Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Ветхий Завет


Ветхий Завет

Сообщений 101 страница 110 из 119

1

История спасения для христианина начинается не с Рождества Иисуса Христа, а с момента грехопадения человека, когда возникает сама потребность в спасении. Ведь сначала нужно понять, от чего вообще нужно спасать человечество, почему оно оказалось отделено от Бога и порабощено смерти. Об этом как раз и говорится в Ветхом Завете. Христианская Церковь не зря включила в Священное Писание не только Евангелие - Новый Завет, но и Ветхий.
Евангелие написано простым, понятным языком, а открывая Библию мы сталкиваемся с порой совершенно непонятными текстами, жестокостью древнего мира, непонятным для современного человека поведением и образом мыслей ветхозаветных людей, все это   вызывает скорее вопросы, нежели дает ответы. Библию изучают на протяжении многих веков, собрано огромное количество фактов, написано сотни, если не тысячи богословских трудов. Попробуем разобраться в Ветхозаветной истории. В теме выкладываем все, что касается ВЗ: богословские лекции, статьи, делимся своими мыслями, обсуждаем отдельные места ветхозаветных книг, персоналии, даем ссылки на литературу данной темы. Библия стала для человечества источником вдохновения художников, поэтов, музыкантов, попробуем и мы заглянуть в этот пласт мировой культуры.

0

101

Вернемся к Ковчегу Завета. Главным предметом ковчега, а он и построен был именно для этого, были скрижали.

http://www.licey.net/myth/images/book1/moisei.png

Скрижаль - старо-славянское слово, производное от (с)кра «груда, камень». Скрижаль первично — «рассеченная плита». На иврите употреблено слово "лухот аБрит", то есть дословно "доски союза". Думается, если бы событие получения 10 заповедей от Бога происходило бы в наши дни, их назвали бы какими-нибудь современными словами, типа "оригинал контракта", "экземпляры договора". Договор в данном случае - паритетный, то есть составлен в таком виде, что либо партнёр по договору соглашается и подписывается, либо нет. Свои условия выставить он не может. В наши дни такие договоры достаточно часты: например, покупая что-либо в интернете, вы либо принимаете условия продажи или проходите мимо. В случае с Богом Библия почти всегда выставляет паритетные договора.
Договор так договор, с этим все ясно.
Что представляли собой скрижали? И здесь есть разные версии.  Их изображали всегда в виде двух прямоугольных досок с верхними закруглёнными углами, как и на привычных нам картинах европейских художников. Хотя есть версия, что они имели форму кубов.
http://bible8.eu/pics/stone-boards-embroidery.jpg
Вышитый на шёлке символ Скрижалей Завета из старой Иерусалимской синагоги

Согласно одному из  предположений, каменный материал для скрижалей был взят на горе Мория (Храмовой горе), с того камня, на котором, возможно, Авраам когда-то должен был принести в жертву сына и на котором, позже была возведена Святая Святых и был поставлен Ковчег Завета. Таким образом, камень вернулся на своё место. Камень, от которого был взят материал для скрижалей, также считается Краеугольным камнем Земли - с него яко бы Бог начинал Своё творение. Сегодня над этим камнем возведён мусульманами золотой купол.
Итак, скрижали каменные, значит должны быть достаточно тяжелыми,  при этом, напомню, что Моисей нес их легко  в одной руке и лицо его при этом ослепительно сияло.
В Иерусалимском Талмуде («Таанит», 4:5) приведены слова раби Эзра от имени раби Йеуды из дома учения Симона: «Вес скрижалей равнялся 40 сея». Для сравнения: 40 сэа воды согласно одному мнению — около 576 литров, по другому — около 331.5 литров.
Т.е. обладая массой, скрижали не имели веса ?
Каким образом Моисей мог поднять и нести столь тяжелые плиты? Тем более на одной руке?

Пишет Альших а-Кадош (Шмот 32:15): «Скрижали Завета — это духовное явление, которое несет не только само себя, но даже и того, кто за них держится, подобно тому, как это было с Ковчегом Завета, который нес несущих его. Поэтому в тот момент, когда буквы выпорхнули из скрижалей, вместе с ними улетучилась основная святость скрижалей и они сразу невероятно отяжелели».
В мидраше «Танхума» («Ки Тиса», п. 26) говорится: «И увидел Моше и выпустил их из руки своей. Что увидел Моше? Буквы, порхающие в воздухе». И, хотя каждый наш свиток Торы тоже невероятно свят, все же скрижали обладали особой святостью, т.к. они были написаны перстом Б-жьим. (Моше- Моисей)

Эти первые скрижали Моисей разбил, видя народ израильский поклоняющийся тельцу, пока он был на горе Синай. Вторые скрижали написаны уже Моисеем. в Ковчеге хранились по преданию как вторые скрижали, так и обломки первых.

Другая версия. По одной из иудейских легенд, скрижали были сделаны из драгоценного камня гранат. Примечательно, что символом Торы - Закона Моисеева - в иудаизме считается фрукт гранат. В нём всегда содержится 613 косточек. В Торе записано 613 заповедей.
http://bible8.eu/pics/tablets.jpg
Может быть скрижали выглядели так?

