разговаривайте.
— Спасибо, - нет, дальше - сами, без меня.
Форум |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Форум » Православный дворик » Великий пост
разговаривайте.
— Спасибо, - нет, дальше - сами, без меня.
Сидим в школьной столовой, пост идет, народ активно жует котлетки, а глядя в мою тарелку делают замечание: а винегрет-то у тебя с маслом! Что это?
А это, дорогая моя, не что иное как искушение людей на грех.
Не искушай их, Харита Игнатьевна, старайся трапезу вкушать за отдельным столом. (не выпячивайся )
А если за дним собрались, то может лучше есть вместе с ними каклетки?
Говорят, что грех этот гораздо меньший (если вообще грех - оказывается для мирян и уставов то нет), чем искушение.
церковь гнобили, поливали грязью и вот эта развязность она еще жива в умах
Самые ярые и бесцеремонные фанатики - атеисты.
[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)
А это, дорогая моя, не что иное как искушение людей на грех.
Не искушай их, Харита Игнатьевна, старайся трапезу вкушать за отдельным столом. (не выпячивайся )
Неа...вот тут ты не прав. Я в этой школе уж лет 20 работаю, все всё про меня знают, да и не одна я винегрет ем, у нас много молодых учительниц от 30-40 лет, тоже постятся, стол один учительский, едят учителя после 3-го урока, перемена 15 минут, все бегом-бегом. Хуже будет. если котлетку сьем, вот тут уж точно столько на православных и нашу церковь польется...не дай Бог оступиться, с потрохами вместе с котлеткой сьедят и патриархом закусят
Самые ярые и бесцеремонные фанатики - атеисты.
Я бы добавила крещеные атеисты...по сути при крещении получившее печать дара Духа Святого и отрекшиеся от Бога - вот за чьи души борьба идет
Последнее воскресенье перед ВП называется Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Еще его именуют Прощеным воскресеньем.
Поль Гюстав Доре
И вот сегодня уже последний день в преддверии Великого поста. В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории - изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.
Юдоль плача и печали - земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.
Плакал Адам по изгнании своем, седе "прямо рая", плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.
Но мы - изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам - Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.
И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов: "Христос Воскресе!" и в них - изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.
Из проповеди архим. Иоанна Крестьянкина на Прощеное воскресенье.
Полностью здесь
В этот воскресный день символично Церковь ставит нас перед воротами рая, воспоминая день, когда Адам и Ева – первые люди, были изгнаны из сада эдемского. Потерявшие рай, они познали и уничтожение естества человеческого, потому что после их грехопадения все было нарушено. Церковь наша ставит нас как перед дверями рая, чтобы мы поняли, что находимся на земле грешной, и не потому что ее Бог такой создал, а потому что человек ее такой сделал. Мы должны не забывать, что мы не в Царстве Божьем, а здесь, на земле, где нет смысла ждать ни светлого будущего, ни рая – его здесь нет. И мы, как Адам, плачем по раю, по блаженству, по Царству Небесному, чтобы в этом состоянии плача войти в Великий пост. Но как сказано, прежде, чем ты принесешь дар свой к алтарю, вспомни, нет ли того, кто тобой обижен. Прежде, чем оставить дар твой, иди и примирись с братом своим. То есть прежде, чем принести Господу наши подвиги поста, молитвы, послушания, аскезы мы должны вспомнить есть ли обиженные нами. Тогда надо пойти и примириться с ними, и только потом начинать Великий пост, чтобы предстоять благоговейно перед Богом с чистым сердцем. Отсюда и втрое название - Прощеное воскресенье.
В храмах вечером совершается чин прощения, когда служители и прихожане просят прощения друг у друга. мы так же, следуя установленной традиции просим прощения у своих близких и у всех тех, кто с нами рядом живет и работает.
У всех прошу прощения, если кого-то обидела неосторожным словом или поступком. Простите Христа ради...
