоторых церквях после Вечерни поется Повечерие или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы»

http://www.cathedrale-orthodoxe.com/wp-content/uploads/38.jpg
Великая Пятница. Распятие. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в.

0

143

Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев).


Часть первая. Тайная вечеря. https://www.youtube.com/watch?v=m7Xw3fY8EG4


Часть вторая. Суд. https://www.youtube.com/watch?v=e7pQpGoFBuM


Часть 3. Распятие. https://www.youtube.com/watch?v=RIvQFTUA8vQ


Часть 4. Погребение.

0

144


Великая пятница - Духовная музыка с иеромонахом Амвросием.

0

145

Христос воскресе!
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
http://www.zavet.ru/icon/soshestv-vo-ad2.jpg
Сошествие во ад Начало XI в, монастырь Дафни, Афины, Греция

Диакон Андрей Кураев Пасха - путь из ада.

Пасха — это не просто праздник. Это — суть христианства. Если мы внимательно прочитаем апостольские послания и посмотрим те первые проповеди, что приведены в «Деяниях апостолов», нас ждет сюрприз: апостолы не знают никакого «учения Христа». Ни разу они не говорят «как учил нас Господь», не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых.

Важнее всего этого для них одно: Он умер за грехи наши, но и воскрес. Пасхальные события — вот основа христианской проповеди. Христианство — не «учение», не моралистика, а просто рассказ о факте. Апостолы и проповедуют только факт — событие, очевидцами которого были.

Но при этом они говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в Его жизни, но и — в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, — потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8,11). Необычность происшедшего со Христом в том, что смерть Его и воскресение «действует в нас» (2 Кор. 4,12).

И с тех пор каждый христианин может сказать: самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, «при Понтии Пилате»…

Что же мы празднуем в Пасху? О богословии говорить современным людям сложно, поэтому присмотримся к тому, что говорит об этом икона.

Но в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».
Продолжение здесь

http://www.sobor26.ru/upload/information_system_28/2/0/3/item_2039/small_information_items_2039.jpg

0

146

0

147

Прошел почти год, и снова приближаемся к Великому посту. Церковь начала подготовку  к этому уникальному времени в духовной жизни верующих. Первая подготовительная неделя именуется неделей мытаря и фарисея.

Часто фарисей изображается вот таким, гордым, толстым, высокомерным, а мытарь несчастным бедняком...
http://hram-troicy.prihod.ru/users/67/1167/editor_files/image/03_nalogi_mytar.jpg
А так ли это? Кто такой фарисей? По еврейским меркам человек праведный, десятину платил, не вор, не убийца, накладывал на себя пост два раза в неделю, милосердный к окружающим. Мытарь же- неуважаемый, проклинаемый, по сути отверженный еврейским народом, как человек собирающий подати римскому кесарю...
Неужели И.Христос восстал против Закона?
Отнюдь. Фарисей при всей своей верности Богу совершил одну маленькую ошибку: мысленно погордился своей праведностью, возможно и мысль всего лишь промелькнула в его могу, а последствия ее огромны для души...
Мытарь не смел даже в храм войти, осознавая свою ничтожность...

Протопресвитер А.Шмеман в своей воскресной беседе "Неделя о мытаре и фарисее. Первый зов великопостной весны" проводит параллель прошлого и настоящего, рассуждает о фарисействе, проявляющемся в ...любви к Родине

Вслушайтесь в пульс нашей эпохи. Неужели не поразимся мы этой чудовищной саморекламе, хвастовству, бесстыдству самовосхваления, которые так вошли в нашу жизнь, что мы уже почти не замечаем их.

Всякая критика, пересмотр, переоценка, всякое проявление смирения — не стали ли они уже не только недостатком, пороком, а, хуже того, — общественным и даже государственным преступлением. Оказывается, любить родину — это все время бесстыдно восхвалять ее, унижая чужие родины. Оказывается, быть лояльным — это провозглашать все время безгрешность власти.
Оказывается, быть человеком — это унижать, топтать других людей, это возвышать себя путем их унижения. Проанализируйте свою жизнь, жизнь своего общества, самые основы его устройства, и вы должны будете признать, что это именно так.

Тот мир, в котором мы живем, так пронизан оглушительным и грубым бахвальством, что уже сам этого больше не замечает, оно уже стало его природой. Да так и сказал один из самых больших и тонких поэтов нашего времени — Пастернак — в знаменитой своей строчке: «…все тонет в фарисействе».

Самое страшное, конечно, в том, что фарисейство признается добродетелью. Нас так долго, так упорно глушили славой, достижениями, взлетами и полетами, нас так долго держали в атмосфере этого призрачного псевдовеличия, что все это в действительности нам стало казаться хорошим и благим, что в душе целых поколений возник образ мира, в котором только сила, только гордость, только бесстыдное самовосхваление оказываются нормой.

