Времена меняются, культуры живут.
Вот здесь показаны две культуры человека, два образа поведения, две цивилизации. Несомненно не желаю созерцать одну из них Алексей Горожанин покинул свой пост.
Гитлер всегда на виду, он оратор, он энергичен. Вряд ли в то время нашелся бы хоть один руководитель государства столько времени присутствующий в кинохронике и всегда на самом видном месте, всегда доказывающий, что он, прежде всего сильная уверенная в себе личность – он звезда, увлекающая личным примером и обязанная постоянно доказывать свою звездность. Это рекламный образ, вызывающий истеричный восторг.
В отличие от него Сталин редко показывается на публике, не любит когда его снимают, говорит тихим, порой усталым голосом, с совершенно спокойным не эмоциональным лицом. Он мало присутствует в кинохронике при жизни. Но часто выступает в виде художественного образа в литературе и кинофильмах, отражаясь в культурных произведениях эпохи.
Гитлер существует в бытие здесь и сейчас, он завоевывает, захватывает и подчиняет, он и мир это две совершенно разные вещи, он дистанцирован от него и всегда центре эпизода. В некоторых хрониках видно, как по его лицу ручьем бежит пот. Он невероятно активен. Кажется, что кинокамера всегда идет за ним по пятам и им восхищается. В образе Гитлера заключено поведение человека, который постоянно пытается бросить вызов и доказать миру свое. Если мы попробуем заменить этот образ на любой другой, при аналогичной рекламе, например на того же Геббельса. То мы обнаружим, что не произойдет ровным счетом никаких изменений.
Представить себе пот на лице Сталина невозможно, в тех немногочисленных хрониках, где он запечатлен, он монументален, неподвижен, задумчив и почти равнодушен. Он не ярок, не заметен, но присутствует везде и во всем. Он растворен в окружающем мире, в своей целостности с ним и выступает созидателем идеи. И если он попадает в кадр кинохроники, камера неподвижна, она не приближается, не удаляется, она лишь фиксирует его присутствие, и часто равномерно проходит мимо, запечатлев панораму. Если мы попробуем заменить в этой панораме Сталина на любую другу фигуру, мы увидим, что это невозможно. Он отражен в духе его реальности вне зависимости от личного присутствия.