Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум » Эзотерика/Религия/Философия/ » Читая Гегеля.


Читая Гегеля.

Сообщений 11 страница 20 из 67

1

Решил поговорить на тему диалектики.
Сразу замечу, я нисколько не претендую на научность своих соображений, и тем более не покушаюсь на критику Гегелевской диалектики.
Тем не менее есть желание высказывать некоторые свои соображения по поводу прочтения этой работы. И, если вдруг найдутся читающие эту тему, то прошу рассматривать как моё сугубо личное мнение.

Эта тема архитрудная и архисложная. Если кто читал Гегеля, понимают о чём речь.
Сразу замечу, там есть много терминов, смысл которых несколько иной чем он употребляется людьми в обыденной речи. Плюс, там есть термины, которыми люди в обычной речи не пользуются вовсе, например, бытие для себя, бытие для иного, должествование и пр.

Не думаю что найдутся охотники поговорить на эту тему. Посему затеваю эту тему для себя, в большей степени для того, чтобы прояснить для себя самого некоторые моменты. Так сказать - выразить своё понимание этого вопроса.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

11

Ал, чем охать да ахать, да тупо восхвалять своего кумира,  лучше бы приводил его цитаты,  выдержки,  труды,  и конкретно их бы и обсуждали,  а не твои восторги по Гегелю.
Народ хочет знать - об чем собственно речь.

0

12

Volganin написал(а):

Народ хочет знать - об чем собственно речь.

Не говори за весь народ!
"Народ безмолвствует". Пушкин.

Подпись автора

http://e-puzzle.ru/page.php?al=alias167 … 7926512106

0

13

a_wolf написал(а):

Не говори за весь народ!
"Народ безмолвствует". Пушкин.

Ок, часть народа хочет знать,  а часть хочет безмолвствовать.  :hobo:
Просто я считаю лучшая реклама товара - сам товар и если он действительно качественный,  то не нуждается в дополнительной рекламе.
Рекламируют и хвалят обычно не очень качественное,  качественное рекламирует само себя, самим фактом своего существования. Так вот поэтому и хочется позырить на товар,  а не на рекламу.

0

14

Volganin написал(а):

Ал, чем охать да ахать, да тупо восхвалять своего кумира,  лучше бы приводил его цитаты,

Ну, чтобы так говорить, нужно для начала прочитать то, что написано. И хотя бы попытаться понять что там и как. А там есть и цитаты, которые и рассматриваются. Прочти, и увидишь.

Volganin написал(а):

Так вот поэтому и хочется позырить на товар,  а не на рекламу.

Чуть выше я привёл несколко его цитат, зырь.
Ну а если захочется изучить полностью , могу дать ссылку. Но можешь и сам погуглить.  :yep:

Дать ссылку?

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

15

a_wolf написал(а):

И то, и другое.

Наверное так.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

16

Небольшое отступление. О познании и понимании.

Гегель написал(а):

Методом философии может быть лишь движущаяся в научном познании природа содержания, причем вместе с тем эта же собственная рефлексия содержания впервые полагает и порождает само его (содержания) определение.
Рассудок определяет и твердо держится за свои определения; разум же отрицателен и диалектичен, ибо он разрешает определения рассудка в ничто; он положителен, ибо он порождает всеобщее и постигает в нем особенное. Подобно тому, как рассудок обычно понимается как нечто отдельное от разума вообще, точно так же и диалектический разум обычно признается чем-то отдельным от положительного разума. Но в своей истине разум есть дух, который выше их обоих; он есть рассудочный разум или разумный рассудок. Он есть отрицательное, то, что составляет качество, как диалектического разума, так и рассудка. Он отрицает простое, и тем самым он полагает определенное различие, за которое держится рассудок. Но вместе с тем он также и разлагает это различие, и тем самым он диалектичен. Однако он не задерживается на этом нулевом результате: он здесь вместе с тем выступает также и как положительный разум, и, таким образом, он восстанавливает первоначальное простое, но как всеобщее, которое конкретно внутри себя. Под последнее не просто подводится то или другое данное особенное, а в вышеуказанном процессе определения и разлагании этого определения уже определилось вместе с тем и особенное. Это духовное движение, дающее себе в своей простоте свою определенность, а в последней — свое равенство с самим собою, это движение, представляющее собою, стало быть, имманентное развитие понятия, есть абсолютный метод познания и вместе с тем имманентная душа самого содержания.

Я уже много раз тут говорил о мировоззрении. О том, насколько важное значение для любого человека имеет мировоззрение.
Часто бытует мнение о том, что, мол, не обязательно людям приобщаться и постигать всеобщее, что, мол, нет никакой надобности постигать глубину. Люди в основном приземлённые и заняты конкретным делом, каждый своим. И нет у них интереса к тому.

К сожалению это так, но это так только с одной стороны.
А с другой стороны, - каждый человек имеет внутреннюю потребность в таком познании. Но по тем или иным причинам они не могут, не получается у них, проявить такое познание. В результате в своей жизни они пользуются рассудочными суждениями конкретных вещей, которые оказались к ним ближе всего и в следствии этого не могут быть верным образом быть связаны, и оттого носят мозаичный, фрагментированный характер.

