18 апреля Неделя прп. Марии Египетской.
Мария... «Куча» грехов, «куча» борьбы, великая святость и величайшая простота.
Житие Преподобной Марии Египетской. Давно всем известно оно. Читано-перечитано. Но, тем не менее, оно имеет мощную силу и действует на человека. И сокрушает его сердце. И смиряет его. И удивляет. Я и самому себе не перестаю удивляться. Уже сколько лет я его слушаю и читаю, но оно мучает меня. Я готов был бы закрыть книжку, уйти куда-нибудь в угол и плакать, плакать... Это совершенно удивительная вещь.
Причем, я уверен, что, если его просто взять, открыть и читать дома, оно не будет иметь такого действия. Слова Иоанна Богослова в «Откровении» об этом: «Блажен читающий и слушающие пророческие книги сии» (Откр.1,3). Подразумевается, что один – читает, и много – слушают. И они все – блаженны. И читающий, и слушающие.
Мария... Скажу несколько вещей. Во-первых, корень грехов – это не блуд. По апостолу Павлу: «Корень грехов – сребролюбие» (см. 1Тим.6,10). Из сребролюбия потом разрастается все остальное. В том числе и блуд растет оттуда же.
Мария спаслась, не в последнюю очередь, как раз потому, что сребролюбия в ней не было. В Марии была некая правда, которая заставляла ее даже денег не брать. За блуд.
Существует некая искренность и в грешниках. И, как мы видим, Бог любит правдивых людей. Искренно заблуждающихся любит. И грешащих нелукаво тоже любит. Больше, чем грешащих лукаво. Мария была искренно предана разврату. Она искренно думала, что это и есть смысл жизни. «Сладко» – это и есть жизнь. Она честно служила греху. До тех пор, пока не узнала, что это не смысл жизни, это – смысл смерти. Если бы она брала деньги за блуд, я смею допустить, что она бы не спаслась. Нету блудниц, которые не любят деньги. Никто не хочет трудиться. Хотят получать удовольствие и деньги в придачу.
Любящий деньги – без блуда погибнет. А любящий блуд без денег, – видимо, – спасется.
Об этом никто не говорит.
Мы живем в мире, в которым все служат деньгам. Маленькие дети с детства мечтают: «Я хочу быть богатым. Я не хочу быть бедным. И я буду богатым, чего бы мне это ни стоило». И никто их за это не ругает. Все хвалят их. Все их гладят по головке: «Станешь бизнесменом. Будешь богатым. Хорошо! Будь богатым». И люди служат сребролюбию. И вместе с тем служат всем остальным грехам без остатка.
И попробуй заикнись кому-то об этом. Тебе скажут: «Глупый человек. Ничего не понимаешь». Но мы читаем житие Марии Египетской, и все понимаем.
Еще одна очень важная вещь. Она причастилась первый раз без исповеди.
Как мы это читаем. Она пришла в слезах на берег Иордана. Зашла в церковь Иоанна Предтечи и приняла Святые Тайны. Если бы священник, который ее причастил, остановил бы ее пред причастием и сказал бы ей: «Расскажи-ка мне, родная, про грехи свои». Она бы начала ему рассказывать, он бы погнал ее метлой из храма подальше, и она бы не причастилась. И, очевидно, тоже бы не спаслась. Чтобы там в пустыне сорок семь лет прожить, ей нужно было какое-то Божественное укрепление.
То есть, произошло некое чудо.
Это не значит, что нужно всех причащать без исповеди. Но это значит, что исповедь – это исповедь, а причастие – это причастие. Это – разные вещи. Я не говорю: «Выводите отсюда какие-то правила!», но есть о чем подумать.
Потом, находясь в пустыне, она уже крестила Иордан и ходила по воде. Ей трех зернышек, размоченных в воде, хватало на год. Она уже Духом Божиим питалась. Это уже не был человек. Это был какой-то земной ангел. И, тем не менее, она сказала старцу Зосиме: «Принеси мне Святые Тайны, потому что я должна причаститься».
Казалось, человек по воде ходит, по воздуху летает, знает имена людей, которых никогда в жизни не видел. Ему открыто вообще все. Но и такому человеку нужно причаститься, оказывается. Он не может без причастия.
А нас это касается? А разве мы можем без причастия жить? Мы – грешные, глупые. Мы ничего не знаем. Мы ничего не понимаем. Мы не знаем ничего ни об окружающем мире, ни о себе самих. Мы, как в подвале живем. Что нам по телевизору скажут, того мы и боимся. Как нам можно не причащаться?
Люди, по водам ходящие, нуждаются в причастии. Люди, летающие по воздуху, нуждаются в причастии. Как же нам можно не причащаться?
Она первый раз без исповеди причастилась. А второй раз как причастилась? Тоже есть над чем подумать. Она каноны читала? Нет. Она говорит: «Зосима, прочитай Символ Веры и прочитай Молитву Господню». Он прочел и преподал ей Святые Тайны.
Что мы видим в Марии? Святость и простоту. Мы видим кучу грехов, потом – кучу борьбы, потом – великую святость и величайшую простоту. Что мы видим в нашей жизни? Кучу грехов и великую сложность. Никакой простоты.
Вот чего у нас нет точно – так это простоты. Вот грехи-то у нас есть. И немало. Но у нас нет никакой простоты. У нас как-то все очень сложно. Поэтому, мы не только по водам не ходим, мы по земле еле ноги двигаем.
Вот такое великое житие. Там есть над чем подумать.
Я не говорю, что нужно прямо выводить из него правила. «Раз. Два. Три». Нет – не нужно. Правила уже выведены. И мы их будет соблюдать по мере сил. И каноны читать. Все это очень понятно. Но остается некая мысль. Сложности у нас – много, а святости у нас – нет. И даже самым великим святым нужно причащаться. Тот же преподобный Серафим говорил: «С сокрушенным сердцем и верою – причащающийся, спасен будет. А не причащающийся – не мню». То есть – «Не знаю. Там уже Бог знает. Я – не знаю». Но, кто причащается – спасен будет. Сколько бы там не было грехов, но, если есть сокрушение сердца и вера, – приступай!
У нас нет таких блудниц жутких как Мария. Это кошмарный уровень греха. А потом – зашкаливающий уровень святости. Это как ракета, которая вначале была в бункере ниже уровня земли, а потом взлетела на орбиту и возле солнышка летает.
Сребролюбие и Евхаристия. Это касается нас всех. Потому что мы живем с вами в том мире, в котором люди мало причащаются. Не знают – зачем. Не знают – как. Не знают – почему. Все любят деньги, и все боятся причащаться. Вот наш портрет. И Преподобная Мария вот в этих моментах нам нужна.
Примите все это к сердцу. Господь да спасет нас всех. По Милости. Не по делам. По Милости. Но не без трудов. Сколько трудов нужно было понести Святой Марии. Она пусть будет нам святой защитницей.
Преподобная Мати Мария, моли Бога о нас!
Протоиерей Андрей Ткачев