Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Поговорим о Православии


Поговорим о Православии

Сообщений 381 страница 390 из 996

381

4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/12/101-457x600.jpg
Всех с праздником! Божией помощи во всех ваших начинаниях!


https://www.youtube.com/watch?v=__9IUyXjUAg

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/12/013-580x463.jpg
Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/12/042.jpg
Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/12/05-580x362.jpg
Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в.

0

382

19 декабря один из любимейших дней русских людей- празднование дня памяти Николая Чудотворца.
Чудотворцами именуют  особо почитаемых святых за многочисленные чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.
Поскольку он был избран епископом города Миры (Ликия), то его называют святителем Мир Ликийским.
Русские люди стали почитать Николая Чудотворца вскоре после Крещения Руси. Первые иконы святого появились в нашей стране не позже середины XI века — это, например, фрески Святой Софии в Киеве.

Еще его именуют Угодником, опять же по причине быстрой помощи людям.
Нет на Руси городка в котором бы не было храма посвященного свт. Николаю.  Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда — самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие.
Так же и икон свт Николая множество.
Поясной- с Евангелием
http://icons.spbda.ru/sites/default/files/publications/image_16.jpg
Новгород., 1294 г.

Ростовые иконы, напр. Никола Зарайский, в полный рост с разведенными руками
http://icons.spbda.ru/sites/default/files/publications/image.jpg
Святитель Николай «Зарайский».
15-16 в. Каргополь

Или  «Никола Можайский». Здесь Николай Чудотворец изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На них прославляется Святитель, как защитник городов русских.
http://icons.spbda.ru/sites/default/files/publications/image_1.jpg

Оплечные иконы:
Привлекательной чертой оплечных образов небольшого размера является близость изображения к молящемуся: лик и плечи святого занимают почти всю поверхность доски, голова с нимбом касается верхнего поля, как бы выступая навстречу смотрящему на икону.
http://icons.spbda.ru/sites/default/files/publications/image_5.jpg

Среди оплечных есть очень интересная икона "Никола Отвратный",
изображающая святителя, как свидетельствуют надписи на иконах,  отвращающим от зла, бесов, несчастий  и всякой скверны. Она  появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе. Существует предположение, что подобный образ почерпнут из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя».
http://www.temples.ru/private/f000702/320_0205417b.jpg

В народной культуре также возникают специфические названия образов Святителя Николая такие, как «Никола Зимний», «Никола Летний», «Никола Мокрый»

При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.

"Никола Мокрый" образ Святителя получил благодаря чуду, произошедшему в Киеве.
http://icons.spbda.ru/sites/default/files/publications/image_4.jpg
Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды.

И самая большая группа икон- житийные, где, кроме образа стоят "клейма"- изображение чудес и эпизодов из жизни святого.
http://icons.spbda.ru/sites/default/files/publications/image_7.jpg

И, наконец, один редкий, малоизвестный образ свт. Николая
http://icons.spbda.ru/sites/default/files/publications/image_12.jpg
Икона, написанная на основе прижизненного портрета святого Николая Чудотворца.
Базилика св. Николая в г. Бари, Италия.

Но как бы ни был изображен Святитель Николай, его узнаешь сразу - по доброму, понимающему взгляду, круглой седой бородке, такой «русской», по благодатной силе, исходящей от иконы. В этом и есть чудо иконописи – через символы и особые художественные приемы открыть перед человеком мир вечности и святости.

Подробнее здесь

0

383

Величание свт. Николаю Чудотворцу

https://www.youtube.com/watch?v=dOdm_4RYUIg

0

384

Тропарь свт. Николаю в исполнении разных хоров


https://www.youtube.com/watch?v=osX0Zrmq6uU

0

385

ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Образ Николая Чудотворца, получивший наименование Зарайского является древнейшим типом ростовых изображений святителя.

Здесь св. Николай Чудотворец изображен в рост в парадном облачении епископа, крестчатой фелони и белом омофоре, с широко разведенными руками. Его отличительной особенностью является поза святителя, представленного с Евангелием на покровенной левой руке и с отведенной в сторону благословляющей десницей. В композиции подчеркнута тема литургического служения св. Николая, когда он, изображая Христа, выходит в центр храма для проповеди Слова Божия.

Приведенный тип иконописи известен в Византии, но встречается крайне редко. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в.

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ

О первом подобном иконном образе святителя, принесенном на Русь, повествуют сказания.