Избавиться от фрагментированного характера мышления возможно лишь через познания всеобщего и глубинного. Это не есть что-то невероятно сложное и заумное, это есть то, что может постичь любой нормальный человек. Более того, Гегель утверждает, что верно постичь любое конкретно-единичное можно только через понимание всеобщего.

И говорит:

Гегель написал(а):

Рассудок определяет и твердо держится за свои определения; разум же отрицателен и диалектичен, ибо он разрешает определения рассудка в ничто; он положителен, ибо он порождает всеобщее и постигает в нем особенное.

То есть, так получается, что разум, через постижение всеобщего, верным образом соотносит и постигает многочисленное конкретное. То есть, всякое конкретное правильно может быть определено лишь через всеобщее.
А значит, не обратившись к всеобщему, человек остаётся всего лишь рассудочным, а не разумным существом.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

17

Продолжу.

У меня вызвало некоторое затруднение способ изложения того о чём пойдёт речь далее. И после некоторых раздумий я всё же решил начать это с некоторого обобщения уже пройденного, но в контексте со свойством человеческого мышления и после пройти чуть дальше.

Итак, как известно, ум человека мыслит посредством анализа и синтеза. Иного способа у него нет. То есть, для того чтобы что-то мыслить, ум должен различить мыслимое на некоторые составные его части, а затем эти части снова соединить через некоторый вывод (суждение), создав таким образом в своём сознании некий образ мыслимого. Мы не можем мыслить единичное. Для нашего ума нам обязательно нужно соотнести это единичное с чем-то другим (сравнить/разделить). И если вдруг оказывается, что ум не может что-то сравнить или соотнести, то он и не может понять это. То, что для ума остаётся не соотнесённым, остаётся для него непознанным. И это всё неслучайно. Наше мироустройство, как минимум, двойственно. И существует оно во взаимодействии. Таким образом, всегда есть субъект и объект взаимодействия. Однако, всё это неисчислимое взаимодействие происходит вовсе не хаотично и независимо, а связано воедино, как целое (единое). И вот это единое для ума остаётся непосредственным (немыслимым). И лишь разделяя одно от другого, ум начинает мыслить, и только после этого он может создать образ единого, но, произведя эту операцию, этот образ уже будет опосредованным, или, говоря иначе - абстрактным. А значит, ограниченным. И границей этой ограниченности будет степень познания, то, насколько познаваемое будет соответствовать познаваемому объекту в действительности. Отсюда проистекает нетождественность сознания действительности. Отсюда же и потребность ума для своего мышлении в противоположностях; да-нет; верх-низ; равно-неравно; и т.д. Без всего этого ум не может постигать действительность. А значит и не может ориентироваться в нём. В результате, нет нигде абсолютного тождества. То, что абсолютно тождественно, есть в действительности одно и то же. В мироздании нет ничего абсолютно одинакового, всякое существующее совместно с одинаковостью обязано иметь и свою уникальность (самость).

Следовательно, мы имеем дело лишь с тождествами различного, которое следует понимать как одновременное и равенство и не равенство. 2=2, или А=А, есть тавтология не могущая нести никакого смысла. А вот тождество А+Б=С есть тоже тождество, но смысл в этом тождестве обнаруживается, и обнаруживается лишь в том, что это есть тождество различного. Таким образом, вложив такой смысл в тождество, мы обнаруживаем единство различного. И потому нам не следует упускать из виду, где здесь есть равенство, а где различие.
То же самое и в жизни. Этот стол равен соседнему столу, он точно такой же, однако, в то же время он есть другой стол и этим самым эти два стола не равны, а противопоставлены, но в этом противопоставлении обнаруживается их единство.
Петров тождественен Сидорову, ибо и тот и другой – человек, однако, в то же самое время они и различны, ибо и тот и другой – различные личности, но объединены одним и тем же качеством – человек. И так во всём.

Не учитывая этого, люди часто делают неоправданный акцент на каком-то одном из этих положений, не принимая во внимание другой. И тем самым входят в противоречие и запутываются.

Именно поэтому, на мой взгляд, в своей диалектике Гегель ввёл как бы два начала, которые суть одно и то же, но поскольку их два, они между тем различны, но их различие нивелируется единством.
В итоге, введение этого приёма даёт наглядное, и, главное, верное понимание бытия и происходящих в нём процессов, а так же даёт верный способ познания бытия.

Два принципа бытия; единение (оно же будет время, или изменчивость, ибо всё мироздание находится в одном и том же мгновении времени, но вместе с тем и строго синхронно движется во времени изменяясь и оставаясь неизменным одновременно); и разделение (оно же является пространством, ибо всякая сущность мироздания облачена в свою форму, т.е. имеющая некоторую протяжённость, тем самым занимающая некоторое пространство и тем разделена друг от друга (имеет свою границу)).
В результате этого мы имеем два момента:

Гегель написал(а):

Одно есть прехождение; бытие переходит в ничто; но ничто есть также и противоположность самого себя, переход в бытие, возникновение.

