Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум » Эзотерика/Религия/Философия/ » Читая Гегеля.


Читая Гегеля.

Сообщений 1 страница 10 из 67

1

Решил поговорить на тему диалектики.
Сразу замечу, я нисколько не претендую на научность своих соображений, и тем более не покушаюсь на критику Гегелевской диалектики.
Тем не менее есть желание высказывать некоторые свои соображения по поводу прочтения этой работы. И, если вдруг найдутся читающие эту тему, то прошу рассматривать как моё сугубо личное мнение.

Эта тема архитрудная и архисложная. Если кто читал Гегеля, понимают о чём речь.
Сразу замечу, там есть много терминов, смысл которых несколько иной чем он употребляется людьми в обыденной речи. Плюс, там есть термины, которыми люди в обычной речи не пользуются вовсе, например, бытие для себя, бытие для иного, должествование и пр.

Не думаю что найдутся охотники поговорить на эту тему. Посему затеваю эту тему для себя, в большей степени для того, чтобы прояснить для себя самого некоторые моменты. Так сказать - выразить своё понимание этого вопроса.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

2

Позволю себе небольшое вступление.

Многие считают диалектику каким-то заумным учением никак к ним не относящеюся, повествующую о чём-то таком, чего их конкретно никак вообще не касается.
Однако, это совершенно не так. Диалектика – это не только учение о мышлении, но и учение о движении вообще и в качестве (развитии) в частности. А в этом движении находятся все, вне зависимости от того понимает ли он это или же нет. Но понимание этого движения даёт людям наиболее верный ориентир к происходящему вокруг него и в мире в целом, а значит и позволяет делать более верные оценки того или иного. Насколько для людей значимы их верные оценки, думаю, говорить не нужно.

Качество, это важнейший параметр той или иной определённости, в том числе и человека. И, думаю, никто не безразличен к тому, в каком обществе он живёт, какие люди его окружают, какие ценности и убеждения они разделяют. А это и есть параметры их качества.
Известно, что заблудшими или непонимающими людьми легче манипулировать, легче внушить им страхи и направить эти страхи в нужное для манипулятора русло. 

Язык, а значит и понятийный аппарат, есть способ осмысления реальности всяким человеком. 
Мышление людей происходит через смысловые понятия. А формирование этих смыслов (содержания) происходит через соотношение одного с другим, то есть, они формируется относительно крайностей, они же есть противоположности. Посему смысл того или иного понятия может быть выражен не иначе как только через другие слова. Сами же понятия выступают основанием для мышления и в силу этого основания они, хотя и являются абстракцией, для мышления они становятся непосредственными.

Познание идёт в направлении от незнания к знанию, и потому о познаваемом наперёд невозможно сказать что оно есть такое. Только по завершению познания того или иного, приходит понимание – знание. И важно, для всех и каждого важно, чтобы это знание (как продукт мышления) верно отражало действительность.

Стало быть, рассмотрение знания и действительность мы, если хотим иметь верное представление о действительности, должны рассматривать как отношение мышления к бытию. Мышление мыслит бытие, а не наоборот. И в этом процессе бытие выступает как первичное для мышления. Однако, второй стороной медали является тот момент, что результат мышления является основанием для действия мыслящего уже в бытии. И здесь уже мышление выступает причиной (первичным) формирования будущего бытия. Таким образом, нельзя отделить мышление от бытия, субъекта от объекта, они являются единым целым, но взятыми по отдельности, они суть противоположности единого.

И так, бытие не является неким застывшим основанием, оно формируемо субъектами своими качествами, проявляемые во взаимодействии. Таким образом, качества субъекта проявляются только в бытии. А бытие проявляется лишь во взаимодействии субъектов бытия.

У Гегеля этот момент показан несколько иначе. Он сразу начинает свои размышления с противоположностей. Противопоставляя бытию ничто. Хотя оговаривая, что это начало есть чистое бытие и чистое ничто, которые потом, через моменты становления переходят в наличное бытие и небытие. И тем самым он намного усложняет и затрудняет понимание его логики, делая изложение его труда столь трудным для читателей. Трудной не только по объективной причине того что диалектика требует одновременного оперирования двумя, а в некоторых моментах и тремя категориями сводя их во едино, но и из-за выбранного им способа изложения своего материала.

Тем не менее, он вполне понимает момент о котором я сказал выше и говорит: 

Гегель написал(а):

нет ни-чего ни на небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то ни было, что не содержало бы в себе столь же непосредственность, сколь и опосредствование, так что эти два определения оказываются нераздельными и неразделимыми, и указанная противоположность между ними являет себя чем-то ничтожным.