Одно сообщает, что икону св. Николая Чудотворца принесла из Корсуни (Херсонеса) в Рязань в 1225 году византийская царевна Евпраксия, ставшая супругой рязанского князя Феодора. Однако в 1237 году она погибла с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя. Некоторое время икона св. Николая Чудотворца пребывала в Новгороде, где творила многочисленные чудеса, а затем была перенесена в Рязанские земли.

Другие источники рассказывают историю перенесения чудотворной иконы святого Николая в 1225 году "служителем" Евстафием, по воле самого святителя, из Корсуни в Заразск (нынешний Зарайск). Путь иконы пролегал через Новгород, где она не пожелала оставаться навсегда: явившийся Евстафию во сне Никола повелел ему идти с образом в землю Рязанскую.

По названию рязанского города Зарайска образ стали именовать "Зарайским". Однако, как показали недавние исследования филологов, не город Зарайск дал название иконе, а, напротив, сам древний образ, находившийся в урочище Заразы, дал имя городу, возникшему гораздо позже того момента, когда икона оказалась в Рязанских пределах и начала творить чудеса.

Подпись автора

Даже если тебя съели, у тебя есть два выхода.

0

386

«Никола Можайский» — деревянный образ святителя Николая Чудотворца «Можайского». Долгое время находился на территории Можайского кремля в городе Можайске. В данный момент находится в Третьяковской галерее, Москва.

Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси[1].

Первое упоминание

Первые упоминания о Николе Можайском встречаются в словесных памятниках русского творчества: былины «Ванька удовкин сын», «Михайло Потык» и «Садко», XII и XIII веков. Причем сам Можайск впервые упоминается только в 1231 году[2].

Широко известно предание о защите Можайска Николой. Следуя ему, Можайск был осажден врагами, а жители города стали молиться Николаю Чудотворцу, и вдруг в небе над собором возник Святитель Николай в грозном виде — в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой как бы град Можай, в знак охранения его. Враги в страхе бежали[3]. С тех пор Святой Никола считается покровителем города.

Отношение официальной церкви к деревянным скульптурам святых было неоднозначным[источник не указан 391 день]. Долгое время в районе города Можайска до XII века существовал небольшой анклав балтского племени голяди. Существует гипотеза, что «один из главнейших христианских фетишей» был создан именно этим языческим племенем[2].

Подпись автора

Даже если тебя съели, у тебя есть два выхода.

0

387

Как видим  образ св. Николая пишется  не одинаково .
Зарайский с книгой , Можайский с "домиком " Мокрый с ребёнком .
В народе св. Николая в " шапке "  называют - зимний .

Подпись автора

Даже если тебя съели, у тебя есть два выхода.

0

388

Толкование составляющих и символов Божественной Литургии

Вся Литургия состоит из массы символов. И от того, как мы их понимаем, зависит наше восприятие богослужения.

https://file-up.net/big_1e33d88cba67e3a0f220161219225157.jpg

Прежде чем начать толкование составляющих Литургии, нужно четко уяснить для себя православное понимание слова «символ». Есть разные интерпретации этого термина, но в этой статье мы будем исходить из понимания символа не только как связи с прошлым, как припоминания событий, совершенных Христом в Его земной жизни, но как окна в жизнь вечную, дающего возможность прикоснуться к духовной, нематериальной реальности. Исходя из этого, главная функция символа заключается не в том, чтобы изобразить, что предполагает отсутствие изображаемого, а в том, чтобы являть и приобщать к явленному через символ, приобщать верующих к символизирующей реальности.

Почему так важно определение этого термина? А потому, что вся Литургия состоит из массы символов. И от того, как мы их понимаем, зависит наше восприятие богослужения. К примеру, Церковь является символом Царства Божия, Евхаристия земная – символом небесной Евхаристии, совершаемой на небесах, Малый вход на Литургии символизирует восхождение на небо. Такое восприятие символа дает возможность человеку, будучи на земле, посредством материальных вещей прикоснуться к духовному, увидеть небесное в земном, невидимое в видимом. В противном случае, если определять символ как воспоминание прошедших событий, то, к примеру, Малый вход на Литургии будет символизировать выход Христа на проповедь. Но такое понимание чуждо восточному христианству и пришло к нам «благодаря» влиянию западного богословия в свое время. Человек, исходя из такого понимания, будет воспринимать Литургию как «священную драму», где разыгрывается вся история спасения от Воплощения Христа до Его Вознесения, будет стоять и лишь безучастно наблюдать за действиями священника в лучшем случае. Восточное же понимание предполагает деятельное, молитвенное участие каждого верующего, находящегося в храме.