То есть, говоря современным языком – в основе мироздания положена цикличность, или непрекращающийся повтор. Но это есть такой повтор, который на каждом своём цикле порождает иное состояние. Получается движение по спирали, где имеется как цикличность, так и поступательное движение. Таким образом, цикличность порождает сущности, а поступательное движение даёт этим сущностям жизнь, в результате происходит движение всего во времени, оно же будет и движение в качестве. И, не забываем, что в этом движении имеется два момента, возникновение и исчезновение. 

Отсюда вытекает двойственность и обнаруживается изменчивость и неизменность всего и вся. Сопротивление изменению и невозможность сопротивляться изменению. Которые заложены в основе мироздания и которые есть непосредственные. Отсюда и два противоположных потока идущих одновременно и вместе, возникновение и исчезновение. «Иное иного есть иное». И «иное иного есть иное». Это два состояния одного и того же, но имеющие разный смысл. Первое есть неизменность (иное всегда остаётся одним и тем же иным), сопротивляющееся изменению. Второе, изменчивость (иное уже становится другим иным), порождённое вынужденным изменением. Причём как первое, так и второе, неотделимы и составляют целое. Которое и порождает уже привычную нами определённость, или, как говорит Гегель, - наличное бытие, сохраняющая в себе выше перечисленные два начала чистое бытие и ничто, переходящие друг в друга и порождающие два момента, возникновение и прехождение. И уже в этом, наличном бытии, мы можем различать одно нечто от другого нечто, которые есть сущее и которым мы можем дать некое определение, оно же будет качество.

Итак, всё сущее существует в качестве (определении). Которые так же имеют два момента. Качество (определение); в себе бытие (неизменяемое равенство с собой); и качество (определение) бытие для иного (изменяющееся неравенство с собой). Или - момент равенства с собой и момент неравенства с собой одновременно. Первое и есть само определение, второе же есть характер.

Теперь рассмотрим тождество с иной его стороны. Этого рассмотрения я у Гегеля не нашёл. Однако незримо оно там присутствует и прямо вытекает из его положений. И мне непонятно почему он не рассмотрел этот момент и не озвучил его.
Но, тем не менее, всё же, рассмотрим и это. Выше мы прояснили, что в любом соотнесении, которое делает наше мышление, можно увидеть два момента, момент равенства, и момент не равенства соотносимых частей.
Теперь рассмотрим всё это, но с точки зрения неравенства, но, не упуская из виду и равенство.
Возьмём те же примеры, но в контексте неравенства. А+В≠С, математически. И, - этот стол не равен другому столу, в качестве наглядности.
И будем рассматривать их в контексте отыскания различий, неравенства.

И тогда, рассматривая их таким образом, мы неизбежно придём к выводу об избытках и недостатках в них тех или иных качеств. Которые и порождают в них рассматриваемое нами неравенство. Однако, любое неравенство отображается как нечто большее или меньшее, оно же будет недостаточность и избыточность тех или иных качеств. Стало быть, существует некое промежуточное состояние, в котором недостаток и избыток имеющихся качеств уравновешиваются. И такое положение, в котором избыток и недостаток уравновешиваются, будет ни чем иным, как идеал. А поскольку всё пронизано движением, то этот идеал следует рассматривать с точки зрения функционирования. То есть, идеал это такое состояние уравновешенных качеств, при котором обеспечивается идеальное функционирование. И тогда, в отношении к этому идеалу, как избыток, так и недостаток, будут являться отрицательным качеством, ухудшающим функционирование.

Отсюда видим, что идеал является абсолютным тождеством, абсолютным равенством самому себе, в котором уже нет неравенства. И потому он является наивысшим качеством, а значит, является единственным. Таким образом, то тождество, которое мы рассматривали выше, и в котором обнаружили единство, есть идеализированное тождество, равновесие и гармония. Которое реально существует и что всякая сущность, существующее в мироздании стремится к идеальному, или, что то же самое – к равновесию. Но, в то же время она и отлична от идеального и существует в рамках своих границ относительно идеального. А значит, всякий выход за пределы своих границ относительно идеального, есть уход в небытие, есть невозможность функционирования в данном качестве.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

18

Небольшое дополнение, упущенное в прошлый раз.

