Смерть Сталина - математическая вероятность убийства
До сих пор идут споры, сам умер Сталин или ему помогли. А. Вассерман и Ю. Жуков, технически допуская такую возможность, считают, что Сталин умер сам. Ю. Мухин и Н. Стариков доказывают, что вождя отравили и т.д. Версии, версии, версии. Все осложняется тем, что, став Первым секретарем ЦК КПСС, «стахановец террора» Н.С. Хрущев вагонами уничтожал компрометирующие его документы. А раз документов нет, то есть возможность выдвигать различные версии.
Вначале оценим, мог ли И.В. Сталин умереть сам. Сталин 1879 года рождения. Великая Отечественная война началась, когда ему было 62 года (в позднем СССР, как и в современной РФ, мужчины уходили на пенсию в 60 лет), т.е., пенсионер по возрасту вынес на своих плечах четыре тяжелейших года войны. К 1953 г. Сталину было уже 73 года, он часто болел, в журнале посещений вождя есть перерывы по полгода. На ХIX съезде в 1952 г. он просит освободить его от должности секретаря ЦК. Мог И.В. Сталин в 1953 г. умереть сам? Вполне. С другой стороны могли ли ему помочь уйти из жизни, иначе говоря, были ли силы, желавшие устранения Сталина? Конечно, были, и об этом хорошо известно. Это, с одной стороны, англосаксы, закадычные друзья России, С другой стороны, бывшие троцкисты и другая. партноменклатура. И как должны были действовать силы для устранения Сталина?
Вооруженный переворот не прошел бы: ни одно войсковое соединение не поддержало бы заговорщиков, наоборот растерзало бы, заикнись кто-нибудь о намерении нанести вред «вождю народов».
Умертвить Сталина так, как убили Павла I, – это вариант, но для этого надо иметь караул, целиком преданный заговорщикам. Ни одного взвода, да что там взвода, отделения в Управлении коменданта Московского Кремля, пылавшего ненавистью к Сталину, найти было невозможно. Оставалось единственное средство - отравить в обстановке дружеского ужина или дождавшись приступа чего-нибудь типа инсульта, инфаркта не оказать своевременную врачебную помощь. Но это все равно не просто.
Надо было, прежде всего, устранить окружение, лично преданное Сталину. Начинать следовало с МГБ, ибо любой заговор – это несколько человек, а значит, агентура могла бы раскрыть его, тем более опыт работы у Абакумова имелся. Следовательно, начинать надо было с В.С. Абакумова, Министра госбезопасности СССР. Абакумов во время Великой Отечественной войны возглавлял контрразведку СМЕРШ, подчинялся лично Сталину, как Верховному Главнокомандующему, и был ему предан. Очень технично был организован донос подчиненного Абакумову М.Д. Рюмина и, с подачи Г.М. Маленкова, 11 июля 1951 г. принято постановление Политбюро о неблагополучном положении дел в МГБ. А 12.07.1951 г. Абакумов был уже арестован и посажен в Лефортовскую тюрьму. В журнале посещений кабинета Сталина за 11.07.1951 г. есть любопытная запись: «Все члены Политбюро пришли в кабинет в одно время и все (кроме Игнатьева) вышли в одно время». Нетипичная запись. Похоже, члены Политбюро поставили Сталина перед фактом: они решили, что в «МГБ неблагополучно». И тому пришлось согласиться с большинством.
Следующий этап. Назначение лояльного человека Министром госбезопасности СССР – так возникает Игнатьев, до того бывший заведующим отделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов ЦК КПСС. Профессиональный опыт, равноценный тому, что был у Абакумова, у него не отсутствовал, но он был из партноменклатуры. Об этом говорит тот факт, что его никто ни при Хрущеве, ни при Брежневе, ни при Андропове не тронул. И, мало того, пенсионера похоронили на престижном, номенклатурном Новодевичьем кладбище. Последняя его должность всего-то - первый секретарь Башкирского обкома партии. Вы много знаете первых секретарей провинциальных обкомов, похороненных на Новодевичьем?