Перейдем к непосредственному толкованию Божественной литургии, точнее, некоторых ее частей.
Первый возглас на Литургии «Благословенно царство…» с самого начала громогласно возвещает присутствующим: Царство Небесное уже в некоторой мере присутствует среди верующих и что оно уже благовествуется после пришествия Христа (Мк. 1:14–15). Царство, к которому мы имеем возможность прикоснуться благодаря молитве и службе в храме, т. к. это присутствие в наибольшей мере проявляется именно в храме во время совершения Божественной литургии. То положение, что Царство Небесное наступит только в конце мира и что оно сейчас нами никаким образом не может быть достигнуто, противоречит вере первых христиан, которые были убеждены в том, что Царство Небесное уже действует в мире.
Что значит «благословить Царство»? Это признание за Ним высшей и конечной ценности, провозглашение начала пути каждого из присутствующих на Литургии к странствованию, восхождению к «иным мирам». С этого возгласа начинается наш путь на протяжении всей Литургии к горнему Иерусалиму, к духовной реальности.

Великая ектения:

«О свышнем мире и спасении душ наших…» Этим прошением мы просим в лице диакона о мире свыше, т. е. о Царствии Божьем – «радости, мире и праведности в Духе Святом» (Рим. 14:17);

«О мире всего мира…» – чтобы мир был распространен на всех, чтобы все люди стали соучастниками Царства Божия;
«О благостоянии всех Божьих Церквей…» – молимся о верности и твердости всех христиан в своих позициях, чтобы не изменяли истине и проповедовали Евангелие Царства каждый на своем месте;

«О соединении всех…» – о том, чтобы были все едины в одном теле Господа нашего Иисуса Христа (Ин. 17:23);
О епископах, клире, народе, о стране, городе, областях, обо всех людях, об изобилии плодов земных и временех мирных – молитва охватывает собой весь мир, всю природу.

И завершается ектения констатацией факта, что мы сами себя и друг друга Христу Богу придадим – мы отдаем нашу жизнь Христу, потому что Он наша жизнь, наше спасение.

Малый вход с Евангелием символизирует восхождение Церкви на небо, где и совершается Евхаристия.
Нужно осознание, что после Малого входа мы таинственно присутствуем перед Святым, перед самым Небесным Жертвенником.

Возглас «Мир всем», произносимый несколько раз во время Литургии: перед чтением Евангелия, перед целованием мира (перед Символом веры), перед самим причастием – напоминает нам каждый раз о том, что сам Христос (Мир – это имя Христа) возглавляет нашу Евхаристию, потому что Он сам «Приносяй и Приносимый, Приемляй и Раздаваемый», и что Христос присутствует с нами во время Литургии.

Также хотелось бы обратить ваше внимание на возглас, с которого начинается третья часть Литургии: «Елицы верни, паки и паки миром Господу помолимся». Этот возглас напоминает нам, что не только священник служит за мирян, а миряне находятся в пассивном состоянии, но и каждый присутствующий молится и активно участвует в служении, составляя Единое Тело Господа нашего Иисуса Христа. В Священном Писании все христиане называются «царственным священством, народом святым…» (Петра 2:3), чтобы быть сомолитвенниками рукоположенному священству и для проповеди Христа в мире. Этими наименованиями каждый верующий призывается к апостольству.

Великим входом во время пения «Иже Херувимы» начинается Евхаристическое приношение, во время которого совершается перенесение Даров с жертвенника на престол.

В древности первохристианское приношение заключалось в том, что люди, каждый по возможности, приносили то свечи, то масло, то милостыню на содержание клира, для помощи сиротам, вдовам. Таким образом формировалось единство Церкви, скрепляемое любовью и состраданием к ближним, осуществлялась жертва любви. Совершая общее служение, все объединялись в одном деле, что давало возможность легче, общими усилиями достигнуть заданной цели – вхождения в Царство Небесное. В наше время такое служение тоже возможно и зависит от желания верующих быть едиными и сослужить священству.

Евхаристический канон

Евхаристический канон является главной частью Литургии, но ни в коем случае не отвергает и не нивелирует предыдущие песнопения и молитвословия.

