Противоречия в современном мире носят системный характер - много раз и в разных сферах человеческой жизнедеятельности озвученная формулировка. Для ТРИЗ это указание на кризис системы и необходимость решения комплекса проблем путем перехода на следующий виток развития системы.
Раз противоречия представляют из себя систему - значит, они и есть проявления и следствия этой системы. "Отправное" состояние всех частей системы отношений "человек - общество - государство" - система технических противоречий. Далее по тексту - "система ТП", "система конкуренции", "система агрессии", "система угнетения когнитивных функций / разума".
Чтобы изменить эту систему, изменить "направление ускорения", вектор движения коллективного образа мышления и определить составляющие "рецепта" мечты - надо эту систему увидеть. Понять единые принципы её действия на всех уровнях: от внутри-личностного до отношений между людьми, отношений в коллективе, межгосударственных отношений.
Система ТП по определению проявлена везде, на всех уровнях. Решения противоречий внутри-личностного уровня (а они - основа системы ТП) дополнительных внешних усилий и условий не требуют (хотя, как будет видно из дальнейших примеров, внешнее давление может запускать некоторые естественные изменения в человеке, семье, обществе). И при внимании читателя (и толковости донесения образов и смыслов текстом книги / содержанием курса) внутри-личностные (психо-физические) ТП устраняются путем изучения и самостоятельного анализа текста / материала курса. Как минимум - эти противоречия станут явными и появится методическая основа для их самостоятельного решения.
Во введении указано, что решения ТП - суть устранение препятствий к воплощению желаемого образа личного будущего. В этом случае будущее "само" начинает движение навстречу человеку.
Определим явные и основные ТП, проанализируем их связь и взаимовлияние, которые определяют настоящее, "рисуют" картину мира вокруг нас - создают и поддерживают условия существования системы угнетения разума. Это даёт возможность увидеть и понять основы "плоскоземельного" мировоззрения большинства людей. И приводит на "базу" - на позицию, точку зрения "вне черепа", то есть - вне логики коллективного мировоззрения и вне личностных психологических установок и стратегий.
Одно из самых известных и явных ТП: "наука против Веры". Система научного взгляда на мир "против" системы религиозного мировоззрения. Последняя основана на Вере.
Вера. В большинстве людей её просто нет. Забегая вперед: известное "...если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда », и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" - подтверждается физическими законами, а не только объективными законами развития человека и общества. При этом мы совершенно точно понимаем, что Вера - это не религия.
Религия, любая - сугубо техническая / социальная система, в идеале - инструкция / технология по развитию человека. И если бы религиозный взгляд на мир, религиозное мировоззрение полностью соответствовало законам развития, то путь "в царство божие" (дорога к счастью) давно стал бы всеобщей, общедоступной технологией, простой и ясной пошаговой инструкцией.
В текущей же картине мира, в реальности, определяемой системой ТП, религия невероятно искажает смысл, "заряд" Веры - устремление человека в то самое "царство божие". Вплоть до того, что человек добровольно становится террористом - смертником. В терминах ТРИЗ это можно назвать анти-идеальным конечным результатом (анти-ИКР). А для системы ТП - это и есть ИКР.
С другой стороны - Вера существует. Вера в добро, справедливость. Вера в счастье. И в нас её не то чтобы совсем нет. Многие люди суеверны, например. Или верят в удачу. То есть, пусть в искажённой форме, но люди верят в то, что "случайности не случайны" - что есть какие-то законы вне понимания человека. Вне правил и закономерностей общепринятого мировоззрения.
В неискаженном виде "заряд" Веры есть в мудростях - высказываниях и формулировках священных текстов, выражениях деятелей Веры - святых, мудрецов, проповедников.
прим. автора: до этого момента на память пару-тройку высказываний мог вспомнить. Поразительно, как давно и насколько точно Вера формулирует объективные законы развития.
"Добрым и мудрым человеком вдруг сделаться нельзя; но сие достигается внимательным обсуждением, упражнением, опытом, продолжительным подвигом и (главное) сильным желанием доброго дела" (прп. Антоний Великий, 89, 70)
"...Есть и человеческая некая премудрость; это — опытность в делах житейских, по которой называем премудрыми сведущих в одном каком-нибудь из полезных искусств" (свт. Василий Великий, 8, 169).
"Истинная же мудрость есть распознание того, что должно делать и чего не должно" (свт. Василий Великий, 8, 174).
"...Косность разумения бывает не по нерадению благодетеля, но по неверию получающих благодеяние. И справедливо обвиняется неразумный, как смежающий очи при восхождении солнечном, чтобы жить во тьме, и не подъемлющий взора для принятия света" (свт. Василий Великий, 9, 281).