В храме сегодня у нас так было уже тихо как-то, хор немного печально пел, многие женщины стояли со слезами на глазах...
Первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня – с понедельника по четверг – во всех храмах будет читаться Покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Канал Союз в 18.00 Мск ведет трансляцию, покаянный канон читает Патриарх Кирилл.
Если у кого есть время зайдите в храм, канон небольшой по времени 30-40 мин. Не удивляйтесь, если увидите женщин в черном, в эту неделю верующие, как и священнослужители в память поста носят черные одежды, храм тоже убран в траур, света меньше, чем обычно, пения тоже очень мало, больше читают.
Канон прп.Андрея Критского считается образцом православной гимнографии, он содержит 250 песен( кратких тропарей, каждый из которых отсылает нас к библейской истории, тому или иному событию или персонажу. Конечно, он труден для восприятия, если с этой историей незнаком. Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета.
Для верующих канон- это пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца». Верующие стоят с горящими свечами в руках.
Покаянный канон можно даже просто почитать на ночь, когда суета дня отступила, просто прочитать...
Текст канона с переводом на русский с церковно-славянского можно посмотреть здесь
Я очень люблю эти первые великопостные богослужения, вообще все верующие ждут этого канона, он действительно удивительный...
После 4-й песни звучит покаянная молитва "Душе моя, душе моя, восстани, что спиши"...все встают во время ее пения на колени
Особенности богослужения в Великий пост.
Великий пост – особое время в жизни Церкви, когда, в том числе, сильно меняется и богослужебная жизнь. В будни Великого поста не совершается полная литургия. Связано это с тем, что она является самым торжественным и радостным событием в богослужебном круге. Вместо нее по будням совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Литургия - это основа нашей жизни, если бы все верующие ходили на Литургию, жизнь каждого человека и жизнь всего человечества изменилась бы. К сожалению, даже верующие люди пренебрегают этим правилом. Раньше, если христианин не присутствовал на Литургии три воскресенья подряд, на него накладывалась епитимья (напр., не допускались до причастия какое-то время).
Великим постом, что бы продолжалась литургическая жизнь и люди могли причаститься служат Литургию Преждеосвященных Даров, т.е. причащаются дарами, освященными в предыдущее воскресенье. Совершается она только в ВП.
Причастие - это средство личного освящения, духовного и телесного оздоровления.
Сегодня многие считают, что причастие надо заслужить хорошим поведением. Вероятно, эти люди не читали вдумчиво молитвы ко причащению, где прямо говорится, что мы никогда в жизни не будем достойными причащения и причащаемся для очищения своей души:
«Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: “Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.” Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, — в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, — не в осуждение» (молитва святителя Василия Великого).
Только на этой Литургии поется удивительно проникновенная молитва "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою..." (стихи из 140-го псалма Давида).
https://www.youtube.com/watch?time_cont … XMDi2aDPLk
ПС. «Да исправится молитва моя» музыка П. Г. Чеснокова.
Павел Григорьевич Чесноков (1877–1944) – русский хоровой дирижер, композитор, профессор Московской консерватории, известный регент, автор книги «Хор и управление им». Чесноков создал свыше 400 духовных хоров, а также 60 смешанных и более 20 женских хоров. После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда – упал, стоя в очереди за хлебом (причина инфаркта – истощение организма).
Первая седмица Великого поста завершается праздником Торжества Православия.
История праздника Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.
Примерно к XI веку в Церкви сложился и особый чин Торжества Православия. В его богослужебных текстах произносится торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями, повторяются постановления семи Вселенских соборов, а также произносится анафема на тех, кто перед Православной Церковью совершил тяжелые грехи. В этом чине также утверждается истинное прославление Бога, согласное учению Церкви.