«Горе имеем сердца» – призыв Церкви отряхнуть с себя всю мрачность мира, забыть обо всех заботах и обратить сердце к небу, но не к видимому небу, а тому, которое находится внутри нас и посреди нас, горнему, восстановленному Спасителем нашим. В этом контексте становятся понятными слова Иоанна Златоуста: «Что мне до неба, когда я созерцаю Владыку неба, когда сам становлюсь небом».

«Благодарим Господа…» – благодарение за то, что Бог уже совершил спасение рода человеческого. Наше выражение признательности в первую очередь заключается в приношении того качества, которое по праву принадлежит нам и зависит лишь от наших собственных усилий. Это приношение Богу Жертвенной Любви, потому что, по словам Максима Исповедника, Господь может преобразить все вещи, но единственное, чего он не может сделать, – это заставить человека любить, потому что Любовь – наивысшее проявление человеческой свободы.

После возглашения тайносовершительной формулы и благословения священником хлеба и вина происходит преложение их в Тело и Кровь самого Господа нашего Иисуса Христа, которую он отдал на заклание во время своей земной жизни, чтобы возвратить нам утерянный нашими прародителями рай. То, как происходит преложение, рационально трудно объяснить, но христиане твердо верят, что они во время Причастия вкушают не хлеб и вино, а Тело и Кровь Самого Господа.

Таким образом, от восприятия и понимания Литургии зависят плоды, которые мы желаем получить за богослужением. Служба – это не только лишь собрание бабушек, а возможность на земле прикоснуться к небесным реалиям, соединиться с небом. При достойном причащении самого Тела и Крови Христа получаем шанс стать богами по благодати, войти в Царствие Небесное, которое в полной мере станет ощутимым лишь после Второго пришествия Христа для тех, кто согласует свою жизнь на земле с заповедями.
[link]

Иерей Максим Бойчура

взято

Подпись автора

[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)

0

389

Литургия. Фильм в 9 частях

Документальный сериал «Литургия» снят по сценарию епископа Диоклийского Иоанна (Пурича). «Литургию проще всего представить как путешествие Церкви в измерение Царства Божия», — утверждает владыка. Этот фильм призван стать подробным путеводителем, поясняющим глубинный, богословский смысл такого путешествия.

Литургия. Часть 1: "Важнее жизни"

https://www.youtube.com/watch?v=i9L5G4eUAzE

Литургия 2 Время сотворити Господеви ПРОСКОМИДИЯ

https://www.youtube.com/watch?v=1ON4NT2wVgE

Литургия 3 Путь в Царство Божие

https://www.youtube.com/watch?v=atlvocG4bG8

Подпись автора

[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)

0

390

Литургия 4 Ангелы и люди объединяются Малый вход Евангелие

https://www.youtube.com/watch?v=Rjt7He0b3ss

Литургия 5 Всякое ныне отложим попечение Великий Вход

https://www.youtube.com/watch?v=iYgCx4_DJiA

Литургия 6 Исполним молитву нашу Господеви Продолжение Литургии Верных

https://www.youtube.com/watch?v=xC5ITUy0wco

Литургия 7 Горе имеем сердца АНАФОРА

https://www.youtube.com/watch?v=6srOhQzC2sM

Литургия 8 Сподоби нас Подготовка к причастию

https://www.youtube.com/watch?v=DrgWvS6sXT0

Литургия 9 Тело и Кровь Христовы ПРИЧАСТИЕ

https://www.youtube.com/watch?v=N3D_MSD1Gxg

Иллюстрации к нему создала команда профессионалов сербского телевидения и кинематографа. На протяжении девяти получасовых серий на экране — все этапы Литургии, совершаемой не в одном-единственном храме, а в многочисленных церквях и монастырях Сербии и Черногории.

Впечатляющий видеоряд насыщен зрелищными кадрами, историческими реконструкциями и спецэффектами. Когда древние иконописные лики трансформируются в изображения современных христиан, а отдельные моменты богослужения превращаются в сцены из Священного Писания, возникает яркое ощущение единого, вечного пространства Литургии, объединяющего верующих всех времен и народов.

Издательство - Нишская епархия Сербской Православной Церкви
Режиссер: диакон Ненад Илич
Сербия, 2014
перевод: студия Свято-Елисаветинского монастыря

Подпись автора

[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)

0


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Поговорим о Православии