"Многие читают до утомления, однако же в поступках своих оказываются юродивыми. Другие трудятся, работая, и в мудрости превосходят мудрецов" (прп, Ефрем Сирин, 33, 220).
"Дело мудрости — в том, чтоб возбуждать ум к непрестанному внимательному бодрствованию" (авва Евагрий, 89, 607).
"Особенность мудрых состоит в том, чтобы обличать худо делающих; ничто так не обнаруживает дела мудрости, как то, чтобы жить с пользой для других" (свт. Иоанн Златоуст, 55, 116).
"Не признавай того истинным мудрецом, кто ради сей жизни порабощает ум свой боязни и страху" (прп. Исаак Сирин, 58, 16).
давным-давно сформулированные ТП (!!!):
"Что такое плотское мудрование? — Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением..." (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 90).
"Когда веру в Бога заменят соображения человеческие, тогда бедствует человек в волнах житейского моря... Способов человеческих к исшествию из затруднительных обстоятельств он не видит, а воспоминание о Боге выкрадывается непостижимым забвением" (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 185).
"Земная мудрость — вражда на Бога: она закону Божию не покоряется и не может покоряться" (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 116).
и так далее, и так далее, и так далее!!!
"Способов человеческих к исшествию из затруднительных обстоятельств он не видит, а воспоминание о Боге выкрадывается непостижимым забвением" - прямое указание на сложность пути на позицию, точку зрения вне логики коллективного мировоззрения и вне личностных психологических установок и стратегий.
"Что такое плотское мудрование? — Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением" - противоречие потребительского мировоззрения законам развития человека и общества.
"Особенность мудрых состоит в том, чтобы обличать худо делающих" - о необходимости видения и понимания системы противоречий, системы угнетения человека.
В современном мире (системе агрессии) "царства божия" не наблюдается даже в перспективе. Вера технологизирована в сторону анти-мудрости - технологий вербовки в секты, тайные общества, в ряды убийц и самоубийц "во имя Бога".
Техническое противоречие "наука (логика) против Веры" привело к тому, что Вера направляет человека и объединения людей не к созиданию через мудрость, а к разрушению и деградации.
Вера - это образ, который с точки зрения физиологии "прописан" в правом полушарии головного мозга. Примечание: такая точная локализация может быть некорректной, мозг для науки большей частью "терра инкогнита", однако на смысл дальнейшего изложения это не влияет. Правая половина мозга занимается тем, что обрабатывает образы и отвечает за чувственное, эмоциональное восприятие мира.
Религия - технология обработки образов с запланированным масштабом применения от внутри-личностного до социального: от меж-личностных отношений до отношений в обществе, государстве. Как механизм / система почти не работает в сторону "хорошо", эффективно работает в сторону "плохо". В которую работать вообще не должна.
Ни одна мудрость в традиционных, массовых религиях в эту сторону не призывает, не устремляет человека к разрушению и деградации.
Вопрос в неверной трактовке, в искажении восприятия (в т.ч. не-восприятии, избирательном восприятии) мудрости. Архив данных мудрости не распакован должным образом.
Как неверно понятая инструкция. Без понимания причин, законов и закономерностей, вызвавших её к жизни.
Пример 1:
"Пункт 1 - командир всегда прав. Пункт 2 - если командир не прав, смотри п.1". Смешно здесь только тем, кто не знает, что это правило выживания подразделения в бою. Это правило следует из ИКР для подразделения: 100% выполнения боевой задачи и 100% сохранение личного состава. Системный приоритет здесь - выполнение задачи. При этом следование правилу повышает вероятность выживания каждого бойца. С точки зрения ТРИЗ такая инструкция устраняет помехи при передаче управляющего воздействия, что автоматически повышает эффективность системы.
Пример 2:
"Никогда не ешь жёлтый снег". Не знающий сути этой шутки, без анализа "уверовавший" в неё человек способен основать лигу борьбы с лимонным мороженым по "заветам Великого Северного Учителя".
В общем виде мудрость - это вывод по результатам анализа наблюдений. Типичный пример - явление "народной мудрости" ("...Есть и человеческая некая премудрость; это — опытность в делах житейских, по которой называем премудрыми сведущих в одном каком-нибудь из полезных искусств" (свт. Василий Великий, 8, 169).).
Народная мудрость - это решение, объяснение какого-либо явления на основе многолетнего наблюдения. За годы и века наблюдения и анализа отбрасываются все нежизнеспособные объяснения. Прямой аналог решения изобретательской задачи методом перебора, методом проб и ошибок.