Далее. Надо устранить или ошельмовать врачей Главлечупра, чтобы иметь на них воздействие – так появляется «дело врачей», надуманное, рассыпавшееся¸ как только Л.П. Берия начал внимательно его рассследовать.
Надо было убрать начальника личной охраны Н.С. Власика и секретаря Сталина А.Н. Поскребышева, что и было сделано и т.д. Одним словом, произошла цепочка событий, которая и должна была бы быть организована, если некая сила желала физически устранить И.В. Сталина. Или говоря иначе, мы определи цепочку событий, которые должны были бы быть, если заговор существовал. И она произошла в действительности. Но может быть все это случайное стечение обстоятельств?
Попробуем оценить вероятность того, что указанные события произошли случайно, спонтанно (на манер падения сосульки с крыши прямо на голову прохожего) без организованного заговора.
Рассмотрим в хронологическом порядке.
1. Устранение лично преданного Сталину министра Абакумова (12.07.1951 г.). Обвинение смехотворное – недостаточная активность в «ленинградском деле». А был ли серьезный повод считать, что существует некая группа ленинградцев, опасная деля строительства социализма в СССР? Или шла просто борьба за власть при слабеющем Хозяине? Вероятность, что Абакумова посадили совершенно случайно (а не специально, готовя почву для уничтожения Сталина), на мой взгляд, крайне мала и не больше 10%, т.е.
Р(Абакумова) = 0,1
Тут необходимо сказать, что в данном случае мы имеем субъективную, экспертную оценку вероятности события. Однако из Теории игр и других вероятностных дисциплин известно, что эксперты достаточно точно определяют априорную вероятность того или иного события. Естественно, что если бы мы имели несколько экспертов, то могли бы определить среднее значение априорной вероятности этого события, но, к сожалению, пока это не возможно.
2. Отстранение начальника личной охраны Сталина Власика (май 1952 г.), работавшего со Сталиным длительное вреемя и практически ставшего членом семьи. Ю.Мухин пишет, что воспользовавшись тем, что Власик любил погулять за казенный счет, кто-то «случайно» показал Сталину счет с резолюцией Власика, , что проеденное Власиком пошло на приемы у Сталина. Сталин возмущенно восклицал: «Это кто съел селедку? Это Сталин съел?..»[1] (по другой версии Власик был обвинен в том, что он некачественно проводил политработу со своими подчиненными, по третьей, что несвоевременно показал Сталину ЭКГ Жданова, полученную от Тимошук и т.д.). Как бы то ни было, уж очень во время для заговорщиков, если они были, был отстранен от Сталина лично преданный человек. Ведь можно же было наказать по-другому, например, тем, что вычесть расходы из зарплаты Власика, можно было объявить выговор по партийной линии даже и с занесением, но почему-то после многих лет службы была выбрана такая экзотическая мера пресечения как арест.
Какова экспертная оценка случайности отстранения Власика от охраняемого объекта в 1952 г. за год до смерти Сталина? По моей оценке – не выше 10%.. Итак,
Р(Власика) = 0,1
3. У личного секретаря Сталина Поскребышева в начале 1953 г. пропадает секретный документ. Почти за 20 лет его работы у вождя такого не случалось. Как это могло случиться, если всю зиму 1952-1953 гг. Сталин с Кунцевской дачи не выезжает? Потерять документ в таких условиях практически невозможно, если кто-нибудь не поможет. За допущенный промах в начале 1953 г. Поскребышева убирают от Сталина (после смерти вождя, как и следовало ожидать, документ нашелся).