По преданию это был драгоценный камень на подобие граната, расколотый на две части и отшлифованный на внутренней стороне. Позже через пророка Бог говорит о будущем, что Он заключит новый завет и тогда напишет закон не на каменных скрижалях, а на плотяных сердцах людей. Поэтому уместно сравнение двух скрижалей, которые принёс с горы Моисей с формой сердца.

Как были написаны скрижали? Здесь тоже очень интересно. Первые скрижали были написаны Творцом, причем в непривычном для нас виде.

Текст был вырезан в скрижалях таким образом, что его можно было прочитать с любого ракурса (Иерусалимский Талмуд, «Шкалим», 6:1). Буква «самех» Святого языка имеет форму замкнутой окружности и, будучи насквозь вырезанной в скрижалях, ее сердцевина (внутренний круг) «висела» в воздухе. Аналогично этому, буква «мэм-софит», имеющая квадратную форму с полой сердцевиной, держалась внутри скрижалей с помощью чуда. Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Шмот 32:15) объясняет необходимость этого чуда вот как. Если текст был бы виден только Моше, еврейский народ ощущал бы зависимость от посредника и необходимость в нем. Всевышний желал показать, что для связи с Ним, с Его Торой не нужен посредник: связь между Царем и его народом прямая и непосредственная — любой представитель народа может прочитать текст с любого ракурса.


Возможно и не так уж важно, какой формы и из какого материала сделаны скрижали, главное, что в них записано.
На этот вопрос ответ однозначный - Заповеди или Декалог.
Источник 1
Источник 2

0

102

Декалог или десятисловие. 10 слов Бога людям...
10 заповедей были даны людям на двух каменных скрижалях. Внимание: ни на одной, ни на трех и т. д., а именно на двух. Поэтому принято считать, что заповеди на них были разделены следующим образом:

На первой скрижали в первых четырех заповедях были отражены отношения человека и Бога (Исх. 20:1-11):

1. Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

На второй скрижали заповеди с пятой по десятую были призваны регулировать отношения между людьми (Исх. 20:12-17):

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Сам Бог особо выделил Декалог ( именно десять 10 заповедей ) из закона Моисея, показав тем самым его непреложность. Иначе, зачем Он это сделал? Только десять 10 заповедей были написаны Лично Богом (см. Исх. 32:16, Втор. 5:22), только десять 10 заповедей были не на свитках, а на камне - вечном носителе информации, причем изготовлены были дважды (см. Исх. 34:1, Втор. 10:1,2,4), только десять 10 заповедей постоянно были в ковчеге (см. 3 Цар. 8:9, 2 Пар. 5:10, Евр. 9:4), над которым являлся Господь (см. Исх. 25:22, Исх. 30:6, Лев. 16:2, Числ. 7:89). Напомним, что закон Моисея, записанный на свитках, лежал рядом с ковчегом (см. Втор. 31:26).

К вопросу о важности десяти 10 заповедей можно подойти и с другой стороны. Подробно о понятии «святость», мы будем рассуждать позже, а пока давайте проанализируем текст Библии на предмет святости Декалога ( десяти 10 заповедей ). Согласно Священному Писанию, на Земле был только один святой город Иерусалим (см. Неем. 11:1), в нем была одна святая гора Сион (см. Пс. 2:6, Ис. 10:32), на этой горе стоял один-единственный на Земле святой храм Бога Израилева (см. Пс. 5:8), в этом храме было святое отделение (см. Евр. 9:2), в нем другое отделение - святая-святых (см. Евр. 9:3), а в этом святая-святых стоял святой ковчег завета (см. 3 Цар. 8:6, 2 Пар. 35:3). Рядом с ковчегом лежал свиток закона Моисея (см. Втор. 31:26). А чем ценен был ковчег завета? Конечно, для Бога был важен не сам ларец, и не камни, лежащие в нем, а записанные на них десять 10 заповедей.

Таким образом, согласно Священному Писанию, центром всего святого на Земле являлся Божий закон, а его «эпицентром» – Декалог - десять 10 заповедей.

При этом важно, что 1скрижаль, данная Моисею -  свидетельство об участии Бога в договоре, была помещена в скинии, ибо ее наполняла «слава Господня» - зримое присутствие Божие; 2-я скрижаль, данная народу Израилеву, также была помещена в скинии, что означало обещание народа быть верным завету.
Т.обр., Бог заключает завет ( договор) с народом Израиля.  Преступление отдельных заповедей декалога становится причиной страданий народа, и это видно из последующей истории, а их полное забвение - гибель Израиля...
На этом можно было бы и закончить...заповеди просты и понятны, вопрос в другом: в чем их сила? По сути это законы мироздания. Их невыполнение  означает отступление от Бога, а значит и гибель нашего мира? Не зря иудеи так ревностно и скрупулезно охраняли закон...