Весьма распространено суждение о том, что идеального не существует. Что идеального невозможно добиться. Что идеальное это чистая абстракция. И тому приводят многочисленные примеры неидеального в окружающих нас вещах и предметах, вопрошая при этом – ну и покажи мне, где тут идеальное?
И этот вопрос является показателем материалистического мировоззрения, которое не воспринимает и не понимает того, что есть, существует много вещей, которые нельзя потрогать и пощупать, но, тем не менее, они существуют.
Приведу такой пример, известно что в камеру двигателя внутреннего сгорания подаётся горючая смесь состоящая из воздуха и распылённого горючего. Так вот, существует такое соотношение этой смеси, при котором процесс сгорания происходит без остатка, то есть – идеально. Ведь оно, несомненно, существует, хотя его и нельзя потрогать. Разве будет кто-то отрицать это? Почему же это и подобное тогда отрицается?
Существуют и границы возможности существования того или иного при его отклонении от идеального. В том же примере это будет недостаток или избыток одного из компонентов смеси, где за пределами этих границ процесс воспламенения в камере сгорания уже станет невозможным в принципе. Разве это не наглядно? Разве это не показывает на существование идеального?
Более того, необходимость в идеальном присутствует и в сфере человеческой деятельности практически применяется, примером того может служить всякого рода эталоны; эталон веса, длинны, и т.д., в том числе и разного рода состояний и соотношений применяемых в производстве. Всё это наглядно показывает насущную потребность в наличии идеала. 

Теперь посмотрим на это немного с иной точки зрения. А именно, с понимания того, что всякое, существующее в мироздании есть некий процесс. А всякий процесс обусловлен. То есть, для существования любого процесса нужны условия его возникновения и существования. Стало быть, при идеальных условиях процесс существует. При отклонении от идеального и выходе за границы возможного, процесс неизбежно прекращается. Сохранение процесса есть задача, решение которой заключается в том, чтобы не выйти за пределы границ идеального. Разве не об этом говорится у Гегеля, когда он говорит о двух моментах существования всякого нечто:

Гегель написал(а):

Иное иного есть иное

Так вот, этим я хочу сказать, что для всего, что существует в мироздании, существует и своё идеальное состояние (соотношение). В том числе и в отношениях между людьми. Отсюда, по большому счёту, всякое человеческое познание есть, в конечном итоге, познание идеального.

В том же русле и стремления людей к правильному, к нахождению того или иного правильного решения. Разве кто-то будет действовать, считая, что это неправильно? Вряд ли! Но чтобы понять что правильно а что неправильно нужно мыслить. Мыслить, - значит решать некую, поставленную задачу. Но как мы знаем, задача задачи рознь. Ибо, оглядываясь на нашу социальную действительность, видим, что некоторые решают задачи весьма и весьма неблаговидные, хотя и решают их правильно (относительно правильно). Следовательно, важно не только мыслить, но более важно, что именно мыслить, и в каком масштабе и каком отношении мыслить.

Идеал, идеальное, идея, слова однокоренные, и отражают практически одно и то же - правильное решение (в худшем случае - предположение)

Когда-то в древности Аристотель воскликнул: «я мыслю, следовательно, существую». И это стало философской аксиомой.

Вот и Гегель говорит в этом же духе, возвышая логику на вершину человеческой сущности. И в этом, я считаю, он был неправ. Ибо ум, а следовательно и логика, как продукт ума, есть всего лишь инструмент человека, как сущности.
Вот как он об этом говорит:

Гегель написал(а):

Формы мысли выявляются и отлагаются прежде всего в человеческом языке. В наше время мы должны неустанно напоминать, что человек отличается от животного именно тем, что он мыслит. Во все, что для него (человека) становится чем-то внутренним, вообще представлением, во все, что он делает своим, проник язык, а все то, что человек превращает в язык и выражает в языке, содержит в себе, в скрытом ли, спутанном или более разработанном виде, некоторую категорию; в такой мере свойственно его природе логическое, или, правильнее сказать, последнее есть сама его своеобразная природа. Но если вообще противопоставлять природу, как физическое, духовному, то следовало бы сказать, что логическое есть, наоборот, сверхприродное, проникающее во весь природный обиход человека, в его чувства, созерцания, вожделения, потребности, влечения и тем только и превращающее их, хотя лишь формально, в нечто человеческое, в представления и цели.

Хочу обратить внимание, что во многом здесь Гегель сказал верно, и о языке, и о мысли, и о логике, и о влиянии мышления на чувства человеческого существа. Всё так.

Однако, он ошибается в том, что считает, что мышление, в том числе и язык, являются наивысшим качеством человека. Тогда как на самом деле ум и его продукт мышление, есть всего лишь инструмент сущности человека.
Стало быть, просто знать язык и мыслить понятиями для человека как человека недостаточно.

Правильнее делать оценку человеку по его отношению к себе подобным и к природе (к Богу) в целом. Вот показатель человечности и человека.

А что мы видим в нашей сегодняшней действительности? Какие отношения видим между людьми?
Показательны здесь отношения между классами. Элита, по сути, относится к массе простых людей как к чему-то ущербному. Те, в свою очередь, отвечают взаимной неприязнью.
Где здесь человеческое?
Здесь всё больше и больше просматривается низшее, животное естество, невзирая на то, что это существо бывает начитанным и эрудированным. Интеллектуальным, но безчеловечным. Ибо за всем этим нет человеческого отношения, хотя мышление и мысли имеются. Ибо как назвать рабовладельца относящегося к подневольному человеку (рабу) как к вещи и принуждающего его работать на себя?