Попробуем экспертно оценить вероятность того, что секретный документ у Поскребышева потерялся случайно. Поскребышев проработал секретарем Сталина с 1928 г. по 1952 г., т.е. 24 года. За это время Первому лицу приходило не меньше одного документа в день с грифом «с» или «сс»., т.е. через руки Поскребышева, как минимум, должно было пройти не менее 365*24 = 8760 документов, для простоты будем считать ровно 10000, и при этом один он потерял – случайно(?!). Тогда частота появления события случайной потери секретного документа будет равна 1/10000. Примем частоту события за оценку вероятности, и тогда вероятность потери Поскребышевым секретного документа будет равна
Р(Поскребышева) = 0,0001
4. После Власика был назначен новый начальник личной охраны Косынкин (бывший до того телохранителем вождя), который вдруг внезапно 17 февраля 1953 г. умирает. Молодой, здоровый генерал, проработавший начальником охраны с мая 1952 по февраль 1953 гг., т.е. меньше года, «случайно» умирает за 10 дней до смерти Сталина. Нигде и никогда ни одна разведка не посчитала бы это случайностью.
Вы много знаете случаев, когда действующий телохранитель умирает на посту ненасильственным образом, а как бы естественным? Я спрашивал у сотрудников б.Девятого Управления КГБ СССР много ли они помнят случаев смерти действующих телохранителей не от насильственной смерти , а от сердечного приступа или чего-то вроде этого и услышал, что такие случаи им не известны. Я не знаю количества телохранителей, служивших в Девятке (так сказать генеральную совокупность), но думаю, их было не меньше 1000. Если это число принять за основу, то частота такого события, как смерть телохранителя от естественных причин на боевом посту, учитывая смерть Косынкина, как одна из тысячи, и, следовательно, вероятность должна оцениваться не выше, чем 1/1000, т.е.
Р(Косынкин) = 0,001
5. Поведение окружения 2 марта 1953 г. Сталин лежит на полу и никто к нему не подходит. Почему не боятся, что когда И.В. Сталин придет в себя, всем не оказавшим помощь (в соответствии с должностной инструкцией) не поздоровится? На мой взгляд, это происходит потому, что окружающие, в частности министр Игнатьев, который после смерти Косынкина на 10 дней временно возглавил личную охрану Сталина, знали, что вождь не встанет никогда.
Особенно контрастно это выглядит по сравнению с эпизодом, рассказанным одним из руководителей охраны Н.П. Новиком. По субботам Сталин ходил в баню, построенную на территории дачи (в которой, кстати, парилась и охрана дачи, но, конечно, не тогда, когда ее посещал Сталин). Обычно эта процедура занимала у Сталина час – час десять. Но однажды он вдруг не вышел из бани в означенное время. Через 20 минут охрана доложила Новику, который был в это время на даче. Через 35 минут он позвонил министру МГБ Игнатьеву, тот тут же сообщил Маленкову. Последовала команда ломать дверь в бане (изнутри она закрывалась на защелку). Через 46 минут Новик с фомкой и телохранителем уже бежали к бане. Но дверь открылась, и на порог вышел слегка заспанный Сталин.
А вот Власик «не стал бы ждать сутки за дверями, как те охранники 1 марта 1953 года, когда Сталин «проснётся»…— рассказывала дочь Н.С. Власика Надежда Власик ( "Московский комсомолец" от 07.05.2003 г.). Вероятность того, что к Сталину, лежавшему на полу дачи, случайно не подошли в течение двух дней, на мой взгляд не больше[2] 0,01.
Р(дачи) = 0,01
6. Итак, имеем цепь событий: последовательное устранение Абакумова, Власика, Поскребышева и Косынкина, отсутствие помощи 2 марта 1953 г.
Qобщ = 0,1*0,1*0,0001*0,001*0,01=10-11.
Вероятность же противоположного события, того, что цепочка событий была зависимой, т.е. заговор партаппарата, номенклатуры и внешних сил был, равна
P=1-Q= 1-10-11,
т.е. практически единица.
Таким образом, переведя с математического на общечеловеческий язык, можно считать доказанным, что, практически с вероятностью единица, не меньше одного заговора против жизни И.В. Сталина было.
Отредактировано gorozhanin (07.01.2016 18:16:30)
- Подпись автора
[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)