Пишет spydell
Спасение от инфляции в фондовом рынке?
Не стоит рассчитывать на механизмы компенсации стоимости ценных бумаг от инфляционного поглощения. Во все времена и во всех странах инфляционные процессы практически всегда сопровождались разрушительными последствиями на стоимость бизнеса. Приращение стоимости бизнеса происходит медленнее роста инфляции и чем сильнее инфляционные процессы, тем более драматический финал для компаний. Поэтому фондовый рынок не место спасения капиталов в условиях инфляции. Это совсем недавно происходило в Аргентине, Венесуэле, Иране, России, Бразилии и других странах, где капитализация рынка имела ярко выраженную тенденцию на снижение с учетом инфляции в периоды высокой инфляции.
Но и это происходило в Европе и США в периоды высокой инфляции 70-80х годов
Капитализацию рынка для всех публичных компаний к номинальному ВВП можно принять за P/S – эти соотношения не полностью синхронизированы, но на долгосрочном треке имеют высочайшую корреляцию. На графике использовались данные по капитализации исключительно американских эмитентов всех публичных компаний, которые торговались на бирже. Это не S&P500, а все публичные компании.
Применительно для американского рынка, данный мультипликатор упал в три раза за 6 лет с 1969 по 1975 и рынок оставался в подавленном состоянии вплоть до 1986. Если соотнести акционерную стоимость тогда и сейчас, то американский фондовый рынок с 1973 по 1986 был в 6 раз дешевле – ну это как S&P не 3700, а по 616 в данный момент.
Расщепление стоимости происходило в период перехода экономики от низкой инфляции к устойчиво высокой – как раз с 1969 по 1974. Далее рынок лежал на дне еще 10 лет в зоне исключительной дешевизны и рос по номиналу плюс-минус на уровне инфляции, но не выше. Примерно также фондовые рынки вели себя в Европе каждый раз, когда происходил переход от устойчиво низкой инфляции к высокой. Средний делитель по мультипликаторам не менее 2.5 от нормального уровня.
Это происходит по целому комплексу причин и нельзя назвать универсальную. Каждый пример в каждой отдельной стране уникальный, но вообще, высокая инфляция уже явный признак тяжелой болезни экономики со всеми выходящими последствиями, где компании теряют маржинальность, а на долговой рынок оказывается беспрецедентное давление.
И вот 2020. Еще нигде и никогда не было подобного оцепеняющего безумия – 208% (на 25 декабря 2020) капитализация рынка к ВВП. Это на 20% дороже вершины пузыря 2000 года, на 80% дороже, чем средний уровень с 2005-2007 (период активного роста рынка). В 2.5 раза дороже, чем в 50-60е года и в 5-6 раз дороже, чем в 70-80е. Ну, и наконец обратите внимание, насколько жалок был «пузырек» октября 1987 года по мультипликаторам.
Они молодцы, лупят как оглашенные по 4 трлн в год QE и даже не собираются останавливаться, ну и не надо! Продолжайте в том же духе, больше пузырей хороших и разных.
Помимо пузыря на фондовом рынке, надувают пузыри на долговом рынке. Всего за 9 месяцев общенациональный долг всех американских эмитентов к ВВП рванул к 250% и этот рывок стал самым быстрым в истории.
Напомню, что период высокой инфляции 70-80е США переживали с долгом около 65-70% к ВВП. Сейчас в 3.5 раза больше.
Стоит ли напоминать, какие могут быть последствия, если допечатаются и ситуация выйдет из-под контроля? Она уже вышла, 208% как бы символизируют. Правильно, что не тормозят, не надо, это уже бессмысленно, надо довести все до логического завершения...
- Подпись автора
[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)