В Индуизме Понедельник - день Шивы. День аскезы, отрешения, бескомпромиссности. Одновременно это день начала нового цикла. Когда я спросила - почему понедельник, то он так и ответил - день Шивы. Поскольку в тонкости не ушел, то я поняла, что мне это знать нет необходимости.
Я тут вспомнила, что в Православии понедельник - день бесплотных Сил- ангелов, по сути они сотворены первыми и им посвящен первый день недели, это и в богослужении понедельника упоминается.
Я тут вспомнила, что в Православии понедельник - день бесплотных Сил- ангелов, по сути они сотворены первыми и им посвящен первый день недели, это и в богослужении понедельника упоминается.
На уровне подсознания можно найти некую общность. Аскеза по сути есть отрешение от материального и концентрация на духовном. Ты навела меня на интересную мысль... Спасибо
Да вот и меня она "зацепила") Что почитать в пост? Вспомнила интересную писательницу Олесю Николаеву. Мне очень нравятся ее рассказы. Отношение к ее творчеству неоднозначное даже в православной среде. Особенно к повести "Мене, текел, фарес", где совершенно правдиво рассказывается о монашеской жизни, о той, какая она есть без обычной "позолоты" и закатывания глаз в поднебесье...) А рассказы ее простые, душевные, очень добрые. С юмором... Подробно здесь
Да вот и меня она "зацепила") Что почитать в пост? Вспомнила интересную писательницу Олесю Николаеву. Мне очень нравятся ее рассказы. Отношение к ее творчеству неоднозначное даже в православной среде. Особенно к повести "Мене, текел, фарес", где совершенно правдиво рассказывается о монашеской жизни, о той, какая она есть без обычной "позолоты" и закатывания глаз в поднебесье...) А рассказы ее простые, душевные, очень добрые. С юмором... Подробно здесь
Почитаю. спасибо! Со своей стороны могу порекомендовать книгу Парамахансы Йогананды "Биография Йогина". Книга написана реальным йогом. Причем в той же традиции, которой принадлежу я. Его учитель учился у одного из величайших йогов современности Лахири Махасайя. А тот в свою очередь у Хайдаканди Бабаы напрямую. Мой Гуру учился тоже у Хайдакханди Бабы. Книга написана очень простым и легким языком и многие моменты вам возможно будут интересны, там достаточно много слов о том, как Индуизм трактует некоторые истории из Ветхого и Нового Завета. А про многие места, о которых там рассказывается я могу еще расказать дополнительно, потому что я там регулярно бывала
Книга написана очень простым и легким языком и многие моменты вам возможно будут интересны, там достаточно много слов о том, как Индуизм трактует некоторые истории из Ветхого и Нового Завета.
Спасибо! Самое удивительное в православных, что мы редко редко читаем НЗ, ну может, кто себе поставит в обет прочитать его в Великом посту, ВЗ -может один раз за всю жизнь и то не полностью... толкования св. отцов и богословов ну может быть при необходимости из-за возникших споров. Самым любимым у нас является чтение житийной литературы, рассказы о чудесах, монастырях, худож. православную литературу. Протестанты- те да... там наизусть знают...Этот вопрос частенько поднимается, видимо притягательность подвига во имя Христа, простота и...может желание удостовериться в том, что есть возможность, несмотря на всю нашу греховную жизнь достичь духовных высот Сейчас, конечно редко кто читает к примеру Жития свт. Дм. Ростовского, агиография все-таки на Руси подчиняется строгим канонам и довольно однообразна, более интересны художественное переложение житий. Недавно прочитала книгу Водолазкина "Лавр. Неисторический роман". Вот никак не отнесешь к житийной литературе, тем не менее в сюжете изображен путь святого подвижника, меня книга потрясла. Сначала не могла привыкнуть к смешению современного русского и древне-славянского, потом это показалось даже интересно. Читала буквально на одном дыхании.
Аннотация к книге "Лавр. Неисторический роман"
Евгений Водолазкин - автор романа "Соловьев и Ларионов" (финалист "Большой книги" и Премии Андрея Белого), сборника эссе "Инструмент языка" и других книг. Филолог, специалист по древнерусской литературе, он не любит исторических романов, "их навязчивого этнографизма - кокошников, повойников, портов, зипунов" и прочую унылую стилизацию. Используя интонации древнерусских текстов, Водолазкин причудливо смешивает разные эпохи и языковые стихии, даря читателю не гербарий, но живой букет. Герой нового романа "Лавр" - средневековый врач. Обладая даром исцеления, он тем не менее не может спасти свою возлюбленную и принимает решение пройти земной путь вместо нее. Так жизнь превращается в житие. Он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар. Но возможно ли любовью и жертвой спасти душу человека, не сумев уберечь ее земной оболочки? Подробнее: http://www.labirint.ru/books/364570/
Сегодня Родительская суббота. Всего родительских суббот в году семь, выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды. Во время Великого поста по Уставу не совершаются заупокойные поминовения (заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), поэтому Церковь выделила особые три дня, когда можно молитвенно вспомнить усопших. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Кроме них есть еще Радоница- во вторник второй недели после Пасхи- мы делим радость Воскресения И.Христа с нашими умершими предками, 9 мая-поминовение усопших воинов и Димитриевская родительская суббота-сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, с XV века уже всех умерших ( приходится на 7 ноября в этом году). Кроме общецерковного поминовения есть еще и отдельные молитвы родителей за умершить детей, молитва вдовы, вдовца и т.д. Вот, напр.,
Молитва об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь
Меня особенно трогает до слез последние моменты заупокойной службы и молитва "Вечная память" Ролик понравился, уникальный хор С.Жарова, создан в 1921г. в эмиграции, сначала, как церковный, потом давали концерты
Сегодня вторая неделя Великого поста, посвящена памяти свт. Григория Паламы.
