Что может «Ангара»: о единственной ракете семейства и её преемниках
«Ангара-А5» взлетела, и это не начало чего-то нового, а долгожданный конец. Дальше можно называть её просто «Ангара», без «А5», потому что больше никаких ракет этого семейства не будет. Лёгкую «Ангару-1» заменит аналогичный «Союз-2.1», достаточно взглянуть на стартовые площадки Восточного — там под него отведено две позиции. Средней «А3» в госпрограмме нет. Под «А7» не подходит универсальный стол от «А1–3–5», пришлось бы строить отдельный, но никто не станет возводить позицию под носитель, который невозможно модернизировать на втором этапе, а «А7» — это предел. Разработка «Ангары» отталкивалась от лёгкого носителя, и ракета получила слишком маленькие универсальные модули.
Поводов для праздника, впрочем, достаточно. Закончен длинный путь, начатый в 1992 году. Он увенчан практическим пуском, а не корзиной бумаги. У страны появилась хоть и дорогая, но замена «Протону-М», которую можно запускать с Плесецка и Восточного, не теряя в нагрузке. «Ангару» ещё можно будет усилить за счёт модернизации второй ступени, по разным оценкам это способно поднять её грузоподъёмность до 35–40 тонн. Для госзаказа хватит, но для стратегического развития этого совершенно недостаточно, поэтому поговорим о том, что Россия будет разрабатывать, пока с Восточного летают «Ангара» и «Союз-2».
Решение о том, что это будет, тесно связано с концепцией сверхтяжёлого носителя, которую Роскосмос должен выбрать в начале 2015 года. Скорее всего, победит вариант, предложенный ЦСКБ «Прогресс», по нескольким причинам.
Во-первых, новое перспективное топливо, кислород+метан, позволит начать с 85 тонн и закончить на невообразимых 180 тоннах (даже 190, если взять водородный разгонный блок). Это будет носитель, который перекроет все текущие и планируемые потребности на десятилетия вперёд. К тому же разрабатывать СПГ в качестве ракетного топлива для России выглядит абсолютно естественным и многообещающим путём. У нас есть и технологии, и инфраструктура, и сам СПГ.
Во-вторых, такой сверхтяжёлый носитель легко унифицировать с носителями «Союз-5», которые сейчас разрабатываются в Самаре. Это будет следующее поколение знаменитого семейства, но уже современного цилиндрического вида, без фирменной «юбки». Линейка предполагает три носителя — на 8,8, 16,5 и 22,4 тонны. Казалось бы, перед нами опять «Ангара», но у «Союза-5» будут метановые двигатели.
Эти двигатели принципиально надёжнее керосиновых, с приростом тяги на 30%, а из-за лучшей охлаждающей способности метана у них ещё и запас ресурса больше. В результате одного опытного двигателя достаточно для проведения нескольких испытаний в различных режимах, а после каждого огневого теста он не требует разборки и очистки топливных трактов от твёрдых отходов. При сгорании метана их просто не образуется. При этом технологически двигатели на СПГ настолько близки к керосиновым, что не требуется никакого специального оборудования или квалификации для производства их самих и топливных баков к ним.
Ещё одна приятная особенность — для запуска «Союзов-5» подойдут все столы предыдущих поколений серии, а это только на территории страны три в Плесецке и два в Восточном. Без «юбки», правда, часть обслуживающих ферм придётся демонтировать, но это копеечные затраты по сравнению с миллиардами на строительство новых стартовых столов.
Предложенный ЦСКБ сверхтяжёлый носитель возьмёт от «Союза-5» восемь ускорителей первой ступени, а также систему управления и прочие высокотехнологичные наработки. В итоге у нас помимо практической линейки ракет образуется максимально унифицированный с ней гигант, способный удовлетворить любые стратегические запросы, с минимальными тратами на разработку и оборудование стартов. За свои деньги это, пожалуй, лучший вариант развития ракет-носителей из всех возможных, его утверждения и будем ждать в 2015 году.
Что же касается «Ангары», то это наша российская «Дельта» — ракета для оборонки. Она не в состоянии пойти в большую серию, потому что дорогая, зато она полностью своя от заклёпки до позиции стартового стола. Такие ракеты могут иметь недостатки, но они обязаны быть у любой уважающей себя космической державы. Это вопрос не престижа и не выгоды, а самосохранения. Поэтому писать о ней больше, чем уже написано, довольно бессмысленно. Она просто должна быть, и хорошо, что такая ракета у России есть.
- Подпись автора
[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)