Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Поговорим о Православии


Поговорим о Православии

Сообщений 891 страница 900 из 996

891

Правда о женщинах. Протоиерей Димитрий Смирнов


http://www.youtube.com/watch?v=SYoeVH_CJ10

Подпись автора

Nihil dat fortuna mancipio

0

892

Uroboros
у нас принято все ссылки комментировать.
Это прописано в Правилах.

В том числе и ссылки-ролики.
Хотя бы скопипастите название ролика.

Подпись автора

[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)

0

893

Смотрела репортаж из научного центра какого-то, там было открытие выставки, посвященной прп. Сергию Радонежскому. Приглашенный священник начал молебен и, как это принято по Уставу с молитвы "Царю небесный". ее обычно поют все присутствующие...А тут, научные сотрудники и сотрудницы стояли с какими-то каменными лицами, замотанные в шали и шарфы, что видимо нашлось под рукой, причем было видно, что  это совсем непривычная для них и покрытая голова и молитва, которую они явно не знали...Батюшка пел в полном одиночестве, а оператор скользил по этим каменным лицам. И как-то мне стало не по себе...как люди могут заниматься исследованием жизни прп. Сергия, святого, жизнь посвятившего Христу, нашей вере и родине? Главным ведь для него была вера...странная ситуация. Душу свою ведь надо было вложить в свои изыскания или нет, чисто на автомате, как обычного к примеру человека.
Это все равно, что икону писать, может верующий иконописец, а может просто художник ради заработка на продажу, как картину.
ПС. Заинтересовалась потом ситуацией насчет общего пения. Оказывается в Греческой Церкви эту молитву, равно, как и Символ веры и Отче наш, читает священник, она не поется. У нас, в России, это пение вошло в  время ВОв и утвердилось в послевоенное время...народ молился, молился так, чтоб его услышали на небесах...Ну эти-то дамы и господа явно не греки...
У нас в храме все поют, батюшка даже заставляет всех петь, и не только эти молитвы, но и другие тоже. В этом году на крестном ходе меня поразил наш епископ Галичский, приехавший на празднование Феодоровской, он шел  и все время оборачивался на толпу народа, следовавшую за священнослужителями и громко пел, дирижировал и призывал всех петь...
Когда поешь со всеми чувствуешь какую-то общность, единство возносимой молитвы, духовный подьем...

0

894

Harita
Может быть они просто историки? Находят упоминания, систематизируют, расшифровывают, ищут в записях разных... молиться их никто и не учил.

0

895

.

Отредактировано икторн (19.10.2019 15:17:28)

0

896

икторн написал(а):

интересно, вот чем шахматы не угодили православию?

Да играйте на здоровье...шахматы, как игра претерпели со временем мутацию,

Сегодня шахматы не имеют религиозного измерения и контекста.

как пишет прот.Андрей Кураев. Вот более подробно его статья в ЖЖ

Запретные шахматы
"Верховный муфтий Саудовской Аравии постановил, что шахматы противоречат принципам ислама, сообщает The Guardian. (http://www.theguardian.com/world/2016/j … rand-mufti)

Абдуль-Азиз ибн Абдуллах Аль аш-Шейх отвечал на вопросы зрителей в рамках телешоу, которое обычно используется им для распространения новых фетв. Среди прочего он объяснил позицию по отношению к шахматам, заявив, что они "также являются азартной игрой" и "пустой тратой времени и денег, провоцируют ненависть и вражду между игроками", а, значит, запрещены традициями ислама.

Муфтий обосновал новую фетву стихом из Корана, запрещающим "алкоголь, азартные игры, идолопоклонничество и ворожбу".

Издание отмечает, что шахматы вряд ли окажутся под полным запретом, но, скорее всего, получат статус "незначительных пороков", таких, как музыка.

Стоит отметить, что игра в шахматы на публике была запрещена в Иране и объявлена грехом с 1979 по 1988 года.

Кроме того, шахматы также запрещены в Ираке".
http://korrespondent.net/world/3618598- … -k-porokam

В православии запрет на шахматы также имеет место:

Домострой:"смрадныя беседы и возрадуются беси и приидут волю свою улучив и вся угодная творится им да такоже бесчиньствуют и зернью и шахматы, и всякими играми бесовскими тешатся".

50 правило 6 собора в толковании русского Стоглава (1551 год):
И о томъ о всемъ еллиньскомъ бесовании, игрании свидетельство от с(вя)щенных правилъ сице написахомъ. С(вя)таго вселеньскаго Шестаг(о) собора правило 50 и 51 запрещаеть всяко играние.

Тол(к). Пят(ь)десятное убо правило собора сего возбраняет играти всЪмъ: и причетником, и мирьскымъ ч(е)л(овЪ)комъ / зернью и шахматы, и тавлЪами, и влириами, рекше костьми, и прочими таковыми играми... Праздность бо и пьянство, и играние всему злу начало есть и погубление велие. Сего ради отрицают вся божественная писания и священныя правила всякое играние, и зерни, и шахматы, и тавлеи, и гусли, и смыки, и сопели, и всякое гудение, и глумление, и позорище, лясание. Рече бо господь: "Горе вам, смеющимся ныне, возрыдаете и восплачете".