Дух, о котором Гегель говорит очень много, он в целом связывает с мышлением, познанием, логикой. Но, как однажды показал тот же Кант, из той же немецкой философской школы, что человек может одинаково логично доказывать прямо противоположное.
Из чего следует, что мышление вовсе не самостоятельно, а всего лишь исполняет задачи более высшей категории человеческой сущности, качество которой и определяется в направленности того, на какие именно задачи направлено мышление. То есть, какие на самом деле, в конечном итоге, этим мышлением преследуются цели. Так вот, именно это качество остаётся неизменной в формулировке Гегеля «иное иного есть иное».

И тогда мы увидим, что мышление человека становится не его сутью, а его явлением. И формулировка: «сущность является через явление, а явление существенно», в отношении человеческой сущности предстаёт перед нами уже в ином свете.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

19

Продолжу.

Выше я вовсе не случайно привёл формулировку Гегеля: «иное иного есть иное». В которой находятся два смысловых момента, причём эти два момента в этой формулировке являются противоположными. Мы можем назвать их как; неизменность и изменчивость, содержание и форма, сущность и явление, оно же будет качество и характер.  Однако, при рассмотрении нужно иметь ввиду, что эти два момента находятся в единстве. А значит, при рассмотрении нужно верно определить принадлежность явления именно к данной сущности, а не к какой либо иной. (например при истолковании опыта Майкельсона-Морли, были перепутаны принадлежности явлений и сущности)

Эта формулировка, на мой взгляд, является ключевой. Отталкиваясь от нее, мы можем просматривать сущность и движение бытия. Каждый может наблюдать, что одно и то же нечто, в разное время имеет разное своё проявление. Вот симпатичный ребёнок, весело смеётся, а спустя время мы видим – он горько плачет. Один и тот же ребёнок, но проявление его разное. И так во всём. Всякое нечто в обозримом нами наличном бытии предстаёт в двух формах, и как неизменность, и как изменчивость, но вместе составляющих некое единство. И мы часто, опуская это различие, которое является для нас непосредственным и привычным, рефлекторно обобщая, говорим, что это одно и то же нечто. В итоге за явлением не видим сущности. Или, говоря иначе, о сущности мы судим по явлению. Или, что то же самое – по его проявлению.

Здесь необходимо сказать следующее: - тот момент, который в нечто является неизменным, сопротивляется изменению. И это сопротивление отталкивает и отталкивается от другого нечто, не родственному ему. Но в то же время притягивает и притягивается к другому нечто родственному ему. 

Для дальнейшего развития этого момента процитирую:

Гегель написал(а):

Определенное, конечное бытие есть такое бытие, которое соотносится с чем-либо другим; оно есть содержание, находящееся в отношении необходимости с другим содержанием, со всем миром. Имея в виду взаимоопределяющую связь целого, метафизика могла выставить в сущности говоря, тавтологическое утверждение, что если бы была разрушена одна пылинка, то обрушилась бы вся вселенная. В примерах, приводимых против рассматриваемого нами положения, представляется небезразличным, есть ли нечто или его нет, не из-за бытия или небытия, а из-за его содержания, связывающего его с другими содержаниями. Когда предполагается некое определенное содержание, какое-либо определенное существование, то это существование, именно потому, что оно — определенное, находится в многообразном соотношении с другим содержанием. Для него небезразлично, есть ли известное другое содержание, с которым оно находится в соотношении, или его нет, ибо только благодаря такому соотношению оно существенно есть то, что оно есть.

Итак, мы всюду наблюдаем многочисленные нечто. Для нас всё это привычно и обыденно, и в силу этой привычности мы редко задумываемся о том, а что же это есть на самом деле. Нам кажется, что мы об этом знаем всё. Однако, за этой привычностью скрыто от нас очень и очень многое. Порой совершенно иное, чем мы себе представляли.

Прежде чем пойти дальше, хочу напомнить один момент из предыдущего повествования, которые мы должны будем иметь ввиду при рассмотрении дальнейшего.
Бытие, или, говоря привычным для нас языком – мироздание, в своей сути едино. И всегда остаётся единым. И когда мы говорим о частях этого единого, то мы лишь своей абстракцией концентрируем своё внимание на каком-то ином аспекте этого единого, и не более того. Следовательно, от того что мы своим мышлением рассматриваем какую-либо часть единого целое, от этого нашего действа единство ни куда не исчезает, а по-прежнему пронизывает всё и вся.

Итак, продолжаем, из цитаты мы видим, что определенное, конечное бытие, оно же нечто, есть такое бытие, которое соотносится как с другим(ми) нечто, так и со всем мирозданием в целом. «Оно есть содержание, находящееся в отношении необходимости с другим содержанием, со всем миром» (Гегель)
То есть, существование чего-то конечного (нечто) возможно лишь в том случае, если обеспечивается необходимое соотношение его со всем мирозданием. Или, говоря иначе, само по себе существование какого-либо нечто невозможно в принципе. А возможно лишь через некое отношение с единым целым.
И тот момент, каковым будет это действительное, но так же и непосредственное отношение, определяет качество этого нечто. Что есть что. То есть, качество отношений говорит о качестве содержания (сущности). Забегая вперёд, скажу, что это отношение есть непосредственная сакральность присущая всему и вся, но в разном качестве. Вопросы: кто я? Кто мы? Откуда? Всё это есть вопросы качественного отношения с абсолютным, которые пусть и не все, но многие задают самим себе. 

