От центральной (Успенской площади, где источник) есть проход к колокольне. Звонари здесь звонят ногой, т.к колокола довольно тяжелые и раскачать руками их сложно, звонарь буквально подпрыгивает...
А еще дальше лестница на Святую гору.
Выход к крепостным монастырским стенам. Там расположен большой яблоневый сад, пасутся лани, но фото не получилось, смазано совсем...
Показывают вот этот дуб, видимо лет 500 ему, разваливается похоже, скреплен обручами, ветви имеют подставки. В него ежегодно несколько молний ударяет, следы от молний видны очень красиво, монастырь оказывается внизу, видно его как на ладони.
Обратно шли белочек видели, для них специально много кормушек на деревьях устроено.
Рядом со входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На этой горе находится сад с плодовыми деревьями. По выходе из пещер, где невольно овладевают вами грустные мысли о смерти, вы можете вздохнуть свободно на этой Святой горе. У ног ваших кровля Успенской церкви, как бы выходящей из земли; перед глазами вашими кресты ее - утешительные ручательства в том, что и в самых мрачных ущелиях земли не может долго царствовать смерть, побежденная Распятым на Кресте,- что почивающие сном смерти восстанут некогда от сна и "взыдут на гору Господню" (Пс. 14, 1). Сзади Успенской церкви, у самой кровли и как бы над ее кровлей, с юго-западной стороны возвышаются остатки маститых величественных дубов, современных самому монастырю. Это памятники тех лесов, которые некогда покрывали горы Псково-Печерского монастыря, - и того времени, когда жили здесь пустынноподвижники,- живые свидетели тех событий, о которых так мало сохранилось до нас письменных свидетельств. Близ кровли Успенского храма, с западной стороны, под тенью одного из дубов, лежат два огромных камня; один глубоко врос в землю, другой далеко выдается из нее. С последнего открывается живописный вид через монастырь и восточную ограду, вдоль по течению Каменца, на отдаленные луга и покрытые лесами горы. Здесь-то, по преданию летописца, изборские звероловы видели пустынника Марка - первого старца Печерского.
Нам удалось посетить келью о.Иоанна Крестьянкина. Всенародный старец. Я помню, еще он был жив и к нему у нас постоянно ездили, еще и паломнической службы не было, ездили своим ходом. Рассказывали много поразительного о помощи старца, о его прозорливости. У меня все как-то не получалось, не складывалось, живым я его не застала, очень жалею теперь... Зачем ездят к старцам, зачем дожидаются днями, а иногда неделями беседы с ним или хотя бы мимолетного слова? Получить ответы на свои вопросы, иногда утешения в скорбях, молитвенной помощи. А тут о.Виталий сказал так. За мудрым советом? мудрых советов мы можем услышать от многих людей, а вот получить один истинно правильный для этого нужно провИдение...о.Иоаннн провидел будущее человека, состояние его души , тому множество примеров в книгах, воспоминаниях очевидцев.
Маленький отрывочек из фильма архим.Тихона Шевкунова о Псково-Печерской обители
https://www.youtube.com/watch?v=U6oNrMDnmbY В келье все сохраняется так, как было при жизни батюшки. В прихожей стоят две корзинки с конфетками. Сложился обычай - приносить конфеты, матушка наша принесла целый пакет, передала о.Филарету, а из общей заранее положенных кем-то, мы взяли по 2-3 штучки. Считается, что это подарок от батюшки. Келья находится в братском корпусе, поэтому попасть туда будет трудновато, с группой и с о.Виталием у нас получилось. Благочинный монастыря о.Филарет провел нас, совершил помазание, угостил конфетами, много шутил. Благодаря ему, а он был келейником у о.Иоанна, такая радостная встреча с батюшкой получилась без тяжести на сердце, без лицемерной скорби...легкая грусть...
Из интернета, фотографировать там мы не решились. Я вообще иногда забывала, что у меня фотоаппарат.
Узнали? Успел ВВП... Батюшка скончался на 96-м году жизни 5 февраля 2006 г. Сорок лет в обители, до этого прошел тюрьмы, допросы, сломанные пальцы рук, лагеря...как, пережив все эти ужасы, продолжать любить людей, молиться за этот мир? ПС. Про о.Иоанна можно почитать книги Т.Смирновой "Божий инок", архим. Тихона "Несвятые святые". Где-то на следующий день совсем неожиданно к нам подбежал послушник со стопкой книг: "Это вам подарок на Рождество от о.Филарета!". Каждому был вручен пакет с книгами, открытками. В том числе книги "Христов пастырь" и "Чадцам Божиим" о о.Иоанне...
Все обители, в которых я бывала, все разные. Самая моя любимая - Дивеево. Но здесь, в Печорах, я испытала совершенно иное чувство. Едешь обычно к любимому святому, либо в какой-то исторически известный монастырь. Здесь иная аура, то, что православные называют благодатью. Намоленное веками и тысячами иноками место, и это сильно чувствуется. К старцам, либо прославленным и известным святым едешь с надеждой на помощь, за разрешением каких-то ситуаций, здесь ощущения, что попадаешь "в объятия отчи". Так хочется, что бы тебя поняли, пожалели... Сильна молитва печорских подвижников, еще сильнее их любовь к нам грешным...Думаю эта благодать происходит как-то в количественном измерении, ее столько, что вся атмосфера монастыря пронизана ею... не сумею выразить простыми словами... Еще хотелось упомянуть об одном известном старце, прп. Симеоне (Желнине) (1869-1960гг.). Его многие застали живым, ощутили на себе его благодатную помощь.
Как при жизни, так и на иконах изображают его с колосьями
Колосья, как многочисленные его чада...64 года монашества, 19 лет схимы, удивительный, почти невозможный подвиг. Духовник братии и мирян. Мы были в келье о.Симеона, в Сретенском храме хранятся в раке его мощи. Там заказывают поминальные службы- панихиды.