Однако на самом вселенском Соборе этого запрета на было.

Аналогично с 42-м Апостольским правилом. Оригинал про именно шахматы не упомнает: "Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или пусть перестанет, или да будет низвержен"

Но в переводе древне-русского митрополита Киприана они появляются: "Епископ, или поп, или диакон, шегами играя, или упиваяся, или да останется того, или да извержется".

И русский Номоканон при Требнике также видит шахмат, приводя толкование 139-го правила византийским канонистом XII века Иоанном Зонарой: "Епископам и клирикам всем утешение всех к добродетели быти подобает... понеже и от сих есть неким уклонятися от доброго или шахматы и зернию играти, повелевает правило престати".

Итак, русский текст канонов, запрещающих шахматы, не соответствует греческому оригиналу. Греческие каноны не упоминают шахмат. Русский путешественник 17 века Арсений Суханов видит, что у греков "митрополиты, сходяся, пьют табак дымной и носовой; и попы и чернцы вси, кто хощет, и в карты играют и шахматы, а патриарх то ведает" (Арсений Суханов. "О чинех греческих вкратце").

Русские канонисты сделали в греческие каноны свои вставки. Но зачем?

Соседство упоминаний шахмат и зерни в русских канонах заставляет предположить, что это была форма гадания. Можно предположить, что та игра, которая тогда у нас именовалась шахматами, была совсем другой, чем та, что известна под этим именем сегодня. В средние века скорее всего это была просто игра на деньги, оттого и запрещалась наравне с бросанием костей.

А истоки таковы:

"Образ мира, в котором действуют два противоположных начала — космические силы созидания и разрушения; также образ человеческой судьбы, где темное выступает вперемежку со светлым. Два цвета игровой доски и фигур отсылают к дуальной структуре мира. Существовали игры типа шахмат, в которых использовались фигуры, уподобляемые женским и мужским символам; очевидно, в этом случае две играющие стороны олицетворяли мужское и женское начала. В начале VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. Она отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое, а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей, что вносило дополнительный оттенок значения: рядом с игроками стояла сама судьба. В то же время 64 клетки шахматной доски — это четырехкратная мандала Шивы.
На арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, от костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Игра стала называться у арабов — шатрандж, у персов — «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» («властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется серединой VI века в персидской рукописи «Карнамук». В античной традиции игра в шахматы считалась самой благородной (после игры в кости) и, как всякая игра, полагалась подражанием богам. Шахматы традиционно связываются с военным противостоянием. В кельтской книге «Мабиногион» два короля играли в шахматы на вершине холма, а внизу их войска сражались друг с другом. Один из королей выиграл, и тотчас из долины прискакал гонец с сообщением, что войско второго короля разбито.
Приблизительно в 820 году шахматы появились на Руси, русское название игры унаследовано от таджиков, названия фигур в России также аналогичны по смыслу арабским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, также проникали на Русь, постепенно превращая старые русские шахматы в современные. В 13 веке доминиканский монах Жак де Сессоль придал шахматам «морализаторское» измерение. Кроме того, за каждой из шахматных фигур закреплялось собственное символическое значение. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе — трактат Альфонса X Мудрого. С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1161 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Под влиянием церковного неприятия запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX Святой, английский Эдуард IV. В Европе в 1393 году Регенбургский собор наконец изъял шахматы из числа запрещённых игр".
http://sigils.ru/symbols/shahmat.html

***
Tresidder Jack. The Hutchinson Dictionary of Symbols

http://www.symbolarium.ru/index.php/TRSS
"Игра возникла, вероятно, в Древней Индии около VI в. до н. э. или даже раньше. 64-клеточная доска восходит к квадратной (8х8) мандале Шивы — модели космических сил, которыми он управлял.
В старинной индийской версии шахмат играющих было четверо — по количеству сторон доски. Наравне с логикой ход состязания определяла судьба: для определения порядка ходов использовались кости.
Символизм фигур, их взаимодействия друг с другом неоднократно изменялись, прежде чем приобрели современное значение.
В символике шахмат прослеживаются аналогии с символизмом Таро и игральных карт... Достичь восьмого уровня — значит вновь обрести рай, что означает реализацию, просветление, возведение в Ферзи и впредь движение по своей воле; Пешки подчиняются Меркурию и Венере, паре любовников".

***
В книге J. Needham, L. Wang, Science & Civilisation in China (vol. 4; Cambridge: Cambridge University Press, 1962) довольно большой раздел посвящен шахматам, и один из подразделов называется "Шахматы и астрономическая символика". В своих истоках шахматы действительно завязаны на астрологическую символику. Авторы отмечают, что в Китае шахматы (или точнее, их прототип) были известны под названием hsiang chhi, что можно понять как "image chess" ("шахматы образов"). Они отображали вечное состязание между двумя началами во вселенной, "инь" и "ян". По предположениям ученых, пешки соответствовали лунным стоянкам, два монарха - солнцу и луне, и дальше планеты, включая Раху и Кету. Впоследствии из искусства дивинации шахматы стали просто отдыхом или спортивным состязанием.