А теперь вспомним формулировку «иное иного есть иное». В котором, как мы помним, есть два момента, неизменное и изменяемое, оно же качество и характер.

Гегель написал(а):

«Качество, которое есть «в себе» в простом нечто, находящееся существенно в единстве с другим моментом последнего, с в-нем-бытием, может быть названо его определением».

Гегель написал(а):

«То, чтó нечто имеет в нем, таким образом разделяется, и оно есть с этой стороны внешнее наличное бытие нечто, каковое наличное бытие также есть его наличное бытие, но не принадлежит его в-себе-бытию. Определенность, таким образом, есть характер».

Итак, любое качество должно быть соотнесено. Только через соотнесение может быть дана оценка этого качества. Но это соотнесение не может быть произвольным. Ибо тогда в разном соотнесении мы получим разную оценку. Стало быть, оно должно быть соотнесено с чем-то неизменным. И таким неизменным может быть только идеальное, только с границами идеального. Идеальное есть то, что нельзя, как ухудшить, так и улучшить. Ибо оно неизменно и не принадлежит к сущности, а вместе с границами установлено для сущности из вне, единым целым.

Гегель написал(а):

В для-себя-бытии качественное бытие завершено; оно есть бесконечное бытие.

 
То есть, как единое целое, бытие есть абсолютное бытие, а, следовательно, идеальное.

Нечто, но уже в наличном бытии, которое мы и наблюдаем, есть некая проекция единого целого, которое обладает некоторой самостью (эго), и тем самым, образно говоря, как бы отрицает абсолютное (но содержит его в себе, сохраняет как непосредственное), ибо является конечным, находящимся во времени.

Гегель написал(а):

Наличное бытие есть снятое, но лишь непосредственно снятое бытие. Оно, таким образом, содержит в себе пока что лишь первое отрицание, которое само непосредственно. Бытие, правда, также сохранено, и в наличном бытии оба (т. е. бытие и отрицание) объединены в простое единство, но как раз поэтому они сами в себе еще неравны друг другу и их единство еще не положено. Наличное бытие есть поэтому сфера диферентности (некоего отклонения, прим. моё), дуализма, область конечности. Определенность есть определенность как таковая, некая относительная, а не абсолютная определяемость.

В силу своей конечности наличное бытие, в отличии от единого целого, уже в большей степени определяется внутренней относительностью, но в то же время, но уже, правда, на втором плане, сохраняет в себе и абсолютное, как нечто непосредственное, не выпадает из него как само по себе, а имеет в себе непосредственность единого, но как внутреннюю. Получается, что внешнее и внутренне в наличном бытии как бы выворачиваются, меняются местами и таким образом определяющим уже становится самость наличного бытия выходящая на поверхность через явление, а единство уходит на второй план. А поскольку оно непосредственное, то наше мышление, привыкшее к формальной логике, его практически не учитывает, как мы не учитываем того, что является для нас привычным и обыденным до того момента, пока целенаправленно не обратим на него внимание. Устранение этого изъяна возможно лишь через развитие образного мышления и смене мировоззрения из фрагментированного на цельное.

Таким образом, получается, что эта сфера, присутствия в каждом единого целого, или, что то же самое, признание всякого нечто частью единого целого, находится за пределами функции мышления и относится к иной сфере, сфере чувств, души, которая, как я неоднократно говорил тут, и определяет на самом деле цели и задачи для ума. Хотя Гегель на это не обращает внимания, поскольку считает мышление синонимом высшего проявления духа. В то время как мышление есть простое явление, в том числе и человека, и на самом деле является инструментом его сущности. Однако, справедливости ради, здесь стоит заметить, что это действительно совершенный инструмент.

И последнее на сегодня. О границах. Коротко. Без цитат, Но вспомнив лекции по диалектике: «Одна и та же определённость, разделяющая и объединяющая два нечто, называется граница».
Это может быть что угодно, линия, отделяющая две фигуры на бумаге, расстояние, и т.д.. Т.е. всё то, определённое, по которому мы и можем различить два нечто друг от друга.
Смысл этого в том, что нет ничего только разделяющего, а существует и то и другое одновременно, как разделяющее и как объединяющее. Ибо всё и вся взаимосвязано. Но существует в рамках своих границ.
И, говоря уже касательно качества, то тут есть два момента. Действительное качество, которое мы, так или иначе, хорошо или плохо, но определяем. И качество идеальное, данное уже незримо, и исходящее от единого целого.
Первое есть принадлежность конкретного нечто. Второе есть идеал качества конкретного нечто, но не им самим придуманным, а данным ему как непосредственное с высшего уровня бытия. И то и другое есть его качество. Но первое нечто уже имеет в наличии, а второе является для него возможным, и, через сакральность, нечто к этому стремится. 