0

103

Тайна Божественного откровения
Декалог один из центральных документов библейского откровения. Декалог был центральным в Законе в ветхозаветную эпоху; не потерял он своего значения и после заключения Нового завета. Кроме того, в течение трех с лишним тысячелетий, прошедших с момента откровения Декалога, он оказал и продолжает оказывать исключительное, ни с чем не сравнимое воздействие на культуру и цивилизацию. То, что современный человек называет «общечеловеческими ценностями», в сущности, является нравственной составляющей Декалога. Данные иудеям, заповеди Декалога без изменения входят в христианскую и исламскую традицию. Тайна Божественного откровения по-прежнему сокрыта от человечества...над ней задумывались и в древние времена и сейчас.
Существует целый ряд теорий, толкований, измышлений, что же все-таки таит в себе Декалог?
Одну из таких теорий приведу, на мой взгляд довольно любопытную.
Начну с Ньютона, тем более его тут поминали. Ньютон открывает закон всемирного тяготения, дает формулу, лорд Кавендиш с невероятной для того времени точностью  вычисляет гравитационную постоянную и все...объяснить свой закон Ньютон не может, не могут обьяснить его и поныне... Буквы F, G, R, m  записанные в определенном порядке дают нам один из законов мироздания.
А возможно ли такое, что буквы, облеченные в определенную форму (заповеди), данные Богом Моисею тоже есть "шифровка" ? О необыкновенных свойствах букв говорится и  в Иерусалимском Талмуде. А что если Господь дает нам зашифрованный текст  законов созданного Им мира (имею в виду физические законы, а то что физические законы мира связаны непосредственно с нравственным состоянием человечества это несомненно)? Пока мы живем согласно этим законам, жив мир... Может поэтому и к утраченному Ковчегу Завета такой интерес? Ведь именно в нем шифр законов мироздания?

0

104

Тайны Библии. ДНК праматери Евы

https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2015/11/Figovyiy-listok-234x300.jpg
Адам и Ева, 1550. Тициан Вечеллио

В середине девятнадцатого века в Европе стали чрезвычайно популярными дискуссии о теориях возникновения жизни на Земле. 24 ноября 1859 года английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин опубликовал работу «О происхождении видов» – и этот труд стал сенсацией.Был ли Адам создан Богом на шестой день Творения мира, или человек появился в процессе эволюции? Многие люди стали предпочитать второй вариант ответа. Эволюционная теория получила титул научной, библейская же картина мира стала восприниматься как сугубо религиозное представление. И хотя у концепции креационизма – то есть, Божественного творения мира, всегда оставалось немало горячих последователей, среди ученых все же большинство составляли сторонники Чарльза Дарвина.

Однако, наука не стояла на месте и периодически появлялись гипотезы, которые ставили под сомнение преимущества дарвиновской теории. Одним из аргументов в пользу доктрины креационизма стало открытие, которое совершила в 1987 году группа американских генетиков под руководством профессора Гавайского Тихоокеанского университета Ребекки Канн.

Комментарий эксперта:

Молекулярно-генетическая экология в последние тридцать лет оказалась одной из самых динамично развивающихся отраслей биологии. Раздел этой науки, получивший название «филогенетика», выявляет отношения между популяциями, исследуя молекулярно-генетические особенности их представителей. Такой подход стал применяться и к вопросам происхождения видов. Одним из ключевых методов филогенетики стал сравнительный анализ молекул ДНК, находящихся в митохОндриях – частицах, отвечающих за внутриклеточную энергетику. МитохондриАльные ДНК консервативны по своему составу и наследуются исключительно по материнской линии практически в неизменном виде, накапливая лишь точечные нейтральные мутации, отличающие изолированные популяции одного вида.
Доктор Ребекка Канн, проанализировав митохондриальные ДНК представителей коренных этносов Европы, Азии, Африки, Новой Гвинеи и Австралии, сделала неожиданный вывод. Оказывается, люди всех рас относятся к однородной генетической популяции, и получили митохондриальную ДНК от общей праматери. Женщину, которая согласно генетическим анализам, была предком всех людей на земле, ученые стали именовать не иначе как «митохондриальной Евой».

В 1997 году исследования филогенетиков породили новую дискуссию. На этот раз внимание специалистов привлекла работа профессора Вашингтонского университета Томаса Парсонса – американский биохимик предложил ответ на вопрос – а когда, собственно, жила на земле «митохондриальная Ева»?

Комментарий эксперта:

В работе Ребекки Канн предположительный возраст «Евы» был установлен косвенным образом, исходя из соотношения предполагаемого срока заселения определенной территории и степени мутационных изменений митохондриальной ДНК в этой популяции. Из этих расчетов следовало, что праматерь человечества должна была существовать около двухсот тысяч лет назад.

Между тем, профессор Парсонс экспериментально установил, что скорость мутации ДНК в митохондрии в несколько раз больше! И получается, что предковая линия митохондриальных ДНК существовала совсем недавно – по разным подсчетам, от шести до десяти тысяч лет назад. Что вполне соответствует библейской хронологии.

