Деньги в долг.
Немного философии, ибо только через философию и возможно раскрытие смыслов, даже если это касается экономики. Ибо, как мы выяснили в самом начале, экономика без человека и не экономика вовсе, а куча хлама. Следовательно, экономика, как результат деятельности человека имеет некий смысл, указывающий её цель (предназначение) ради которой и осуществлялась деятельность человека. Следовательно, экономика без философии превращается в механицизм.
В мироздании есть много вещей, которые возможно обнаружить только лишь умозрением, она же – абстракция. Отсюда картина мироздания во многом зависит от сформированного мировоззрения (производная от веры). Материалистическое мировоззрение, которое положено в основе работ Маркса, не даёт нам многое узреть в объективном мире, поскольку изначально предполагает лишь одну сторону, отвергая другую как несуществующую. Тем не менее, я буду излагать с точки зрения идеализма.
Всем известно, что идеальное это то, что нельзя ни улучшить, ни ухудшить, поскольку любое изменение неуклонно ведёт к неидеальности. Идеальное, таким образом, одно. И это одно не может быть многим, поскольку всякое другое уже априори иное, а значит неидеальное, и именно потому-то идеальное одно. Однако, в мироздании мы наблюдаем многообразие, следовательно идеальное одно для многих, как многообразие из одного ему подобного. И мы из своего бытия наблюдаем именно многое. Но то, которое одно, в своём большинстве у нас умозрить не получается.
Однако, через обобщение, а особенно через развитое, всякий умозрительно наблюдает общность многих, причём делает он это автоматически, находя те или иные признаки подобия многих. Следовательно, мы смело можем предположить, что все эти многие соотносятся с одним, с их общим, тем самым одним, которое скрыто от нашего непосредственного ви́дения, но может раскрыться нам через наше развитое умозрение. Так вот, это одно, с которым все многие соотносятся и есть идеальное. Идеальное для многих. И люди, как многие, здесь не исключение.
Человек однозначно есть существо общественное, и как бы его не индивидуализировали пропагандой собственной важности и независимости (читай - свободы), он всё же остаётся существом общественным, и другим быть не может. Но, поддавшись на эту пропаганду и уверовав в неё, человек может стать общественным паразитом, уже не соотносящимся со своим одним, а противостоящий ему, став чужеродным ему, он уже в этом случае будет иной, отчуждённый своей верой в собственную исключительность, но который без общества однозначно быть никак не может, но живя в обществе, противостоит ему в идеале.
Человек, как часть общества и само общество непосредственно находятся в отношениях, которые достаточно хорошо описал Гегель в своей “Науке Логики”. То есть, для понимания этого момента без диалектики не обойтись никак. Но диалектика, это не есть что-то заумное и недоступное многим, нет, напротив, диалектика положена в основу всякого мышления. Ибо мышление диалектично по природе своей. Мешает этому лишь нежелание мыслить целостно и привычка мыслить проторенными тропами. Несомненно, так легче, менее затратно. Но вместе с этой лёгкостью, так же легко перенимаются не только великие открытия, но и все неизбежные ошибки прошлых мыслителей. В результате многое остаётся за горизонтом ви́дения людей.
«В отношении целого и частей обе стороны суть такого рода самостоятельности, но таким образом, что каждая имеет другую светящейся в ней, и вместе с тем имеет бытие только как это тождество обеих». Гегель Г.В.Ф.
Таким образом, отношения между человеком и обществом, как целым, есть безусловность, вытекающая из внутренней природы их тождества, которая определяется их общим одним, идеальным – Человек.
Человек, как идеальность, и конкретный человек, связаны безусловным тождеством. «Нет ничего в целом, чего не было бы в частях, и нет ничего в частях, чего нет в целом», говорит Гегель.
Посему, отношения между конкретными людьми в идеале заложены самой природой (Богом, кому как нравится) есть отношения равных частей между собой, ибо и тот, и другой – человек, которые тождественны друг другу по своей внутренней природе. И это их равенство выражается в простом и всем понятном слове – доверие. Они в этом смысле одно.
А их разнообразие не отменяет их равенства, ибо их внутренняя природа тотальна и безусловна как данность, а значит, их различия только дополняют и возвышают друг друга в их соучастии, взаимопомощи, содружестве, в сожительстве, в которых только и может проявиться их единая сущность – Человек (как род). И конкретный человек, являясь актором своих действий и поступков, тем самым придаёт им характер человечности или же античеловечности. А значит, и деятельность людей тоже носит такой же характер, человечности или же античеловечности, в смысле целеполагания. Следовательно, экономика, как инструмент, по своему изначальному предназначению должна быть направлена на помощь людям, то есть, носить характер человечности.