Отсюда, движение (оно же развитие, как процесс) в качестве от наличного к идеальному, будет прогресс. А движение в обратную сторону, удаление от идеального, есть регресс.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0

20

Для начала вкратце немного повторения того, что уже было сказано. С тем расчетом, чтобы его держать в уме для оперирования в наших дальнейших рассуждениях.

Итак, мы выяснили, что мироздание является единым непосредственным целым. Одним.
И более него нет ничего иного.
Рассматривая его, мы пришли к выводу, что единое целое не просто статично, а всё время находится в движении времени (циклично-поступательно), или, говоря иначе, порождает время, через которое происходит становление наличного (конкретного) бытия, и в котором одновременно имеются два взаимно-противоположных момента, возникновение и прехождение. Здесь хочу заранее обратить внимание на следующий момент, движение, как таковое есть одновременно и циклическим и поступательным. И одного без другого не бывает.

Именно поэтому в этом становлении рождаются многочисленные нечто наличного бытия, которые есть суть сущие (существующие). Однако, все эти нечто, рождаясь и существуя, существуют не сами по себе, а в необходимом соотношении как друг с другом, так и с единым целым. Однако в наличном бытии на поверхности уже оказываются соотношения друг с другом, которые есть относительные, а соотношения с единым целым как бы скрыты, погружены в глубину, во внутрь, ибо являются непосредственными.

Таким образом, в наличном бытии единое целое как бы исчезает (снимается (термин Гегеля)). Но исчезает оно таким образом, что в отношении конкретных нечто в наличном бытии единое целое отходит на второй план, вглубь, оставаясь там непосредственным. Таким образом, внутреннее и внешнее через становление как бы меняются местами, и тем самым предоставляется возможность проявится сущему. У которого через этот процесс появляется собственная самость (эго). А через это – и собственная жизнь, единство бытия для себя и бытия для иного.

Далее мы выяснили, что всякое нечто (оно же - сущность) имеет в себе два противоположных момента, находящихся в единстве, одно неизменное, другое изменяемое. Первое назовём качество, второе – характер. Первое сопротивляется изменению, второе в зависимости от условий изменяется, проявляя во вне (с другим(ми) нечто) тот или иной характер (или, что то же самое – то или иное взаимодействие).
Так же мы выяснили, что неизменный момент нечто, сопротивляясь изменению, притягивается к родственному и отталкивается от чуждого (или, говоря привычным языком, имеет свой нрав (или иначе – набор ценностей)).

Далее мы выяснили, что в соотношении с единым целым то, неизменное (оно же и есть качество как таковое), которое имеет всякое нечто, находится в границах идеального. Соотношение этих двух качеств, имеющегося у конкретного нечто качества и предназначенного для этого нечто идеального качества, показывает действительное кто есть кто.
Этот момент, момент имманентного идеального качества, Гегель называет долженствованием (хотя, на мой взгляд правильнее было бы назвать это предназначением).

Гегель написал(а):

В-себе-бытие, присущее нашему нечто в его определении, низводит себя, следовательно, до уровня долженствования тем, что то самое, чтó составляет его в-себе-бытие, дано (ist) в одном и том же отношении как небытие и притом таким образом, что во внутри-себя-бытии, в отрицании отрицания, означенное в-себе-бытие как одно отрицание (отрицающее) есть единство с другим отрицанием, которое как качественно другое есть вместе с тем граница, благодаря чему указанное единство дано как соотношение с нею.

То есть, если говорить коротко, то нечто, взятое со своей присущей ей имманентной границей, и, в следствии этого отличное от идеального, есть конечное нечто, имеющее качество (нечто неизменное) и характер (нечто изменяющееся). Которое должно (но необязательно) стремиться к идеальному, поскольку здесь уже на первый план вышла самость этого, конкретного и конечного нечто которая уже и определяет для себя цель своего стремления.

Гегель написал(а):

Нечто есть в себе в противоположность к своему бытию-для-другого. Но определенность принадлежит также и к его «в себе» и есть
b) его определение, переходящее также в характер (Beschaffenheit), который, будучи тождественным с первым, составляет имманентное и вместе с тем подвергшееся отрицанию бытие-для-другого, составляет границу нечто, которая
c) есть имманентное определение самого нечто, и последнее есть, следовательно, конечное.

О соотношении определения (оно же – качество нечто) с его идеальным, взятого в рамках установленных границ Гегель говорит так: 

Гегель написал(а):

Итак, конечное определилось как соотношение его определения с границей, первое есть в этом соотношении долженствование, а последняя есть предел. Оба суть, таким образом, моменты конечного; тем самым оба, как долженствование, так и предел, сами конечны. Но лишь предел положен как конечное; долженствование ограничено лишь в себе, следовательно, лишь для нас. Благодаря своему соотношению с ему самому уже имманентной границей оно ограничено, но эта его ограниченность закутана во в-себе-бытие, ибо по своему наличному бытию, т. е. по своей определенности, противостоящей пределу, долженствование положено как в-себе-бытие.

