Пашупатинатх. "Непальский Варанаси"
Отдельно расскажу про Пашупатинатх. Это один из самых известных храмовых комплексов комплексов в Катманду. Это на востоке города. Река Багмати делит его как бы на две части. Одна доступна для всех, вторая только для индуистов. Пашупатинатх это громадный храм Шивы. Название можно перевести как "господин всего живого". Это место постоянно посещают огромное число поломников со всего мира.
Но большинство из Непала и Индии. В Пашупатинатх приходят умирать. Одна из форм проявления Шивы это Махакала или в переводе "Великое время" Маха - большой, великий, и Кала - время. Этим же словом обозначают слово "черный". Часто Махакала изображают черным, как и богиню Кали, которая является одной из форм Дурги - жены Шивы. Каждый индуист считает за счастье закончить жизнь и быть сожженным в Варанаси (бывший Бенарес) или в Пашупатинатхе.
На территории храма есть специальные жилища, где старики доживают последние дни, а когда они умирают, то их сжигают на набережных - гхатах на специально отведенных площадках. После чего пепел и вещи кидают в реку.
Церемония погребения это особый ритуал, как и само отношение индуистов к смерти. Сжигают в Индии и Непале всех, кто исповедует индуизм за исключением саньяси (монахов отшельников) и просветленных йогов. Их обычно хоронят в земле.
Для того чтобы сжечь тело необходимо много дров ибо человеческое тело на 70-80% состоит из воды, а сухожилия и кости прогорают достаточно долго. Дерево стоит достаточно дорого и поэтому для тех кто победнее используют самые дешевые сорта. Люди побогаче могут заказать дерево подороже. Очередной фетиш, но такова традиция. Перед сожжением тело обмывают. украшают сандаловой пастой с кумкумом и цветами. Лицо часто оставляют открытым по желанию родственников.
Считается, что чем быстрее душа лишится тела, тем меньше времени она будет привязана к нашему миру и быстрее найдет дорогу в более тонкий мир предков. Я уже писала, что в дохристианском православии этот мир имел название Навь. Мир предков он называется потому, что туда уходят все умершие на земле. Как правило, они для остающихся являются предками. Ну, и естественно, сжигают и из гигиенических соображений. В жарком климате при отсутствии холодильников хранить тела крайне опасно - они очень быстро разлагаются.
Тут же невдалеке проводят пуджи по усопшим...
В этих же местах обитает множество Агхори - это йоги исповедующие одну из самых жестких школ и направлений тантрического индуизма (не путать с тантрическим Буддизмом) С точки зрения обычного человека и тем более европейца это полная жесть. Это люди, которые презирают и отрешаются от всего материального, считая всех окружающих потенциально уже трупами.
Множество их ритуалов связаны со смертью и похоронами. Они занимаются частенько контактами с существами тонкого мира, которые постоянно присутствуют около гхатов питаясь исходящими от них вибрациями и сжигаемыми телами. Духи не могут есть обычную пищу, они могут воспринимать запахи. А огонь фактически является трансформатором. При сжигании любого вещества оно расщепляется с выделением целого набора разных веществ и энергий. Часть из них способны воспринимать существа тонкого мира. Именно поэтому, то, что приносят в жертву сжигают. То, что можно увидеть на гхатах, когда туда прихолят агхори это не для слабонервных. Но это обычно происходит под вечер, когда сам комплекс закрывается для туристов. Днем они обычно не показываются и живут в пещерах, которые расположены за рядами храмов. На фото ряды башенок с белыми куполами это храмы разных божеств. В основном это различные формы проявления Шивы, его супруги и Даттатрейи, который считается первым в мире Агхори, хотя сам он в последствие не практиковал Агхору. Даттатрейя это уникальное существо, но о нем я расскажу наверное отдельно, в отдельной теме конкретно посвященной вопросам индуизма.
На территории Пашупатинатха есть и храм Дататтрейи. Я его посетила поскольку мой Гуру это как раз воплощение Даттатрейи. Он расположен отдельно и на мой взгляд один из самых красивых. Там же есть и храм Горакнатха, который тоже считался одной из земных ипостасей Шивы.
Не смотря на то, что в воду сбрасывают не всегда до основания прогоревшие остатки человеческих тел, люди тут де спокойно стирают белье и умываются, могут пополоскать рот или вообще искупаться. На вид выглядит страшно и дико, однако, вероятность заболеть не выше чем есл иэто делать в обычном пруду в средней полосе. Дело в том, что в реках, считающихся святыми в индуизме совершенно особенная структура воды. Эти реки богаты ионами серебра, которые не дают размножаться вирусам и вода содержит особые бактерии, которые очень быстро пожирают всякую грязь. Для человека же они сами безвредны. Поэтому люди и ведут себя достаточно спокойно. Есть такие водоемы и в России. Я точно знаю один в Подмосковье. Это река Рудь в Верейском районе. Кстати, одно из имен Шивы - Рудра. Еще есть одна такая река под Омском с названием - Тара. Тара это супруга Брихаспати. Тоже не совсем обычное существо не являющееся Богом в прямом смысле слова.
Вокруг Пашупатинатха точно так же как и вокруг Дурбар кругом лавочки, сувениры, суматоха и кипит совсем другая жизнь, весьма контрастная когда выходишь за его границы. Полное ощущение, что возвращаешься в обычный материальный мир, где и Солнце греет сильнее и птицы поют громче и одновременно кажется немыслимым это соседство с каким-то потусторонним миром умерших. В общем, заставляет задуматься о вечном. На сторону где кремируют мы не пошли, поскольку не всех бы пустили, но большинству людей хватило вполне "адреналина" посмотреть на все это с другой стороны реки.
Выйдя, снова видишь яркие краски гирлянд из цветов, которые совсем недавно видели на телах мертвых людей, но там даже краски кажутся более тусклыми, словно смотришь на них через какую-то пелену, завесу...
В ожидании вновь прибывающих членов нашей команды, мы решили еще разок пройти вокруг площади и просто покрутить головами. Не претендуя на художественность - что видели, то и фотографировали
Так никого и не дождавшись, мы проголодались и решили пойти перекусить, заодно мой будущий муж (тогда мы еще этого не предполагали ) решил взять реванш и обыграть меня в шахматы.... Хахаха... лузер. Я для истории зафиксировала эту борьбу мысли. На лице так и застыл вопрос классика "Что делать?".
В такой ситуации.... пожалуй выбор не велик..