Так вот, капитализм, да и вся эксплуататорская эра, разрушает в человеке его человеческое и его отношения с целым, которое ранее мы определили как дух общества. И здесь не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы не видеть в капитализме его античеловечность которое разрушает в человеке его человеческое. Тем самым ставя перед ними античеловеческие цели, выстраивая экономику с эксплуататорским характером.
Наверняка каждому знакомо такое, весьма распространённое явление как одалживание в долг без процентов, к тому же зачастую ещё и без всякого документального подтверждения, просто на веру. Сколько одолжил, столько же и вернули спустя время. О чём говорит это явление?
О том говорит, что даже в эпоху капитализма в людях сохранились человеческие черты сочувствия и сопереживания, и что они помогают друг другу за просто так, в долг, под честное слово. А если могут, то и вовсе в дар, безвозмездно. Ведь в жизни каждого человека случаются ситуации, когда он нуждается в помощи других. И хорошо, что находятся те, кто такую помощь может и готов оказать за просто так, только потому что один видит в другом человека, сопереживание называется, самое что ни на есть человеческое качество в человеке. Разве в своей природной изначальности общество не основано на взаимопомощи? Несомненно основано. Ибо общество конкурирующих друг с другом индивидуальностей, как об этом заявляет социал-дарвинизм, нежизнеспособно и быстро или медленно, но распадается и исчезает. Потому то мы и наблюдаем в капитализме идущие раз за разом кризисы.
Сила марксизма оказалась не только в том, что он разоблачил капитализм с его лживой политикой, а в большей степени именно в том, что он обнадёжил большие массы людей реальной возможностью построения общества, в котором главенствовали бы ценности взаимовыручки, то самое общество равенства и братства.
И напротив, плохо, когда, тот или иной конкретный человек, нужной ему помощи не дождался, когда не нашлось того, кто бы протянул ему руку помощи.
Теперь конкретно о деньгах в долг. Когда люди друг другу дают в долг, то они тем самым помогают друг другу без посредников непосредственно. Эта их взаимопомощь есть проявление их внутренней человечности, как проявление их сущности говорящей об их единой общности.
Часто можно услышать от разного рода экономистов, в том числе и с научными званиями, что экономика это, образно говоря, некая мастерская, где делаются горшки, и в этой мастерской слева находится дверь, через которую вносят глину (ресурс), а справа дверь, в которую выносят уже горшки (товар).
С одной стороны это так. А с другой стороны это очень упрощённый взгляд, из рассмотрения которого выведены люди с их целеполаганиями и их общественными отношениями. Это чисто механический взгляд, в котором нет места человеку, вернее он, человек, в таком взгляде низведён до простого ресурса (вспомним часто употребляемую терминологию – человеческий ресурс).
И, по сути, в такой экономике он, человек, используется именно как ресурс. Пусть специфический, но ресурс. И современный капитализм уже научился создавать технологии, которые позволяют в нужном ему направлении изменять свойства этого, специфического ресурса. И эти свойства всё больше и больше отдаляют людей от их единого, их идеального которое роднит их, от их рода. Ибо капитализму не нужны люди с человеческими свойствами, ему нужен людской ресурс, он же – рабсила, которая и является единственным источником прибыли в самовозрастающем капитале.
Следовательно, в иерархии капитализма мы наблюдаем не просто долг (деньги), а с процентами. Таким образом, взаимопомощь, которая изначально и внутренне присуща человеку, при капитализме превращается в товар и продаётся. Деньги под проценты и есть товар приносящий владельцу денег прибыль.
Ранее мы выяснили, что сущностью денег является долг общественного продукта (ВНП) перед владельцем этого долга. И тогда, на основании этого мы можем сказать, что капитализм, как система, использует не сущность денег, а их форму, выдавая её за сущность, и тем подменяет понятие деньги в товар, называя одно другим. А значит, в общественных отношениях при капитализме взаимопомощь подменяется на конкуренцию, которая, по сути, есть война, только в скрытой форме.
Таким образом, общество, которое отходит от своего идеального, становится враждебно самому себе.
- Подпись автора
Знание принципов превалирует над знанием фактов.