Библейская хронология определяет время существования тварного мира, слагая годы жизни праотцов от Адама. Согласно этим расчетам, 2016 год от Рождества Христова является семь тысяч пятьсот двадцать четвертым от сотворения вселенной. Именно этому сроку соответствует возраст единственной открытой генетиками предковой линии митохондриальной ДНК. А вот теоретические представления об эволюционных преобразованиях из обезьяны в человека, якобы происходивших в нескольких географических точках на протяжении миллионов лет, вступают в противоречие с последними открытиями генетиков.
Источник

0

105

Протоиерей Андрей Ткачев. Пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль
Православные просветительские курсы. Сретенская Духовная семинария. Лекция 13.


https://www.youtube.com/watch?v=mpLo0uC … &t=16s

Яркий проповеднический  дар  о.Андрея превратил лекцию в интереснейший рассказ об удивительных библейских пророках. Вначале лекция была такой несколько академической, но постепенно о.Андрей переходит на свой своеобразный стиль общения, в зале слышатся смешки. Слушала не отрываясь. Очень много образных замечаний о нашей современной жизни, о евреях и о русских, о народах, современных и древних. Поразительное знание наизусть библейских текстов и, конечно яркий рассказ о трагизме пророческого служения. Как сказал сам о.Андрей  его лекция только экскурс в историю Великих пророков, дающий нам направление к серьезному изучению их жизни, пророчеств. Пошла читать пророка Исайю... :yep:

0

106

Вавилонская башня

https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2015/04/b-3-3.jpg
Питер Брейгель старший, Вавилонская башня, (1563)

Произнося фразу «Вавилонское столпотворение» зачастую, мы и не вспоминаем, что за ней стоит вполне конкретное историческое событие. «Столпотворение» или творение столпа описано в Библии в книге «Бытие». В главе XI «Ветхого Завета», рассказывается о том, как Нимрод, царь хамитов, решил построить город Вавилон и башню высотою до небес, чтобы приблизиться к Богу. Предание о Вавилонской башне стало притчей во языцех и прочно вошло в историю человечества, как пример людской гордыни. Библейское повествование о Вавилонской башне многими считалось вымыслом, легендой хотя, сам город Вавилон был обнаружен ещё в 12 веке. В марте 1899 года экспедиция немецкого археолога Роберта Кольдевея, прибыла на место, где лежали развалины Вавилона — на левый берег Евфрата, приблизительно в 90 километрах к югу от Багдада.

Комментарий эксперта:
«Исследования, проведенные в 1899 году, помогли установить область, где ранее не проводились никакие раскопки. Таким местом был выбран холм Амран ибн Али, а уже в апреле следующего 1900 года, члены экспедиции приступили к раскопкам. Археологи были вынуждены пробивать целую систему глубоких штолен и шахт. Смешанный с золой щебень постоянно грозил обвалиться. Шахты всё глубже уходили в землю. Постепенно среди длинных ходов штолен начали вырисовываться контуры гигантской постройки. На огромном четырехугольнике размером 450×550 м Раскопки обнаружили хорошо сохранившийся кирпичный фундамент башни — четырехугольник со сторонами 91,55 м — и остатки трёх лестниц.

Древний Вавилон описан в трудах Аристотеля и Геродота. Последний в частности писал:
«Башня поднималась к небу гигантскими террасами, Ее составляли семь башен, поставленных друг на друга. Основание башни было шириной 90 метров, и столько же башня имела в высоту. На первый этаж приходилось 33 метра высоты, на второй – 18 метров и на остальные четыре – по 6 метров. Верхний этаж высотой 15 метров, покрытый золотом и облицованный голубым глазурованным кирпичом горел на солнце сине-золотым огнем и был виден за многие километры».

Комментарий эксперта :
«Строение, обнаруженное на месте раскопок, Это огромная башня в форме квадрата, шириной не менее девяноста метров. Целым остался только первый этаж сооружения, поэтому оно не очень высокое, хотя можно предположить, что в древности оно поднималась на десятки метров вверх. Клинописные же тексты, найденные в самом сооружении, сообщают, что Вавилонская башня состояла из семи суживающихся кверху ступенчатых террас и в основании представляла собой квадрат, каждая сторона которого равнялась приблизительно 90 м. Раскопки полностью подтвердили эти данные.

Открытия экспедиции Роберта Кольдевея подтвердили существование Вавилона и его архитектурных чудес, известных ныне всему человечеству. Он нашёл, остатки Эсагилы – храма языческому богу Мардуку, Висячих садов Семирамиды, царского дворца, моста через Евфрат. Но одним из главных достижений учёного можно считать доказательство существования Вавилонской башни.

Источник

0

107

Еврейская магия чисел
Татьяна АххоБелыми аллеями парка уходила вдаль Анина дорога на работу. Зима сильно преображала небольшой городок, в котором она родилась  и выросла. Вместо, казалось бы, не очень ухоженных клумб и не слишком опрятных улиц взгляду открывалась холодная, но идеальная красота заснеженных деревьев. И что-то такое было в этой красоте, глянув на что, начинаешь будто вспоминать, что такое вечность.