Мудрость Веры - решение задачи методами ТРИЗ. Результат системного анализа самого человека и его отношений с окружающим миром. Забегая вперед и "от противного": такое же наблюдение и анализ в науке = открытию базовых законов природы.
Мудрость - "заряд" Веры, нацеленный на развитие человека. Значит, этот заряд "распаковывается" в технологию через объективные законы развития человека и общества.
"Распаковка" мудрости Веры = технология "пути на базу". Законы развития = основы инженерии, проектирования будущего = терминология "рецепта приготовления мечты".
Эти законы сформулированы неоднократно. В инструмент изменения мировоззрения их выстраивает иерархия потребностей, естественная психо-физиология человека (этой теме будет уделено внимание в следующих главах книги / занятиях по курсу).
Выживание. Главная задача любой живой клетки, организма, человека, рода живых существ. "Прошито" в инстинктах, возможность анализа "в моменте" отсутствует. В терминах ТРИЗ - тех.система должна выполнять какую-то работу, в этом смысл её существования.
Объединение. Выживание обеспечивается через объединение, примером тому многоклеточные организмы – объединения клеток; стайность и стадность в животном мире; эффективный совместный труд пчел и муравьёв; факт того, что в одиночку человек не способен выжить и/или продолжить свой род, передать весь накопленный объем знаний и навыков. В ТРИЗ: взаимодействие под- и над-систем, большое количество решений, основанных на объединении элементов, механизмов, систем, функций систем и т.д.
Развитие. Многоклеточные организмы могут эволюционировать (развиваться) и сохранять свой вид (свой геном, свою накопленную информацию) сотни тысяч и миллионы лет, человеческое общество развивается в том числе для накопления и передачи знаний, необходимых для выживания рода. Закон в ТРИЗ: тех.системы развиваются.
Познание, как постоянный процесс. Развитие для человека, человеческого рода и означает познание окружающего мира. Без познания человечество могло вымереть от смертельных болезней, без продолжения познания человечество может погибнуть от метеоритной атаки, устойчивой к антибиотикам бактерии и десятка других причин. А для человека познание еще означает развитие самого себя, своих навыков и талантов, как неотъемлемых инструментов познания мира. Для тех.систем в ТРИЗ: познание = введению контура обратной связи и работа тех.системы в соответствии с получаемой ОС. Пример: автомобиль + парковочный радар.
Созидание, всех его видов. Познание для человека – естественный и творческий процесс. В этом процессе человек реализует, воплощает свой талант. Воплощает в созидании. Познание мира, Вселенной – безгранично. И созидательный труд человека и человеческого рода – непрерывно развивающийся процесс. В терминах ТРИЗ: тех.системы - инструмент познания мира человеком, независимой от этого функции у тех.систем нет.
Радость, воодушевление будущим – высший положительный и продуктивный настрой психики человека. Реализуя свой талант, созидая, человек делает то, что ему интересно, ради того, что его вдохновляет. То есть как раз и находится - в высокоэффективном и положительном эмоциональном состоянии (радость, интерес, воодушевление). ТРИЗ тут заканчивается, техника на эмоции не способна smiley
Определение человека в координатах законов развития: человек - познающая и созидающая единица общества.
ИКР для психо-физического состояния человека: достижение высших эмоциональных состояний (воодушевления, счастья) путём воплощения своих талантов в созидательном труде на благо общества. Так развивается и человек, и общество.
Этим путём удовлетворяются все потребности человека: от базовых (достаток + здоровье + уверенность в будущем) до высших (потребность в самореализации).
Противоречие "наука против Веры" решено. Понятие "Вера" теряет большую букву, как непознаваемое, как указание на необходимость слепого доверия и действий на основании её мудрости. Мудрость через объективные законы развития = таблица умножения в восприятии человека. И Вера приобретает "большую букву" обратно, как главный ресурс развития человека - доверие на уровне "доверия" к законам естественных наук (физики, химии и т.д.).
Мудрость веры после "распаковки архива" - анализа по объективным законам развития, переходит в состояние объёма знаний - основы для создания технологий развития человека и социальных систем, направляющих и поддерживающих развитие общества.
Противоречие "логика против развития" будет разобрано в следующей части.
Вашему вниманию представлена 3 часть курса / глава книги (пока не определился
Первая глава / часть курса: ТРИЗ в социальных системах. Курс "Теория и практика создания личного будущего"
Вторая глава / часть курса: ТРИЗ в социальных системах. "Путь на базу" или "рецепт по приготовлению мечты".