За великую любовь старца Симеона к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нем редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца. По своему смирению старец Симеон всячески старался скрыть дар своей необыкновенной прозорливости. “Да совсем я не прозорливец,– с легким смущением и мягкой досадой в голосе говорил он одному из пытливых посетителей монастыря,– великий дар прозрения дает Господь избранным его, а тут просто долголетие мне помогает,– зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Приходят ко мне люди с горестями и сомнениями, а взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони... Случилось с человеком несчастье, вот он и точность душевных очей теряет, впадает либо в уныние, либо в дерзость и ожесточение. А я и мирской круг хорошо знаю, и жизнь прожил долгую, и сам Господней силой огражден от бед и соблазнов, и как же мне в меру малых сил моих не поддержать брата моего, спутника на земной дороге, когда он притомился раньше, чем я...”
Вобщем-то на этом рассказ о Псково-печорской обители можно было бы и закончить, но...долго думала писать или нет, но уж из песни слов не выкинешь. Такие поездки они обычно не столько познавательные, сколько "воспитательные", позволяющие открыть хоть и немного, но часть нашего внутреннего мира что ли...? А воспитательница у меня оказалась занудная соседка по автобусу, а затем и по комнате, ибо место мне заняла. Бабке, действительно бабке, хоть и 67 лет. Всю дорогу изводила меня - все ей не так. То не молятся в автобусе, то долго молятся, зачем фильм включили, зачем выключили, зачем аудиокнигу читать, если у нее голова болит. В гостинице бродила всю ночь, утром говорит: что вы всё ходите, совсем из-за вас не выспалась, я вскипячу чайник, налью в термос, термос поставила на общий стол, она возьмет и из этого термоса перельет себе- мы чаю попить, воды нет .. ну и пр. Я уже не вытерпела, нажаловалась о. Виталию : не соседка , а "жало в плоть". Прямо сами по себе всплыли слова апостола Павла, которому Бог послал болезнь в усмирение гордости, причем понимая это, апостол не просил никогда от болезни избавления. Так и о.Виталий посмеялся, посоветовал потерпеть. И вот одним днем... договорилась с женщиной, с которой мы подружились, а ей такая же соседка попалась, объединить два жала во едино. Часа два эти две язвы посидели вместе и разбежались. Кто-то на экскурсию не поехал, было в автобусе свободное место. Ближайшие соседи наблюдали за экспериментом, ибо все уже про всех поняли кто есть кто...Смеялись мы потом долго и над ними и над собой. Это ладно. Но я, сидя с прекрасной собеседницей, вдруг поняла, что бабки мне не хватает, проснулся мазохизм Вот зачем-то ведь мне было дано такое "жало"?
Второй воспитательный момент более серьезный. Мы же , православные тетки, ждем чудес, ищем старцев, что б нам как гадалки предсказали, или хотя бы сказали, что делать. Моя знакомая ехала как раз с целью разрешить для себя один действительно важный вопрос. А тут мы прознали, что знающие люди стремятся попасть на исповедь к старцу о.Тавриону. Старенький, сухонький, но очень добрый. Попали мы к нему. Я, как великая грешница, буквально умоляла батюшку наложить на меня епитимью, чем его напугала: Да что ты, милая, епитимью ??? Епитимьи они для нераскаянных грешников, да разве я имею право??? И строго заключил: "Читай Евангелие". Да разве я его не читала? Уж наизусть всё знаю, начни фразу, продолжу. - " А ты внимательно читай, не торопясь, с раздумьем, "- сказал батюшка и отпустил с миром. Вечером после службы идем в гостиницу с моей знакомицей и делимся впечатлениями. Обе батюшкой не довольны, не того мы ждали...Но потом, рассудив, решили, что сразу обычно наставления старцев могут и не открыться, нужно время. На том и успокоились. Где-то на следующий день в автобусе о.Виталий, как обычно беседовал и зашла речь о Преображении Господнем. Если помните сюжет, ученики увидели преобразившегося И.Христа на горе Фавор. И вот о.Виталий задает вопрос: кого первым встретили ученики, когда после этого спустились с горы? Ни один человек из 36 не ответил!!! Вот так мы знаем Евангелие... мне был урок. ПС. Встретили они бесноватого, которого привел отец, смысл в том, что внизу, в мире люди совсем отошли от Бога, находятся в зависимости от духов злобы ... Рассказала я потом о.Виталию этот свой "урок". Знаем мы за частую лишь сюжетную линию, а смысл от нас бывает скрыт, мы просто о нем не задумываемся. Вот о чем говорил мне о.Таврион...
ПС.Кому интересно, о.Виталий посоветовал почитать толкование на Евангелие Гладкова. И еще очень замечательное толкование на евангелие от Марка есть у епископа Василия Кинешемского. Читаю сейчас, действительно прекрасная книга. Хотя о.Виталий сказал, что его отец не советовал читать толколваний, всегда говорил: думайте сами...
Вечером после службы идем в гостиницу с моей знакомицей и делимся впечатлениями. Обе батюшкой не довольны, не того мы ждали...
Ох, как знакомо.... Но это очень хороший признак.
Хотя о.Виталий сказал, что его отец не советовал читать толколваний, всегда говорил: думайте сами...
К толкованиям надо относиться лишь как к точке зрения, если конечно не святой толковал. Каждый своим путем идет, но для меня проще услышать 5, 10 точек зрения на один факт и потом конечно обдумать. Множество точек зрения, часто несут по крупицам истину, которая складывается если толкований много.
Гору Фавор я как-то проезжала будучи в Израиле. Помню, как знакомые сказали, что вооон там слева вдалеке гора - и есть Фавор.