Вспомни противостояние Никона и Аввакума (примирились только в 70-х годах прошлого века), Зарубежной и нашей РПЦ (совсем недавно), а это одна Православная Церковь, с католиками же противостояние продолжается тысячу лет...
Причем постоянно усугубляется, если раньше речь шла в основном о догматах и обрядовой стороне, то теперь многие наши считают, что католики пошли по очень опасному пути- мистицизм-
[i]Мистикой называется внутренний (мистический) опыт, который дает нам соприкосновение с духовным, Божественным миром, а также и внутреннее (а не внешнее только) постижение нашего природного мира. Возможность мистики предполагает для себя наличие у человека особой способности непосредственного, сверхразумного и сверхчувственного, интуитивного постижения, которое мы и называем мистическим, причем его надо отличать просто от настроения, которое ограничивается заведомо субъективной областью, психологизмом. Напротив, мистический опыт имеет объективный характер, он предполагает выхождение из себя, духовное касание или встречу. Савл на пути в Дамаск имел не иллюзию или галлюцинацию, имевшую для него лишь субъективное значение, но действительное видение Христа, которое, однако, осталось недоступно его спутникам (хотя и они слышали Его голос), потому что оно открылось его внутреннему чувству, имело мистический характер. Небесных[/i]
(Булгаков Сергий, протоиерей.)
Что такое прелесть - понятно. Но опять же, разве можно судить за интерес к трудам? Судят ведь по делам.
Харита, взаимоотношения между двумя сектами одного учения всегда део очень тонкое и не простое. С обеих сторон обязательно есть противники. Умные, хитрые, преследующие в том числе и свои корыстные цели. Это всегда сильно усложняет и без того сложные отношения.
Я совершенно уверена в том, что вопрос всегда стоит в изначальном подходе и желании (нежелании) сотрудничать. Если желания нет, то найдется уйма причин по которым ничего вместе делать нельзя. Если есть желание, то все остальное преодолимо.
Я расскажу одну историю, про Хайракан Бабаджи, который был учителем моего Гуру. Это было в конце 70-х годов 20 в. Однажды, он с группой последователей, среди которых было много европейцев, поехал в один из храмов Шивы. Но в этом храме были строгие правила - не пускали иностранцев. Несколько человек европейцев не пустили, хотя они были шиваитами. Была огромная толпа и сложно было что-то решить быстро. В итоге, Бабаджи вышел их храма и сказал пустить всех, кого не пустили. Настоятель храма не решился перечить. После посещения храма все вернулись в ашрам (типа монастыря). Неожиданно, туда прибыла делегация браманов из храма. которые пришли с подарками и начали речь о том, что не следует нарушать правила сложившиеся веками. Преданные Бабаджи начали протестовать, говоря, что не важно иностранец ты или нет... в итоге начался базар с криками и руганью, в типично восточной манере. Бабаджи в это время попросил двух женщин, одна была индианка, вторая европейка, подойти к нему и сесть слева и справа от него. У обеих были длинные волосы. Немка была блондинка. Он совершенно отстранился от спора, предоставив людям решать вопрос так как они хотят. Когда все накричались, решили спросить его мнение. Он молча взял волосы обеих женщин и начал плести из них одну косу. Сплетя сантиметров 30, он молча показал то, что получилось остальным. Больше вопросов ни у кого не было.
Поэтому, я думаю, что все зависит от того, хотят ли люди ощущать себя единой конфессией или они хотят искать различия. Хотят различий - найдут причины к вражде. Хотят единства - никакие различия толкований не смогут им помешать сплести воедино свои различия и делать одно дело.