Все недели ВП связаны, они как бы ведут человека к событию Воскресения Христова. Первая - покаянная неделя, вторая Торжество Православия устанавливает смысл иконы, как прообраза Божия, третья говорит о том, что образ Божий есть и в каждом человеке. Празднование тесно связано с событием на горе Фавор, преображения может достигнуть и человек, именно это утверждал свт. Григорий. Тайна, великая тайна преображения человека... Свт. Григорий считается еще и покровителем молчальников и молитвенников. Почему на это обращает наше внимание Церковь? Ответ дает прот. Александр Мень проповедь
Свт. Григорий Палама считается представителем восточного исихазма, именно он догматически обосновал богословие исихазма
Исихазм (греч. – молчание, безмолвие) – мистическое подвижническое течение в монашестве. Исихазм – подвиг, связанный с отшельничеством и безмолвием, древнее понятие в Восточной церкви.
В раннюю византийскую эпоху исихазм означал вообще отшельничество – одинокий подвиг пустынника.
В позднюю византийскую эпоху исихастами назывались монахи, посвятившие себя абсолютной тиши, священному покою, внутреннему духовному сосредоточению, непрестанной «умной» молитве (Иисусова молитва), «внутреннему деланию». Этого рода подвиги приводили в особое состояние, связанное с неизъяснимым блаженством, зрением некоего небесного света, нездешнего, несотворенного, подобного свету, озарившему Спасителя на Фаворской горе...
Свт. Григорий Палама считается представителем восточного исихазма, именно он догматически обосновал богословие исихазма
Так вот же, как раз то, о чем мы с тобой говорили чуть ранее... Даже имя есть свое в Христианстве - Исихизм. И мне представляется очень важным момент определения его через 1) отшельническое монашество анахоретов-молчальников; 2) особая школа и техника («умное делание»), ядром которой является непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а целью — уподобление Христу, видение Фаворского света и обо́жение; 3) обосновывавшее исихастскую практику догматическое учение св. Григория Паламы и его последователей, которое шире богословия энергий, и начатое Паламой церковное движение.
В сочинениях Григория Синаита и Григория Паламы развивалась система восхождения духа Человека к божеству, учение о самонаблюдении, целью которого было нравственное улучшение, раскрывалась целая лестница добродетелей. На верху лестницы, углубляясь в себя во время доведенного Григорием Синаитом до совершенства сочетания чтения в уме Иисусовой молитвы с "дыхательным методом", инок должен был победить свои страсти и отрешиться от всего земного, в результате чего достигалось экстатическое созерцание божественного света.
Это же очень похоже на разнообразные йогические практики. Еще одна параллель в явном виде.
2) особая школа и техника («умное делание»), ядром которой является непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а целью — уподобление Христу, видение Фаворского света и обо́жение;
Особая, но и опасная! У нас этой практикой занимаются лишь с благословения и при контроле духовного наставника. Начинают с 50 постепенно доходя до 1000, пока Иисусова молитва не станет неотъемлемой частью человека. Огромное число случаев, когда желающие впадали в "прелесть". Присуще поэтому более монашествующим, хотя многие дерзают, в особенности неофиты, очень опасно...мирянам даже не разрешают углубляться в подобные практики...
Лила написал(а):
Это же очень похоже на разнообразные йогические практики. Еще одна параллель в явном виде.
Ожидала, что это и скажешь. А никто вобщем-то и не отрицает параллели, все идем к Богу, методы всех конфессий одинаковы. Не помню кто из богословов сказал об этом примерно так: горизонтали у всех одинаковые, вертикали разные... И еще недавно прочитала книгу (маленькая по объему, но очень интересная) Архимандрит Тихон "Архиерей", там есть один эпизод, когда владыка выступает на диспуте со старообрядцами. Были такие популярны в 19-20 веках. Как правило заканчивались взаимными оскорблениями и даже драками (вобщем-то, как и сейчас на религиозных форумах, где каждый старается свою веру превознести, а чужую унизить). Владыка в ответ на возглас старообрядца "вы будете в аду" примерно ответил сказал так: мы и сейчас все живем в аду, кто, какая вера выведет нас из него, та и будет правой. Там рассуждения пространные, я резюмировала...