Невозможность социализма - очень распространенное понимание.
Но так случилось, что он был, и социалистическое государство оказалось очень сильным.
Это государство все таки развалилось, и причины приводятся достаточно разными -от неудачных руководителей до принципиальной невозможности.
Существование науки, образования, искусства, жизнь людей при социализме - тоже имеет разную оценку.
Свобода личности - те же вопросы.
Самореализация - один из вопросов, который затронула Челси:
Ал
Лила хороший специалист в экономике. Она очень хорошо понимает как работает экономика и если социализм и если капитализм. Я согласна с ее мнением. На сегодняшний день социализм не смог привести людей к тем целям которые обещал. Это факт. Все слова которые рассказывают "как мог социализм хорошо быть развит если... " думаю лишены смысла. Ложные надежды. Как будет если социализм изменится тоже никто не знает. В Америке говорят покажи результат тогда я поверю что ты прав.
Нет. Социализм часто платил зарплаты тем кто ничего не делал. Выпускал товар который никому был не нужен. Люди создавали товар и получали деньги. Товар не продавался. Они переводили деньги в материю и складывали на склад государства. Болшую нелепость сложно придумывать.
Общий пирог? Это иллюзия которой государство кормит население. Иначе просто неправда. Как вы говорите
Вы считаете что человек в капиталистическом обществе работает и делает легкую наживу? Легкая нажива если вы украли что-то. Если вы работаете это не легко. Социализм не позволит мне работать так как я хочу. Не позволит мне иметь собственность на свой капитал и совершать сделки с другими людьми и компаниями. Мне это не нравится. Моя прибыль не легкая нажива. И я не хочу чтобы мне кто то говорил что делать. Но это разговор не имеет смысла потому что социализм не выжил. Его нет.
Рабочие люди в капиталистическом обществе считались не только без легкой наживы, а очень тяжело работающими. При том, что имеющие производственный бизнес и работающие точно не больше простого рабочего получали доход намного больше работающего, из чего следовал вывод о присвоении хозяином части труда рабочего и принципиальной несправедливости. К примеру, та же известная роскошь.
Дополнительный вопрос - вопрос наследования. Если еще можем нормально понять трудозатраты основателя бизнеса, то участие в дележке общего пирога наследников, участвующих или не участвующих в самом бизнесе, если взглянуть на мир с рациональной стороны, нормально не понимается вообще.
С учетом, что труд рабочих во времена социалистических революций был сложнее, чем сейчас, то увлечение многих идеями социализма вполне логично.
Как понимаю, резкое улучшение условия труда в странах капитализма произошло на фоне идеологического соревнования с социалистической системой.
С учетом наличия научного обоснования К. Марксом неизбежности социализма и коммунизма, опыта существования социалистического государства, сегодняшних движений в направлении социализма.
Европа скорее быстрее уходит к социализму, чем США, но посмотрим.
Самореализация - у нас в СССР были активные молодые люди, которые применяли свою активность в общественной жизни - были комсомольскими работниками, и после "перестройки" и ликвидации комсомола они же - из самых активных бизнесменов. То есть было бы стремление к самореализации, а место приложения найдется. Неужели сейчас можно сожалеть, что Гекельберри Финн не имел возможности подводных съемок и прожил свою жизнь соответственно плохо?
Недавний опыт - знакомая, хореограф преклонных лет, ведет бизнес- занятия танцем в детских садах, школах на платной основе, не платя налогов и чувствует себя счастливой от рыночных отношений - столько бы она раньше никогда не смогла заработать и никогда раньше так хорошо не жила.
Но потом закрыли возможность работать без налогов, и женщина осталась без средств к существованию(надо было оформлять предприятие, платить единый налог, а у нее работа то есть, то ее нет), и восторг стал сильно меньше.
Скопировал в инете короткую статью, которая мне понравилась.
https://yandex.ru/q/profile/68wk1wk395mv2y0g79xhyej7xc/
Алекс Варна.