Однако, начинает своё повествование он с введения противоположности бытию довольно туманной сущности - ничто.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

3

Есть такое слово – внимание. Каждый из нас в любой момент времени внимает что-то из окружающего его бытия. В разное время объектом внимания становятся разные объекты. Мы непрерывно меняем объекты своего внимание, переносим с одного на другое. Это есть природный метод последовательного познания (можно сказать - сканирования) бытия от одного конкретного, к другому конкретному, от одного целого, к другому целому.  Такая логическая операция концентрации на чём-то конкретном или иначе, выделение из общего или переход от одного конкретного к другому в диалектике называется – отрицание. То есть, когда внимание сосредоточено на чём-то, то логически это означает отрицание из рассмотрения чего-то другого или более общего. Однако, это вовсе не означает полное отрицание, оно означает переход мышления от одного к чему-то другому, отрицание с удержанием.

Как пример, когда человек беседует с кем-то, то его внимание сосредоточено на собеседнике, и его внимание в это время просто не берёт в расчёт иных людей, если разговор идёт не о них. Но это ни в коей мере не означает, что сознание полностью отрицает их. Оно отрицает (не берёт в расчёт) лишь на время, однако в памяти удерживает образы о них.

Точно так же будет и с процессом познания. Всякое познанное новое, требует нивелирования старого познания и занимает его место. Тем самым отрицает его, но в своём, уже новом качестве оно сохраняет его положительные стороны, и они остаются уже в новом качестве. И таким образом осуществляется развитие, от простого, к более сложному. То есть, говоря диалектическим языком, – развитие идёт через отрицание, избавление от ошибок и пробелов, но с сохранением всего того, что было позитивного. И тем самым, новое (уже иное) качество, занимает руководящую роль в мышлении человека и людей. Новое, это не есть абсолютно иное. Новое всегда содержит в себе и старое.  «И опыт, сын ошибок трудных» ©

Далее следует сказать об истине. Диалектика – это наука о мышлении. И в этой связи истина в диалектике понимается как соответствие мышления действительности.
Истина есть соответствие мышления мыслимому предмету, и для того, чтобы создать такое соответствие, ибо само по себе оно не дано как нечто априори готовое, мышление должно подчиняться предмету, приспособляться к нему.

Теперь об абстракции.
Тут меня многие упрекают в том, что я оперирую общими, абстрактными понятиями. Однако, без общих понятий вообще будет невозможно понимание как таковое. Но всякое общее понятие уже содержит в себе некое конкретное множество. Например, все мы часто употребляем слово человек. Однако как такового, конкретного просто человека нет. А есть конкретные Вася, Петя, Люда, Катя. Таким образом, слово человек отражает общее для всех качество – человек. И к каждому из них будет применим общий термин – человек. Стало быть, человек, как некая абстракция, содержащая в себе множество конкретных объектов, подходящих под термин человек. Бо́льшие абстракции включают в себя меньшие абстракции. И самой наибольшей абстракцией в диалектике является слово – бытие. Оно включает в себя всё что есть где бы то ни было, как целое. Однако, в то же самое время это будет и самое простое понятие, всё то что есть, но как целое. И о котором мы только и можем сказать, что оно есть. Ибо конкретизировать целое, если мы имеем ввиду его, мы не можем и не сможем. То есть, мы не можем дать ему определение, придать ему некую определённость, конкретизировать, оно априори общее для всего. И потому началом мышления о бытии Гегель берёт Это самое чистое бытие, о котором только и можно сказать, что оно есть.
 
Об этом Гегель говорит так:

Гегель написал(а):

Бытие есть неопределенное непосредственное. Оно свободно от определенности по отношению к сущности, равно как еще свободно от всякой определенности, которую оно может получить внутри самого себя. Это не имеющее рефлексии бытие есть бытие, как оно есть непосредственно лишь в самом себе.
Так как оно неопределенно, то оно есть бескачественное бытие. Но в себе ему принадлежит характер неопределенности лишь в противоположность к определенному или качественному. Но бытию вообще противостоит определенное бытие как таковое, а благодаря этому сама его неопределенность составляет его качество. Тем самым обнаружится, что первое бытие есть определенное в себе и что, следовательно:
во-вторых, оно переходит в наличное бытие, есть наличное бытие, но что последнее как конечное бытие снимает себя и переходит в бесконечное соотношение бытия с самим собою,
переходит, в-третьих, в для-себя-бытие.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

4

Ал написал(а):

А есть конкретные Вася, Петя, Люда, Катя.

Эти как раз абстрактные...
Ты забыл тех кто тебя читает. Сашу, Милу и ещё многих. Гегелю стыдно за тебя!  :mad:

Подпись автора

http://e-puzzle.ru/page.php?al=alias167 … 7926512106

0

5

a_wolf написал(а):

Эти как раз абстрактные...
Ты забыл тех кто тебя читает. Сашу, Милу и ещё многих. Гегелю стыдно за тебя!