***
Юдасин Л.Г. Тысячелетний миф шахмат.
http://web.archive.org/web/200705191712 … ry/24/2419

Автор приводит множество примеров,где игра в шахматы в древности выходит далеко за рамки развлечения.
Например:"...шахматы возникли в доперсидском Иране примерно 3250 лет назад как игра четырех королей. Они соответствуют принятому в Эламе календарю Венеры. 4 короля, 4 ряда войск, по восемь фигур в каждом войске (итого: 32 дня - фигуры). ЦЕЛЬ ИГРЫ:«помочь душе умирающего найти путь в потусторонний мир с помощью добрых богов и избежать действия злых»."

***
Тут надо различать несколько вопросов:
1. Генезис шахмат. Да, как и генезис многих вещей в мире (например, астрономии и химии) он религиозно-языческий. Поэтому давая свою, религиозную оценку этой игре, церковь не покидала пространство своей компетентности.

2. Историческая мутация шахмат и, соответственно, церковного отношения к ним. Сегодня шахматы не имеют религиозного измерения и контекста. В сентябре 2004 патриарх Алексий II благословил популяризацию шахмат среди молодежи http://chess555.narod.ru/imp2.htm. У меня дома есть шахматная доска и фигурки, подаренные Президентом ФИДЕ К. Илюмжиновым (анафематствованный и ненавистный предмет я бы не стал держать так близко). Были в моей жизни и добрые встречи с гроссмейстером А. Карповым (не за шахматным столиком). Кстати, сам Анатолий Карпов награжден аж тремя церковными орденами.

3. Для меня напоминание о былом конфликте есть повод еще раз уколоть церковные совесть и разум вопросом о том, что значат наши церковные каноны для нашей же церковной жизни. Ну нельзя жить в постоянном самообмане, твердя, что мы живем по древним канонам, никако же их преступая.

4. И совсем отдельная тема - о духовных и психических последствиях ЛЮБОЙ лудомании, включая шахматную.
Собственно, об этом и говорит саудитской богослов.
Об этом говорил ранее и я.

http://www.ng.ru/ng_religii/2009-07-15/5_gambling.html :

Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии
"Азартная игра – нарушение заповеди «Не искушай Господа Бога своего». Игра – нетрудовой способ получения богатства. Если это не труд – значит, надежда на чудо. Источник всякого чуда – Бог. А всякая надежда на чудо, не связанная с молитвой, неприемлема для православного верующего.
Еще плохо то, что возникает азарт. Азарт клиширует сознание. Все остальные люди для игрока или перестают существовать, или сводятся к одной какой-то своей функции. В пылу азарта человек несвободен. А то, что делает человека несвободным, осуждается православной традицией. Игрока «плющит» страсть. Одномерность человеческой страсти приводит к «расчеловечиванию», примитивизации человеческой жизни. В состоянии азарта чаще всего мысли о Всевышнем не будет места, а если эта мысль появится, то Господь будет восприниматься просто как генератор вожделенного материального блага, только и всего. То есть это какая-то языческая молитва, в которой нет места покаянию, благодарению, переживанию Божественного спасения. Словно призыв к языческому идолу: «Дай мне большое стадо, иначе я тебя вечером не покормлю!». Чисто языческое, эксплуатационное отношение к Богу. И, наконец, игромания, зависимость от игрового аппарата, от рулетки – это начало деструкции психики, семейной, трудовой, социальной жизни человека. И церковной, конечно, тоже.
Те или иные игры, в том числе игра в зернь (древнерусская разновидность игры в кости. – «НГР»), осуждались в некоторых средневековых русских требниках. На Руси в отличие от Византии бывали негативные суждения наших церковных юристов в XVI веке даже о шахматах. Но без подробной аргументации".

Источник

0

897

.

Отредактировано икторн (19.10.2019 15:14:50)

0

898

.

Отредактировано икторн (19.10.2019 15:15:11)

0

899

икторн
надеюсь, Вы нам как-нибудь расскажете как одни языки описания Мира могут отменить другие.
Только лучше это сделать на общефилософском форуме.
Ну или в научном, если Вам будет угодно.

Подпись автора

[sup]19[/sup] ибо Закон ничего не довёл до совершенства (К евреям, Гл. 7)

0

900

икторн написал(а):

нет азартного в шахматах, как и случайного, как нет и практической ценности, есть развитие ума через них, может это и неугодно? ведь лучшая антипропаганда любой религии- наука (корявенько сказанул, да суть ясна)? (я не для спора или срача, просто вслух)

"Неугодна"  была ярко выраженная языческая направленность игры, Кураев же как раз об этом и говорит...
На счет противодействия науки и религии, так я не вижу в этом никакого противодействия. Вспомните великих ученых, они были людьми глубоко верующими и прекрасно занимались наукой, не видя никаких противоречий, тот же Ньютон, Паскаль вообще стал монахом...
Церковь не закосневелый орган, она также развивается вместе с наукой

0


Вы здесь » Форум » Православный дворик » Поговорим о Православии