Сегодня Аня шла в задумчивости. Бывает так, когда в жизни у тебя вроде бы все спокойно и благополучно, но внутри – тревога, а, может быть, предчувствие, которое не отпускает. Аня раздумывала над случайностью некоторых совпадений в своей жизни. Она никогда не относилась к этому серьезно и не была суеверной.

Но помнила, что ее тетя не однажды рассказывала ей, как числа могут не только влиять на жизнь людей, но и определять судьбы целых народов. Интересные это были истории за чашечкой горячего чая. Аня помнила, как тетя рассказывала ей о том, что в еврейской традиции самое интересное видение природы чисел. Евреи не разделяют числа на “плохие” и “хорошие” – у них есть только хорошие числа. Или очень хорошие. При этом всем каждое число имеет свою суть.       

Число “один”. Ненавязчиво вспоминаются слова: “Есть только Вс-шний, Он – Один”.

Вс-шний раскрывает перед сотворенным миром Свою Мудрость, потому что он не равнодушен к судьбе мира и постоянно с ним. В этом – суть числа “два”.

Число “три” воплощает в себе идею устойчивости, неизменности. Вопреки тому, что в мире все течет, все меняется, существуют фундаментальные, вечные Принципы – те, у которых нет возраста и которые всегда были, есть и будут. Поэтому у евреев именно три праотца: Авраам, Ицхак и Яаков. Особенность, которая очень сильно отличает еврейский народ от какого бы то ни было другого народа – это то, что каждый еврей, независимо от внешних условностей, внутренне осознает незыблемость своей веры и преданность Творцу и Его Торе. Еврейский народ не изменил свою веру, свой язык, и навечно связан со своей страной – Эрец Исраэль. Всегда. Все три тысячи лет, даже – больше. Число 3 в иудаизме также означает синтез, сочетающий две противоположные и как бы взаимоисключающие основы в единое целое. Например, считается, что из трех праотцов еврейского народа именно третий – Яаков – совместил в себе противоположные качества предшествовавших ему Авраама и Ицхака.

Суть числа “четыре” – материальный мир. В Торе часто встречаются выражения, похожие на это: “…и соберу Я вас (евреев) с четырех концов земли”. И поэтому у нас – четыре праматери: Сара, Ривка, Лея и Рахель. Женское начало, воспринимающее, вынашивающее и реализующее, связано с Землей.

Вместе с числом “пять” появляется пятая, духовная координата. “Пять” не укладывается в идею материального мира и указывает на Того, Кто находится вне и над. Поэтому Тора состоит из пяти книг. И автор этой Книги – Тот, Кто над нами. Вс-шний.

А вот число “шесть” – одно из самых счастливых для евреев. Существует предположение, что еврейский “демографический взрыв” в Египте уходит корнями к моавитянке Рут, в числе потомков которой было шесть праведников, каждый из которых был благословен шестью благословениями. Это объясняет один момент в еврейской истории: когда евреи были в Египте, еврейские женщины рожали шестерни. Мудрецы также объясняют: именно по этой причине число евреев в пустыне составляло около 600.000 на протяжении десятков лет.

История моавитянки Рут, примкнувшей к еврейскому народу, приводит к еще одному числу: 613. Именно столько заповедей в иудаизме. Из них 248 заповедей предписывающие и 365 – запрещающие. Числовое значение имени Рут составляет 606, а если прибавить к нему 7, по числу заповедей потомков Ноя, которые обязательны для всех и которые Рут исполняла и до перехода в иудаизм, мы снова получим 613. Может возникнуть вопрос: почему 613? Согласно Талмуду, через Тору евреям были даны 611 заповедей (числовое значение слова “Тора” составляет 611), а еще две заповеди были получены напрямую — итого 613.

Число “семь” отмечено особой святостью. В Торе сказано: “И завершил Б-г к седьмому дню дело Свое, которое делал, и почил в день седьмой от всей работы Своей, которую делал. И благословил Б-г день седьмой, и освятил его, ибо в этот день почил Он от всего творения Своего, которое Он совершил, созидая” (Быт. II, 2-3). Отсюда семь  дней в неделе; сыны Израилевы обходили семь раз вокруг стен Иерихо; семь свечей у светильника, седьмой год — “швиит” или “шмита”.

Это свойство семерки, выражающее присущую ей особую святость, выявляется наиболее ярко в двух знаменитых “семерках”: в седьмом дне недели, Субботе, и в седьмом, “субботнем”, годе. Их называют “суббота человека” и “суббота земли”. Законы, связанные с “субботним” годом, разнообразны и сложны, и в течение многих столетий о них написано множество книг. В самом общем виде законы эти можно свести к трем:

1) запрещено обрабатывать землю в год шмита;

2) все, что рождает земля в этот год, считается hефкер (бесхозным);

3) шмита отменяет все денежные задолженности.