Нет, перечисленное не есть абстракция, это перечисление конкретных.

До перечисление Саши и Милы, дабы ненароком чем-то не обидеть их, из лучших побуждений осталось за кадром.

Так что, Гегелю за меня не стыдно.  http://www.kolobok.us/smiles/standart/smoke.gif

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

6

Продолжу.

Начало.

Пожалуй, начало будет самым трудным моментом для моего изложения. Ибо понять это, в той форме как оно сказано, ну очень-очень трудно, даже невзирая на 4 многостраничных примечания, которыми Гегель поясняет сей момент.
Я просмотрел множество пояснений профессоров наук, и одному даже умудрился задать вопрос. К сожалению, никто из них не поясняет и не разъясняет этот момент. Лишь констатируют, вернее, цитируют Гегеля, и всё. Однако, следует признать, в своих примечаниях Гегель весьма убедителен. Опровергнуть его пока никому не удалось. И я на это даже не претендую. А всего-навсего, лишь пытаюсь прояснить этот момент. В первую очередь для самого себя.

Итак, Гегель берёт в основу не одно, а два начала.

Вот эти два начала.

Гегель написал(а):

Бытие, чистое бытие — без всякого дальнейшего определения. В своей неопределенной непосредственности оно равно лишь самому себе, и оно также и не неравно по отношению к другому, не имеет никакой разности ни внутри себя, ни по отношению к внешнему. Если бы в нем было какое-либо определение или содержание, отличное от другого определения в нем же, или же такое определение или содержание, которым оно отличается от некоего другого бытия, то такое различие нарушило бы его чистоту. Бытие есть чистая неопределенность и пустота. В нем нечего созерцать, если здесь может идти речь о созерцании, или, иначе говоря, оно есть только само это чистое, пустое созерцание. В нем столь же мало есть нечто такое, что можно было бы мыслить, или, иначе говоря, оно равным образом есть лишь это пустое мышление. Бытие, неопределенное, непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, чем ничто.

Гегель написал(а):

Ничто, чистое ничто; оно есть простое равенство с самим собою, совершенная пустота, отсутствие определений и содержания; неразличенность в самом себе. Поскольку здесь можно говорить о созерцании или мышлении, следует сказать, что считается небезразличным, созерцаем ли мы, а также мыслим ли мы нечто или ничто. Выражение «созерцать или мыслить ничто», следовательно, что-то означает. Мы проводим различие между этими двумя случаями; таким образом, ничто есть (существует) в нашем созерцании или мышлении; или, вернее, оно и есть само это пустое мышление и созерцание; и оно есть то же самое пустое созерцание или мышление, что и чистое бытие. Ничто есть, стало быть, то же самое определение или, вернее, то же самое отсутствие определений и, значит, вообще то же самое, что и чистое бытие.

Итак, Гегель вводит два начала, чистое, оно же неопределённое и непосредственное, бытие. И ничто, такое же неопределённое и непосредственное. Но эти два начала нераздельны, они как бы одно в другом, несуществующие и немогущие существовать раздельно. И, утверждает он, что наше мышление неспособно их разделить. И потому мы мыслит их как одно. В то же время, как он утверждает, эти два начала суть одно и то же, но прямо противоположны между собой. И только в становлении мы можем различить одно от другого, и поэтому становление выступает перед нами как внутренне присущий им обоим синтез, синтез бытия и ничто. Выступающие перед нами то одной, то другой своей противоположностью, между тем являясь неразличимыми и неразделимыми.

Вот как он говорит об этом:

Гегель написал(а):

СТАНОВЛЕНИЕ
1. Единство бытия и ничто
Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, одно и то же. Истина состоит не в бытии и не в ничто, а в том, что бытие — не переходит, а перешло в ничто, и ничто не переходит, а перешло в бытие. Но равным образом истина заключается не в их неразличенности, а в том, что они не одно и то же, что они абсолютно различны, но столь же и нераздельны и неотделимы и что каждое из них непосредственно исчезает в своей противоположности. Их истина есть, следовательно, это движение непосредственного исчезновения одного в другом: становление; такое движение, в котором они оба различны, но таким различием, которое столь же непосредственно растворилось.

Вот такая даётся загадка для ума.
То есть, суть становления происходит от движения (перехода) чистого бытия и ничто друг в друга, непрестанного их перехода одно в другое. И то, и другое есть. И то и другое, поскольку они неразличимы, и суть есть одно и то же, - существенны.

Многие философские школы говорят об этом, особенно чётко это просматривается в восточных философиях, которые это называют нирваной. Которое есть запредельное. И о котором только и можно сказать что оно есть. Но из которого и произрастает всё и вся, наблюдаемое и не наблюдаемое нами уже определённое бытие. 