Пора ужаснуться этому, вспомнить слова Евангелия: «всякий, возвышающий себя, унижен будет».

Полностью здесь http://www.pravmir.ru/o-mytare-i-farise … noj-vesny/

0

148

В этом 2019 году Великий пост начинается 11 марта.
Уже сейчас идут подготовительные недели, их три.
Прошлая неделя (неделей в называется в Православии воскресный день, а наша неделя - седмицей) была Неделей мытаря и фарисея. Посмотрела предыдущий пост и ужаснулась, а по сути все мы мытари...

Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Лк., 18, 10-14)
В этом году мне подумалось, что эта притча посвящена прежде всего тем, кто ходит в храмы. Все-таки мы по большому счету считаем себя лучше тех, кто не ходит...
Вторая неделя- Неделя о блудном сыне в большей степени посвящается тем, кто далек от Бога "ушел в страну далече".
Одумаются ли, придут ли? Ведь центральной фигурой в этой притче является отец. Глубоко оскорбленный младшим сыном, он прощает его. У евреев по закону имущество сыновья получали в случае смерти отца или отец по старости и немощи  передаавал дела сыновьям. Младший по сути сказал: ты для меня умер, отдай мне мое наследство. Наверное это горько услышать от своих детей. Тем не менее мы видим отцовскую любовь во всей ее полноте.
http://sg.uploads.ru/t/TFnLM.jpg
Блудный сын. Художник: Гелий Коржев

0

149

Суббота 2 марта 2019г. является  Вселенской родительской субботой.

А воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда. Великий пост начинается в этом году 11 марта.

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту.

Наш долг молится за умерших родных и близких. Им нужны наши молитвы.

По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.

Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для исправления, но в том вся скорбь, что душа – не весь человек. Без тела, может, сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее. Но выход из этого есть! Это молитвы ныне живущих.

Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).

Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому то и действенна молитва Церкви о почивших, что это молитва об избавлении от первопричины страданий – греха.

Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек – существо троечастное. Только тогда человек – человек, когда дух, душа и тело живы. Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности. Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.

Субботы поминальные еще называюся вселенскими, т.е. христиане молятся за всех умерших, а не только за своих близких.
В синаксаре на этот день написано “Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви”.

Что конкретно надо сделать?
Служба  начинается с вечерни, т.е. вечером в пятницу, она считается заупокойной, т.е. на ней совершается панихида (поминовение).
В субботу утром литургия и тоже с панихидой. Я люблю ходить вечером в пятницу. В субботу ббывает очень много народу.  Заказываю молебен "О упокоении"  - это  записка, где перечисляются имена всех, за кого хочу помолиться. Есть простые записки, они просто прочитываются во время панихиды, есть заказные, т.е. из просфоры  во время определенных молитв за умерших вынимаются частички с произнесением имени умершего, которые опускаются в чашу для причастия. Еще беру что-нибудь  "на помин души" из продуктов и оставляю в церкви.  К примеру моя бабушка любила сахар кусочками и лимон, приношу сахар и лимоны, здесь уже по вашему усмотрению...
Милостыню вообще хорошо подавать в этот день, некоторые у нас в храме раздают детям конфеты. Хорошо бы сходить на кладбище, но у нас сейчас не попадешь.
  ПС.
Помнить наших родных хорошо, но и молиться за них надо, обязательно надо, мы ведь не знаем какова их участь, надо им помочь, если они страдают, это приносит им величайшее облегчение. Вымолить можно всех...

0

150

Неделя о Страшном суде. Третья из подготовительных седмиц к ВП.
Страшный суб- событие, которое мы вспоминаем в Церкви, еще только должно произойти — и произойти со всеми нами. Мы все станем его свидетелями, и более того, будем вовлечены в него самым непосредственным образом.
На нем определится участь каждого из нас и умершых и ныне живущих.

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

(Мф.25,31-46)

https://foma.ru/wp-content/uploads/2015/02/StrashnyiySudRublev.jpg
Фреска Страшный суд. Андрей Рублев.

Суд — это момент, когда мы оказываемся перед лицом реальности, истины о нас и о том выборе, который мы совершили в течении жизни – и больше не можем от этой реальности спрятаться. И мы уже не можем ничего изменить – как бывает в жизни, когда мы совершаем катастрофически плохие – и невозвратные решения. Но у нас, в отличие от умерших, еще есть время...

https://foma.ru/wp-content/uploads/2015/02/strashnyiySudMikelandzhelo.jpg
Микела́нджело Буонарро́ти. Фреска “Страшный суд” в Сикстинской капелле

0


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Великий пост