Семерка встречается в еврейской традиции чуть ли не чаще всех остальных чисел вместе взятых. Суббота (седьмой день); семь патриархов еврейского народа (Сара, Ривка, Рахель, Лея, Авраам, Ицхак, Яаков); количество праздников (Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот, Ханука, Пурим, Песах, Шавуот); продолжительность праздников (Песах и Суккот длятся семь дней); продолжительность каждой из казней египетских (да, тоже семь дней); семисвечник Храма; семь благословений церемонии брака; семь дней траура по усопшим.

Число “восемь” в еврейской истории символизирует реальность чуда, противоречащую естественному развитию событий. Веселый праздник Ханука длится восемь дней, и это не случайно. Восемь праздничных дней свидетельствуют о чуде победы горстки плохо вооруженных повстанцев над многочисленным и сильным врагом. О чуде, случившемся с небольшим кувшином масла, которого должно было хватить лишь на сутки, но горело оно в обновленной храмовой Меноре на протяжении восьми дней. Смысл и значимость чуда – не в военной победе над врагом, а в победе над греческим мировоззрением, отрицавшим возможность сверхъестественной реальности и приводящим к философии неверия.

Число “десять” также имеет довольно интересное значение. “Еврейский кворум” – миньян – состоит из десяти взрослых мужчин. “Когда десять человек находятся вместе для изучения закона, дух Божий среди них” (Авот 3:7), так что положительное значение этого числа несомненно. С другой стороны, число десять напоминает и о потере – десяти потерянных коленах Израиля.

Для многих сейчас удивительным фактом окажется то, что, в отличие от многих других культур, где число 13 считается “заколдованным числом неудачи”, в еврейской традиции 13 вовсе не считается плохим числом. Скорее, наоборот.  Во второй книге Моше можно прочитать о 13 качествах Б-га (Исход 34:6-7). Числовое значение слова “эхад” – 13. В переводе с иврита “эхад” – один, единый. Значит,  это число намекает на такую гармонию, когда все составляющие становятся одним целым. Более того, оно напрямую говорит о единстве всего сущего. 13 лет – возраст бар-мицвы у мальчиков. Это возраст, когда ребенок по еврейским законам становится взрослым и приступает к изучению Торы и Талмуда. С 13 лет мальчик начинает нести ответственность за свои поступки, учится быть мужчиной и готовится к взрослой жизни. Начиная с этого возраста, ребенок может участвовать в миньяне.

Великий ученый, врач, мудрец Рамбам впервые четко сформулировал и записал в предисловии к главе “Хелек” трактата “Сангедрин” в его комментарии к Мишне тринадцать принципов иудаизма, которые фактически являются его основой.

Числа способны объяснить некоторые еврейские обычаи, на первый взгляд необъяснимые. Почему, например, в Песах принято читать Песнь песней? А потому, что в Песни песней 117 строф — ровно столько, сколько раз упоминается в Торе исход из Египта.

49 – число, с которым связана самая сложная, но интересная страница в еврейской истории. Самый низкий уровень духовного развития человека определяется в еврейской традиции выражением “49 врат скверны”. Мидраш говорит, что, находясь в египетском рабстве, евреи опустились через “49 врат скверны”, и если бы их духовное нисхождение одолело еще хотя бы одну ступень, исправление стало бы невозможно. Зато 49 дней, миновавшие с выхода из Египта до получения Торы (они же дни счета омера) символизируют духовное самосовершенствование и очищение евреев, то есть “49 врат святости”.

Число 70 в иудаизме — это символическое число народов мира. Но также мы встречаем число 70 и в чисто еврейском контексте: покидающая Эрец Исраэль семья Яакова насчитывала 70 человек, и таким же было количество семей в народе Израиля на пороге возвращения в Эрец Исраэль. Вполне возможно, что это не просто совпадение: некоторые мудрецы связывают 70 народов мира и 70 еврейских семей. Про Иерусалим, кстати, сказано, что у него “70 имен”. В ТАНАХе сообщается, что царь Давид прожил 70 лет. Кроме того, согласно Псалмам, 70 лет — это вообще “обычная” продолжительность жизни среднего человека.

Описывая путь сынов Израиля из Египта в Эрец Исраэль, Тора перечисляет 42 перехода. Каждый переход олицетворяет духовный подъем, а хасидизм объясняет, что эти 42 перехода словно находятся вне времени — они происходят с каждым человеком индивидуально и со всем народом Израиля во всех поколениях.

Четвертая книга Торы называется “Бе-Мидбар” (“В пустыне”). В переводах она стала называться Книга Чисел. Такое название появилось у Книги в связи с тем, что в ней приводится целый ряд подробных данных по исчислению народа, отдельных его колен, священнослужителей, первенцев и т.п. Хотя с помощью одной этой книги всю суть и таинство чисел объяснить нельзя, можно приблизиться к пониманию значения чисел, мер и измерений в еврейской традиции.

Татьяна Аххо
Мир еврейскими глазами Ссылка

0

108

Harita написал(а):

еврейские женщины рожали шестерни.