Далее о становлении:

Гегель написал(а):

Становление содержит в себе, следовательно, бытие и ничто как два таких единства, каждое из которых само в свою очередь есть единство бытия и ничто. Одно из них есть бытие, как непосредственное и как соотношение с ничто; другое есть ничто, как непосредственное и как соотношение с бытием. Определения обладают в этих единствах неодинаковою ценностью.
Становление, таким образом, дано в двояком определении; в одном определении ничто есть непосредственное, т. е. оно (определение) начинает с ничто, соотносящегося с бытием, т. е. переходящего в это последнее; в другом — бытие дано как непосредственное, т. е. оно (определение) начинает с бытия, которое переходит в ничто, — возникновение и прехождение.
Оба суть одно и то же, становление, и даже как эти столь различные направления они взаимно проникают и парализуют друг друга. Одно есть прехождение; бытие переходит в ничто; но ничто есть также и противоположность самого себя, переход в бытие, возникновение. Это возникновение есть другое направление; ничто переходит в бытие, но бытие также и упраздняет само себя и есть, наоборот, переход в ничто, есть прехождение.

Итак, если очень внимательно присмотреться, а не отбрасывать всё это сказав, мол, что всё это бред, мы увидим всем-всем знакомую картину – прошлое, настоящее, будущее. Будущее переходит в настоящее (оно есть на данный момент бытие) и становится бытием, которое в свою очередь упраздняется в ничто и становится прошлым, которого уже нет, но которое, в то же самое время и есть, но в незримом виде, как причина уже родившегося настоящего, ибо без прошлого нет и настоящего. Но и будущее так же уже на подступе, и следовательно есть, но ещё неопределённое, туманное.
Таким образом, внутри самого мироздания находится эта, никогда неисчезающая связь, бытия и ничто пронизывающая всё и вся.

Итак, этот момент, есть ничто иное, как движение во времени. Рождение (возникновение) и исчезновение (прехождение). И, следовательно, всё мироздание находится в этом состоянии, возникновении и прехождении. Два встречных движения во всём. Везде и во всём, коротком и длительном, одновременно есть и то и другое. Таким образом, всё и вся погружено во время. Время и есть то самое единство и неразличимость. Всё и вся находятся в одной точке, в одном и том же мгновении времени, неразлимые и неотделимые друг от друга.
Всё, где-либо конкретно рождённое, неизбежно проходит стадию своего развития (движения, жизни) и в конце неизбежно исчезает. В то, что называют небытие. Которое тоже есть, но нам (нашему восприятию) уже недоступно. Таким образом проявляется конечность, и в то же самое время определённость бытия, о котором уже далее ведёт речь Гегель. 

В итоге, то, что на первый взгляд казалось абсурдным и непонятным бредом, при пристальном рассмотрении обретает всем знакомые очертания.
Философия, если это действительно философия, не является чем-то заумным, но стремится к упорядочиванию и систематизации знаний, в сконцентрированном виде. На данный момент развития человеческого общества, конечно.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

7

Ал написал(а):

На данный момент

На данный момент лучше Гоголь, чем Гегель. Ну, или ближе... :dontknow:

Подпись автора

http://e-puzzle.ru/page.php?al=alias167 … 7926512106

0

8

a_wolf написал(а):

На данный момент лучше Гоголь, чем Гегель. Ну, или ближе...

Гоголь - это художественное отображение бытия.
Гегель - это логическое отображение бытия. К сожалению, на данный момент, лучше и точнее чем это сделал Гегель, отображая бытие, никто не осилил. Конечно, можно ему предъявлять претензии о древнем и своеобразном стиле изложения, однако лучшей сути до сих пор нет. И потому он по праву считается родоначальником диалектики.

То ли измельчал народ, то ли интересы его изменились... :dontknow: Но факт остаётся фактом.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

9

Ал написал(а):

Гегель - это логическое отображение бытия. К сожалению, на данный момент, лучше и точнее чем это сделал Гегель, отображая бытие, никто не осилил.

Да ладно, поклоняться тем,  кто всего лишь описывает мироздания это не серьезно.
Вот ребята,  которые его СОЗДАВАЛИ ПРАКТИЧЕСКИ - вот это действительно достойно восхищения. Создавать звездно-планетарные системы, заниматься терроформированием, создавать разные формы жизни, управлять всем этим - вот это действительно круто.
А описывать то,  что кто-то сделал,  много ума и сил не нужно.

0

10

Ал написал(а):

То ли измельчал народ, то ли интересы его изменились...

И то, и другое.

Подпись автора

http://e-puzzle.ru/page.php?al=alias167 … 7926512106

0


Вы здесь » Форум » Эзотерика/Религия/Философия/ » Читая Гегеля.