Здесь следует заметить, что слово «предел» Гегель использует несколько в ином смысле, в смысле границы самого конкретного нечто на данный момент. Где границей по Гегелю является одно и то же определение отделяющее и в то же время соединяющее два нечто. Именно в силу такого смысла по Гегелю нечто в своём движении выходит за свой предел (границу).   

Таким образом, существование всякого нечто (оно же - сущность) есть непосредственное становление единого целого в наличное бытие через циклические (как самые простые для простых сущностей, так и невообразимо сложные для более сложных сущностей) повторы от себя к себе же, которое сопротивляется изменениям, но вынуждено проявлять характер и изменяться.
В связи с чем образуется поступательное движение от одного нечто к другому, которое изменяется от разного рода условий, проявляющееся как характер взаимодействия. И вот через это взаимодействие идёт познание, как единого целого, так и различных нечто в наличном бытии.
В результате, то, неизменное, которое есть внутри нечто, притягиваясь к родственному и отталкиваясь от чуждого, обретает опыт познания (движение в качестве), который становится своим собственным и на который оно опирается во вне через свой характер и становится тем что оно есть.     

Гегель написал(а):

В-себе-бытие, присущее нашему нечто в его определении, низводит себя, следовательно, до уровня долженствования тем, что то самое, чтó составляет его в-себе-бытие, дано (ist) в одном и том же отношении как небытие и притом таким образом, что во внутри-себя-бытии, в отрицании отрицания, означенное в-себе-бытие как одно отрицание (отрицающее) есть единство с другим отрицанием, которое как качественно другое есть вместе с тем граница, благодаря чему указанное единство дано как соотношение с нею.

Таким образом, качество (неизменность), не есть нечто застывшее в вечном покое, а его неизменность следует понимать как циклическое движение от себя к себе же. Проявляя характер в отношении внешнего, оно выходит за пределы себя (как момент его изменчивости), но вновь и вновь возвращается к себе же. (Иначе мы наблюдали бы вселенский хаос)

Более того, мы смело можем утверждать, что цикличностью пронизано всё бытие. И соотношение конечного нечто с безконечным единым целым также проявляется и в цикличности. И что конечное нечто, в этом смысле есть так же и безконечное целое, ибо непосредственно содержит его момент в себе. Оно не брошено на произвол ненужности и безсмысленности как «само по себе», не является отработанной деталью на выброс, а являет собой неразрывную связь с безконечным единым целым. Оно, таким образом, одновременно является как конечным, так и безконечным. (Безконечное здесь следует понимать не в смысле не имеющий конца и края, а как вечность.)

Гегель написал(а):

Это нужно осознать; и развертывание конечного показывает, что оно в самом себе, как это внутреннее противоречие, рушится внутри себя, но при этом действительно разрешает указанное противоречие, обнаруживая, что оно не только преходяще и преходит, но что прехождение, ничто не есть нечто окончательное, а само преходит.

Это момент у Гегеля есть как бы некий намёк на нечто подобное реинкарнации.

Теперь, исходя из вышесказанного, переходим к самому сложному и непривычному – рассмотрению движения как такового. Что есть движение, как таковое?

Вот какое определение движения дают толковые словари на сегодняшний день: «Движение важнейший атрибут материи, способ ее существования; в самом общем, широком смысле — «это изменение вообще». Это есть чисто материалистическое истолкование термина движение, но которое дано с позиций диалектики, истолкованной с материалистических позиций.

Однако, несмотря на это, в этом определении мы, если внимательно присмотримся, можем чётко увидеть единство движения с тем, что движется, – «материя и её движение». А теперь вспомним, как чуть ранее определили этот же момент мы: – «неизменное и изменчивое» или иначе – «циклическое и поступательное». Сравним с материалистическим определением – «материя и её атрибут». И здесь мы видим, что вся смысловая форма этого определения исчезает в ничего нам не говорящем – «изменение вообще».

Для того чтобы углубиться в этот вопрос зададимся вопросом – почему всякое движение закономерно, а не хаотично, как про то говорят что всякое сложное в природе происходит от случайностей?
Почему материя имеет атрибуты? И почему эти атрибуты одни и те же у всего, подчинены одним и тем же законам, а не хаотичны под воздействием якобы имеющей место эволюции развития, причём случайным образом?

Отвечая на эти вопросы безпристрастно, мы увидим, что если смотреть на это с точки зрения материализма, то материя должна была бы уже давно распасться в хаосе движения не просто в пыль, а в ничто.

В нашем же случае мы видим, что как таковой, безмозглой, материи просто нет. От слова вообще. Существуют многочисленные сущности, имеющие в себе внутреннее непосредственное движение (циклично-поступательное) соотнесённое с идеальным, и тем самым имеющие единую природу.

Подпись автора

Знание принципов превалирует над знанием фактов.

0


Вы здесь » Форум » Эзотерика/Религия/Философия/ » Читая Гегеля.