За ЦСКА и сборную СССР по футболу играл Альберт Шестернёв. Со мной в начальных классах училась Валя Семерня (!)

Подпись автора

https://www.youtube.com/watch?v=uAcY5OsoRnM

0

109

13 христианских фильмов о героях Библии. Серия «Библейские сказания»
Библейские сказания» — грандиозный телепроект, объединивший Германию, США, Италию, Чехию, Великобританию, Испанию, Францию и Грецию.

Для воссоздания главных событий Священного Писания к съемкам пригласили лучших актеров мира, среди которых  Бен Кингсли, Деннис Хоппер, Джонатан Прайс, Орнелла Мути, Лара Флинн Бойл, Гэри Олдман, Дэвид Суше, Шон Бин, Моника Беллуччи.

Величайшие пророки, цари Древнего Мира, апостолы и сам Христос — вот герои эпических сказаний, предшествовавших появлению Спасителя.
Практически каждый фильм проекта неоднократно номинировался и получал награды главных телепремий мира.

https://v-mire-filmov.ru/wp-content/uploads/2017/08/biblejskie-skazaniya-po-poryadku-1.jpg

1. КНИГА БЫТИЯ: СОТВОРЕНИЕ МИРА, 1994
Сотворение мира, грехопадение первых людей, ковчег Ноя и другие истории. Рассказанные старым кочевником. История сотворения мира, поведанная весьма пожилым бедуином, скитающимся вместе с племенем по живописным местностям, пересекая целебные оазисы, завораживающие пустыни, колоритные развалины и бесконечные караванные пути.

2. АВРААМ: ХРАНИТЕЛЬ ВЕРЫ, 1994
Экранизация канонических глав Ветхого Завета, в которой оживают Библейские истории из Книги Бытия об Аврааме.
Услышав призыв Бога, Авраам отправился в странствие, чтобы обрести Землю обетованную. Вместе с женой и горсткой последователей он испытал на себе голод, жажду и могущество египетского фараона. После долгих скитаний Авраам и его люди достигают Ханаана — Земли обетованной. Здесь рождается его сын Исаак, и Бог подвергает Авраама еще одному, самому страшному испытанию…

3.ИАКОВ: СРАЗИВШИЙСЯ С АНГЕЛОМ, 1994
История Иакова излагается в Книге Бытие. Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причем народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков хитростью добился от престарелого слепого отца Исаака благословения на первородство и сделался родоначальником избранного народа Израильского. Вся дальнейшая жизнь Иакова, как она рассказана в книге Бытие, представляет собой расплату за обман.

4. ПРОРОК МОИСЕЙ: ВОЖДЬ-ОСВОБОДИТЕЛЬ, 1995
Когда фараон Египта Рамзес приказам убить всех еврейских детей, мать младенца по имени Моисей положила его в корзину и пустила плыть по Нилу. Ребенка нашла и усыновила дочь фараона Моисей воспитывался вместе с наследником престола, приобщаясь к тайным знаниям египетской науки. Получив призыв Бога к освобождению своего народа, Моисей возглавил исход евреев из египетского плена в Землю обетованную. Дабы избавить соплеменников от рабского сознания, скитания по пустыне длились долгих 40 лет…

5. ИОСИФ ПРЕКРАСНЫЙ: НАМЕСТНИК ФАРАОНА, 1995
История вознесения из рабства на вершины могущества. Иосифа, любимого из сыновей Иакова, завистливые братья продали в рабство. Так Иосиф оказался в Египте, где его купил Потифар, начальник охраны фараона.Несмотря на то, что Иосиф отверг заигрывания жены хозяина, его обвинили в прелюбодеянии и бросили в тюрьму. Но, благодаря своему дару толковать сны, Иосиф был представлен ко двору фараона и, несмотря на все превратности судьбы, стал одним из самых могущественных людей древнего мира…

6. САМСОН И ДАЛИДА: ЛЮБОВЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО, 1996
Самсон — один из самых знаменитых ветхозаветных героев. Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям.Будучи посвящен Богу в качестве назорея (принявшего обет), он носил длинные волосы, служившие источником его необычайной физической мощи. Самсон воспылал страстью к коварной Далиде, обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона. После нескольких неудачных попыток ей все-таки удается узнать секрет силача и, усыпив, остричь ему волосы…

7. ЦАРЬ ДАВИД: ИДЕАЛЬНЫЙ ВЛАСТИТЕЛЬ, 1997
История о великом воине, ставшем царем.
Господь, отвергнув первого еврейского царя Саула за непокорность, послал пророка Самуила тайно помазать на царство молодого Давида. Призванный к царю Саулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. После чудесной победы Давида в поединке с великаном Голиафом, во время битвы с филистимлянами, Саул окончательно взял его ко двору и выдал за него свою дочь.Вскоре военные успехи Давида начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Зависть и ревность царя вынудили Давида спасаться бегством и оставаться в изгнании долгие годы, пережив множество страдании, предательств и потерь. Только после смерти Саула Давид восшел на царствие и правил сорок лет.