В свое время эти ереси были внутри Церкви и представляли для нее вполне реальную опасность, а сегодня это уже не так, они существуют вне Церкви. И прежде бывшей опасности нет. Таким образом, поминовение ересей в неделю Торжества Православия, скорее всего, несет в себе именно историческое значение, но не практическое. Церковь напоминает верующим, что в ее истории были периоды, когда внутри нее шла интенсивная, напряженная полемика, связанная, прежде всего, с работой человеческой мысли. Сегодня, как свидетельствует окружающий нас мир, мысль в этом направлении не работает, поэтому и появление новых серьезных ересей маловероятно.
Если говорить о духовном смысле праздника для нас, простых верующих, для нашей духовной жизни то, конечно, Торжество Православия можно понимать несколько шире, не только в догматически-богословском смысле. Когда человек вступает на путь поста, стараясь больше молиться и аскетически себя в чем-то ограничивать, то здесь, как раз, торжество-то веры и начинается.
Затрагивая тему о первой седмице поста со знакомыми верующими, часто слышу, что человек, проведший эту первую строгую седмицу по ее окончании чувствует себя в выпавшим из обычной жизни. Похожее состояние испытывают монахи, покинувшие монастырь, они оказываются между небом и землей: от мира отвык, в монастыре оставил душу и сердце...
Представьте, что человек полностью отключается от обычной жизни, нет никаких СМИ, никакого общения с людьми, каждый день храм и покаянная молитва, углубление в свой собственный внутренний мир, чувствуешь "Бог с тобой, рядом, в твоей душе и жизни" и вот надо это все оставить и опять идти в прежнюю жизнь...в разговоры и новости, в ненужное по большому счету общение, мир перед тобой падший, развращенный, погибающий...и церковь в утешение человеку говорит о Торжестве Православия, о торжестве Церкви и Христа, это как-то примиряет верующих с действительностью...Весь пост определенным образом драматически выстроен. В нем есть своя фабула, которая постоянно развивается и в конечном итоге ведет к празднованию Воскресения Христова.
Икона Корабль Веры
Образ гонения на церковь Божию.
Оригинальная икона была написана в конце 17, начале 18 века.
Размер оригинала 64 на 92 см.
Икона находится в Государственной Третьяковской галерее.
На иконе мы видим на ней корабль с мачтой в виде православного креста, ведомый самим Иисусом Христом, окруженным апостолами, вероучителями и мучениками. Плавание совершается в бурном житейском море, где верных последователей Христа подстерегают бесчисленные опасности: тут и известные своей растленностью вавилоняне, и римские императоры-язычники, и древние ересиархи, и более близкие по времени деятели «поповщины» и «нетовщины».
Этот сюжет в русском искусстве известен в стенописях, на иконах, в лубочных картинках. Впервые он появился в XVII веке, когда в 1666 году в Киево-Печерской лавре вышел сборник проповедей епископа Черниговского и Новгородского Лазаря «Меч духовный». «Корабль веры» помещался на титульном листе книги, представляя собой не отдельную гравюру, а часть более обширной композиции" Этот сюжет в русском искусстве известен в стенописях, на иконах, в лубочных картинках.
Отождествление церкви с кораблем — древняя традиция. Иногда и архитектурно храм уподобляется спасительному кораблю. Слово «неф» (в средневековых церквах — продолговатая часть здания, простирающаяся от главных входных дверей до хора) произошло от латинского navis — корабль, вследствие того, что в обозначаемой им части храма собираются во время богослужений члены христианской общины, которая издревле уподоблялась кораблю, а также вследствие внешнего сходства этой части с кузовом опрокинутого корабля.
Чтение Покаянного канона прп. Андрея Критского в нашем Свято-Тихоновском храме
Пятница первой недели Великого поста. Литургия Преждеосвященных даров. Освящение колива.
В городе Амасии, в Понтийской области, время гонения императора Максимиана (286–305 гг.) воин Феодор (Федор) вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через некоторое временя мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу около 305 года.
Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361–363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу коливо (кутью), т. е. вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья.
Вы здесь » Форум » Православный дворик » Великий пост