Теоретически (то есть по существу, а не как идеологические штампы) все три названных понятия на самом деле лежат немного в разных плоскостях, поэтому их "сильные стороны" относительны – примерно как "плюсы и минусы" оружия холодного и огнестрельного, или интерфейса текстового и графического.
Капитализм, то есть рыночная экономика, сложился постепенно исторически, и не было какой-то единой самостоятельной идеологии, которая называлась бы "капитализм" и призывала его строить. А были например либеральные учения о неприкосновенности частной собственности, но это всё появлялось уже как отражение существующей экономической практики, а не было "проектом будущего". "Проектами будущего" в Новое время были утопии (Компанелло, Томас Мор, Сен Симон, Оуэн и др.) – т.е. фантазии, каким могло бы быть совершенное, справедливо устроенное общество. Первой утопией называют "Государство" Платона, слово "утопия" придумал Мор; а уже в XIX веке Маркс создал формационную теорию экономического прогресса человечества и подвёл под идею "светлого будущего" научное (по крайней мере, он так полагал) обоснование – именно в этой теории появились как таковые "капитализм", "социализм" и "коммунизм". Капитализм здесь стал обозначать "этап социально-экономического развития", следующий за феодализмом (подробнее см. Общественно-экономическая формация, Марксизм), а "коммунизм" – такое обозначение получило ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, в котором противопоставление человека и власти исчезнет, таким образом ИСЧЕЗНЕТ как таковое и ГОСУДАРСТВО, всё необходимое будет производиться в достатке и распределяться по разумным потребностям, человек будет занят саморазвитием и творчеством. В качестве переходной к коммунизму формы мыслится "социализм" – то есть государство пока не упраздняется, а напротив усиливается, берёт на себя ответственность за развитие и защиту граждан.Заметим, что, согласно диалектике, переход между формациями происходит постепенно, предпосылки и условия для новой формы созревают и накапливаются внутри формы старой – поэтому когда происходят революции (строго говоря, конкретно революции не обязательны), они лишь внешне фиксируют и оформляют те изменения, которые фактически уже произошли в ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ.
Таким образом, главное отличие в том, что капитализм складывается стихийно – как равнодействующая сумма частных интересов хозяйствующих индивидуальных субъектов – а коммунизм приходится СТРОИТЬ – то есть усилием сознания и воли. При этом "строительство коммунизма" выступает как теоретическое движение к далёкой цели, а социализм – как конкретная практика разумных, осмысленных справедливых преобразований в том обществе, которое есть в наличии.
Поэтому говоря о "плюсах и минусах" капитализма и социализма, мы не сравниваем эти понятия как таковые (они несравнимы), а лишь обсуждаем какие-то конкретные меры в конкретной ситуации – что́ должна была бы поддержать власть в данный конкретный момент в данной стране в текущих условиях.
Сравнить эффективность экономики капиталистической и социалистической в чистых экспериментальных условиях не представляется возможным, потому что на практике мы имеем конкретную исторически обусловленную ситуацию, конкретных людей, предприятия, ценности, законодательство (по сути, весь мир сейчас в переходной от капитализма к социализму форме), а конкуренция между государствами определяется политическими (историческими) соображениями. Но в теории при прочих равных – социалистическое общество не только справедливее, но и экономически эффективнее любого капиталистического.
Плюсы капитализма в том, что он естественен и может достаточно быстро удовлетворить основные потребности, но минус в том, что производится не то, что полезно, а то, что приносит прибыль, особенно быструю, поэтому мало думают о дальних последствиях и постоянно придумывают и рекламируют новые потребности, которые рассеивают жизнь человека. Плюсы социализма в том, что человеку не приходится постоянно думать о выживании, а он может заниматься саморазвитием, но минус в том, что для его реализации нужно много образованных и идеологически сознательных кадров, централизованные системы планирования не всегда могут быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. В то же время именно социализм создаёт централизованные системы реагирования, такие как МЧС или всеобщая система здравоохранения – так например коронакризис показал эффективность нашей массовой медицины, базовая структура которой была построена как раз при советском строе.