8. ЦАРЬ СОЛОМОН: МУДРЕЙШИЙ ИЗ МУДРЫХ, 1997
История легендарного библейского царя — мудрейшего из мудрых. Правление третьего еврейского царя Соломона, сына Давида и Вирсавии, называли «божественным даром». Автор множества псалмов, «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», он прославился огромной мудростью, обладал неслыханными богатствами, построил величественный Иерусалимский храм и сделал свою страну могучим и процветающим государством. Именно Соломон окончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона. «Это пройдет» — такая надпись была выгравирована на кольце Соломона…

9. ПРОРОК ИЕРЕМИЯ: ОБЛИЧИТЕЛЬ ЦАРЕЙ, 1998
Иеремия — писатель, пророк и мученик. Царь Иосия решил очистить свою землю от языческих культов, истребляя капища Ваала и Астарты. В это время Иеремия, призванный на высшее пророческое служение, словом и делом поддерживал царя. После смерти Иосии начались религиозный разброд и политическая смута. Народ перестал верить пророчествам Иеремии, и сам он, как нарушитель общественного порядка, подвергся гонениям. Нашествие вавилонян открыло многим глаза, но было уже поздно: Иерусалим был разрушен, а народ уведен в плен. Иеремия оказался в Египте, где и скончался, побитый «камнями от иудеев», которых он и там не переставал обличать за нечестие.

10. ЕСФИРЬ ПРЕКРАСНАЯ: ЦАРИЦА-ЗАЩИТНИЦА, 1999
Она спасла свой народ, будучи сама на волоске от смерти. Один из могущественнейших правителей прошлого, персидский царь Ксеркс, устроил грандиозный пир. На седьмой день пира он захотел показать гостям свою красавицу-жену, но получил от царицы отказ. Тогда Ксеркс лишил жену царского достоинства и потребовал доставить ему самых красивых девушек со всех концов мира. Юной Есфири удалось завоевать расположение царя и стать его новой женой.
Спустя время царский любимец визирь Аман сумел убедить Ксеркса в необходимости уничтожения всех евреев Персидского царства. Прекрасная Есфирь узнает о готовящейся резне и решает заступиться за свой народ перед жестоким правителем. Но любой, кто является к царю без приглашения, должен быть казнен…

11. ИИСУС: БОГ И ЧЕЛОВЕК, 1999
Земная жизнь Спасителя — от Вифлеемской звезды до Голгофы. После непорочного рождения Иисуса в Вифлеем пришли три волхва, желающие поклониться младенцу как будущему иудейскому царю. Приняв крещение от Иоанна Крестителя на реке Иордан, Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришел на землю. По истечении сорока дней, выдержав все искушения дьявола, Спаситель приступил к своей проповеди, навсегда изменившей мир…

12. АПОСТОЛ ПАВЕЛ: ЧУДО НА ПУТИ В ДАМАСК, 2000
Обретение Веры и проповедь святого Павла — «апостола язычников» Павел изначально не входил в число Двенадцати апостолов, а в юности даже участвовал в преследовании христиан. На пути в Дамаск произошло его чудесное обращение: Павлу явился Христос и призвал его к апостольскому служению. С этого времени Павел, прозванный «апостолом язычников», из яростного гонителя превратился в ревностного поборника христианства.Будучи римским гражданином, и имея особые права, он активно проповедовал Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других уголках античного мира, где основал многочисленные христианские общины.

13. АПОКАЛИПСИС: ОТКРОВЕНИЯ ИОАННА БОГОСЛОВА, 2002
С приходом к власти жестокого императора Домициана в 90-ом году нашей эры, Рим начинает охоту на объявленных злейшими врагами государства христиан. И именно в это время последний из апостолов, Иоанн Богослов, получает от Господа Божественное Откровение о последних днях мира, которое записывает его последовательница Ирина, отправляющая распространить его среди единоверцев.

Источник

0

110

Harita написал(а):

Протоиерей Андрей Ткачев. Пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль
Православные просветительские курсы. Сретенская Духовная семинария. Лекция 13.

https://www.youtube.com/watch?v=mpLo0uC … &t=16s

Яркий проповеднический  дар  о.Андрея превратил лекцию в интереснейший рассказ об удивительных библейских пророках. Вначале лекция была такой несколько академической, но постепенно о.Андрей переходит на свой своеобразный стиль общения, в зале слышатся смешки. Слушала не отрываясь. Очень много образных замечаний о нашей современной жизни, о евреях и о русских, о народах, современных и древних. Поразительное знание наизусть библейских текстов и, конечно яркий рассказ о трагизме пророческого служения. Как сказал сам о.Андрей  его лекция только экскурс в историю Великих пророков, дающий нам направление к серьезному изучению их жизни, пророчеств. Пошла читать пророка Исайю...

Мне очень понравилось как Ткачев сказал про СССР. Про отрицательные и положительные стороны... Мне кто-то присылал видео фрагмент.

0


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Ветхий Завет